Найти в Дзене
Культурный код

«Великолепный «сын» Шермана»: танк M46 «Генерал Паттон»

Оглавление

Создание среднего танка M46 «Паттон» было обусловлено необходимостью модернизации американского танкового парка в послевоенные годы. После окончания Второй Мировой Войны стало ясно, что устаревшие модели нуждаются в серьезном техническом обновлении. Танк M26 «Першинг», хоть и считался передовым для своего времени, уже не соответствовал требованиям нового этапа развития военной техники.

M26 «Першинг»
M26 «Першинг»

В конце 1940-х годов, когда международная обстановка снова начала накаляться, армия США активизировала усилия по созданию более мощного и мобильного среднего танка.

Изначально проект получил обозначение T40. Основной задачей инженеров было улучшение подвижности и огневой мощи танка нового поколения за счет новой силовой установки. Двигатель AV-1790 и гидромеханическая трансмиссия CD-850 стали революционными для того времени. Это позволило значительно повысить энергообеспеченность машины и упростить управление.

M46 морской пехоты США в Корее, 1953
M46 морской пехоты США в Корее, 1953

В рамках ограниченного бюджета M46 позиционировался как временная мера, но на деле он стал важным шагом вперед, заложив основу для дальнейших разработок.

Серийное производство

Производство M46 началось в 1949 году на заводе Detroit Arsenal Tank Plant. Первоначальный заказ включал выпуск 800 танков, однако к концу производства общее количество составило 1168 единиц.

Средний танк M26
Средний танк M26

Первые серийные образцы были отправлены на испытания в Абердинский полигон в ноябре 1949 года, а к июню 1950 года уже было выпущено 319 машин. Начало Корейской войны внесло свои коррективы — планы по переоборудованию старых M26 были отложены, так как потребовалось срочное усиление войск.

Четвёртый образец T40 на испытаниях в Форт-Ноксе
Четвёртый образец T40 на испытаниях в Форт-Ноксе

В процессе выпуска была проведена модернизация: трансмиссию CD-850-3 заменили на более совершенную версию CD-850-4, также изменилось передаточное число бортовых передач. Внешне машины практически не отличались, что порой затрудняло их идентификацию. Однако такие изменения позволили повысить надежность и долговечность механизмов.

Конструкция и особенности

M46 имел классическую компоновку с расположением боевого отделения спереди, моторно-трансмиссионного — сзади. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и помощника водителя.

M46A1 в Музее Армии в Брюсселе
M46A1 в Музее Армии в Брюсселе

Корпус был сварен из литых и катаных деталей гомогенной броневой стали. Лобовая часть корпуса, выполненная как единая отливка, обеспечивала хорошую защиту: верхняя часть — 102 мм под углом 46°, нижняя — 76 мм под углом 53°. Такая конструкция позволяла эффективно противостоять попаданиям противотанковых снарядов.

Башня, как и корпус, была сделана из литой брони. Лобовая часть имела толщину 102 мм, маска орудия — 114 мм. Однако в конструкции присутствовали слабые места — участки вокруг вентилятора и курсового пулемета. Эти зоны могли стать уязвимыми при точных попаданиях. Тем не менее, широкое применение литья позволило создать более технологичный и прочный корпус, что стало характерной чертой американского танкостроения того времени.

Общий вид M46
Общий вид M46

Для повышения безопасности экипажа в случае возгорания в M46 использовалась стационарная углекислотная система однократного действия. Она состояла из трех баллонов объемом по 5,9 литра, установленных между сиденьями механика-водителя. Система активировалась вручную через специальную рукоятку в отделении управления или внешний рычаг сзади люка помощника водителя. При перегреве баллонов автоматически срабатывали предохранительные клапаны, что позволяло минимизировать последствия пожара.

Основным вооружением M46 стала 90-мм нарезная пушка M3A1. Это полуавтоматическое орудие имело длину ствола 50 калибров (4500 мм) и оснащалось эжектором пороховых газов, что было новшеством для американских танков. Максимальная дульная энергия составляла 3,93 МДж.

M46, оборудованный прожектором
M46, оборудованный прожектором

Пушка обладала технической скорострельностью до 8 выстрелов в минуту и могла использовать различные типы боеприпасов: калиберные и подкалиберные бронебойные снаряды, кумулятивные и осколочно-фугасные.

Кроме M3A1 на некоторых экземплярах устанавливалась модифицированная версия M3A2, которая отличалась улучшенной технологией изготовления, увеличенным сроком службы ствола и расширенным температурным диапазоном стрельбы. Орудие размещалось в спаренной установке M73, обеспечивающей углы вертикального наведения от -10° до +20°.

M46 с установленным бульдозерным оборудованием и изготовленным в войсках сетчатым экраном для защиты от РПГ. Корея, 1953 год
M46 с установленным бульдозерным оборудованием и изготовленным в войсках сетчатым экраном для защиты от РПГ. Корея, 1953 год

Штатный боекомплект насчитывал 70 выстрелов. Все боеприпасы размещались в боевом отделении ниже уровня башенного кольца. Наиболее распространенные типы снарядов включали M77 (калиберный бронебойный), M82 (бронебойный с защитным наконечником), M304 (подкалиберный с алюминиевым корпусом) и кумулятивный T108E46. Для стрельбы по пехоте и фортификационным сооружениям применялись осколочно-фугасные снаряды M71 и дымовые M313.

Баллистические характеристики M3A1 позволяли ему пробивать лобовую броню большинства средних танков времен Второй Мировой Войны на дистанциях до 2000 метров. Однако против советских Т-54 и Т-34-85 его эффективность снижалась, особенно при использовании калиберных снарядов.

M46 6-го танкового батальона с «тигровой» окраской. Корея, 7 марта 1951 года
M46 6-го танкового батальона с «тигровой» окраской. Корея, 7 марта 1951 года

Система управления огнем оставалась на уровне Второй Мировой Войны, хотя и считалась относительно современной для своего времени. Основным прицелом служил перископический M10F, который сочетал высокое увеличение с возможностью обзора местности. Однако у него отсутствовали шкалы для стрельбы пулеметами и ограничения по типам боеприпасов. Для повышения точности иногда использовались дополнительные оптические устройства.

M2HB в турельной установке
M2HB в турельной установке

Помимо основной пушки, M46 был оснащен двумя 7,62-мм пулеметами M1919A4 (спаренный и курсовой) и одним 12,7-мм зенитным пулеметом M2HB. Курсовой пулемет размещался в шаровой установке и имел ограниченные углы наведения. Зенитный пулемет часто использовался для стрельбы по наземным целям благодаря своей подвижности. Боекомплект пулеметов составлял 5500 патронов для 7,62-мм и 550 патронов для 12,7-мм оружия.

Наблюдательные приборы M46 находились на уровне своего времени. Командирская башенка обеспечивала круговой обзор благодаря триплексным стеклоблокам. У других членов экипажа были установлены перископические приборы однократного увеличения. Хотя эти системы были простыми, они обеспечивали достаточный уровень обзора на поле боя. Отдельной особенностью являлась возможность быстрой замены поврежденных частей, что повышало живучесть машины.

M46 1-го танкового батальона морской пехоты. Корея, 8 июля 1952 года
M46 1-го танкового батальона морской пехоты. Корея, 8 июля 1952 года

Связь между машинами осуществлялась через радиостанции SCR-510 и SCR-610. Они обеспечивали надежное взаимодействие внутри подразделения и с командным пунктом. Также предусматривалась внутренняя телефонная связь между членами экипажа. Это позволяло оперативно реагировать на изменение обстановки и координировать действия.

Двигатель AV-1790-5B
Двигатель AV-1790-5B

Под капотом M46 скрывался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения AV-1790-5. Его мощность составляла 810 л.с., что обеспечивало удельную мощность 18,4 л.с./т. Гидромеханическая трансмиссия CD-850 значительно упрощала управление, снижая нагрузку на водителя и повышая маневренность. Однако надежность силовой установки оставалась проблемой, особенно в условиях длительной эксплуатации.

Ходовая часть M46 включала шесть сдвоенных опорных катков диаметром 660 мм, пять поддерживающих роликов, ленивец и ведущее колесо. Подвеска была торсионной, индивидуальной для каждого катка. Такая конструкция обеспечивала достаточно плавный ход даже по пересеченной местности. Однако масса танка (43,9 тонны) и высокое удельное давление на грунт (0,98 кг/см²) снижали проходимость в сложных условиях.

Трофейный американский M46 в военном музее в Китае
Трофейный американский M46 в военном музее в Китае

На базе M46 разрабатывалось несколько вариантов специализированного оборудования. В частности, был создан бульдозерный комплект M3, который позволял использовать танк в инженерных целях — для расчистки путей и подготовки укрытий. Также велись работы над мостоукладчиком AVLB, однако эта машина так и не пошла в серию из-за устаревания базового шасси к моменту завершения испытаний.

Использование

M46 активно применялся в Корейской войне, где показал себя как вполне надежный и эффективный средний танк. Он участвовал в боевых действиях с 1950 по 1953 год, демонстрируя хорошие качества в горной местности и при ведении боев в городе. Однако недостатки в виде слабой защиты и устаревшей системы управления огнем становились очевидными при столкновениях с более современными противниками.

Лобовая броня корпуса M46, пробитая 85-мм снарядом, попавшим в основание буксировочной петли
Лобовая броня корпуса M46, пробитая 85-мм снарядом, попавшим в основание буксировочной петли

В США M46 оставался на вооружении до начала 1960-х годов, после чего его сменил более совершенный M48. За рубежом танки этого типа не поставлялись, за исключением нескольких машин, временно переданных Бельгии для обучения. В Корее M46 стал первым американским средним танком, способным эффективно противостоять советским Т-34-85, хотя и уступал в броневой защите и огневой мощи более новым советским и британским образцам.

Сравнение с аналогами

Если сравнивать M46 с советским Т-54 или британским «Центурионом», то он уступал по комплексу характеристик. Т-54 обладал лучшей броней и более мощным вооружением, а «Центурион» превосходил в системе управления огнем и маневренности. Однако M46 был более технологичным в производстве и стал закономерным продолжением американской танковой школы.

Средний танк Т-54 в Военно-историческом музее в г. Дрезден
Средний танк Т-54 в Военно-историческом музее в г. Дрезден

Несколько экземпляров M46 сохранились в музеях США и Европы. Например, один из танков можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке (Россия), а также в Королевском музее Армии в Брюсселе.

M46 «General Patton I» в Бронетанковом музее в Кубинке
M46 «General Patton I» в Бронетанковом музее в Кубинке

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.