Найти в Дзене
Литрес

Подтолкнула Маяковского к самоубийству: почему музу поэта обвинили в его смерти

Она была символом свободы и непокорности, покровителем и надзирателем, чьё имя навсегда вписано в историю русского авангарда ХХ века. Лиля Брик – не просто муза Маяковского, она – культурный феномен, клубок страстей, интриг и притягательной власти. Её сравнивали с ведьмой и богиней, обвиняли в разрушении судеб и обожествляли. Она шагала рядом с революцией, держа за руку поэтов, художников, режиссёров. Почему её обожали такие разные люди – от Маяковского до Плисецкой? Как ей удавалось сочетать пролетарскую строгость с изысканной элегантностью, близость к власти – с почти демонической независимостью? Брик пережила эпохи, любимых мужчин и ненавистников. Однако для многих она осталась не роковой женщиной, а виновницей самоубийства великого поэта. О том, почему музу Маяковского обвинили в его смерти и пытались вычеркнуть из истории, расскажем в нашей статье.

Лиля Брик – фигура, вызывающая одновременно восхищение и осуждение, загадочная муза русского авангарда, чья жизнь стала отражением бурных перемен XX века. Её обаяние притягивало выдающихся деятелей искусства, а влияние распространялось от литературных салонов до высших эшелонов власти. Родившись в 1891 году в Москве в семье юриста и преподавательницы музыки, Лиля получила блестящее образование: свободно владела немецким и французским языками, играла на фортепиано, изучала архитектуру и скульптуру. В 1912 году она вышла замуж за поэта и литературного критика Осипа Брика. Их брак стал символом свободных отношений: супруги договорились о союзе, допускающем внебрачные связи.

В 1915 году Лиля познакомилась с Владимиром Маяковским, который сразу влюбился в неё. Их отношения стали источником вдохновения для поэта. Этот союз помог ему создать множество произведений. О любви-болезни, любви-зависимости рассказывает книга «Маяковский и Лиля Брик. Падшие ангелы с разбитыми сердцами».

-2

Несмотря на страсть, Лиля не оставила мужа, и все трое жили вместе, что вызывало бурю обсуждений в обществе. Алиса Ганиева в книге «Лиля Брик. Её Лиличество на фоне Люциферова века» пишет о загадочной магии Брик.

Лиля была не только музой, но и активной участницей культурной жизни: вместе с Осипом и Маяковским она основала журнал «ЛЕФ», ставший платформой для конструктивистов и дадаистов. Её портрет, созданный Александром Родченко, стал настоящей иконой эпохи.

-3

Салон Бриков посещали такие деятели, как Борис Пастернак, Казимир Малевич, Сергей Эйзенштейн и другие. А к 85-летнему юбилею Ив Сен-Лоран создал для Брик специальное платье.

После самоубийства Маяковского в 1930 году Лиля, будучи распорядителем его литературного наследия, написала письмо Иосифу Сталину с просьбой сохранить память о поэте. Тот ответил, назвав Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что привело к возрождению интереса к его творчеству и установке памятников по всей стране.

Однако Лилю Брик негласно обвинили в смерти Владимира Маяковского, потому что для многих его самоубийство стало шоком, и общественному сознанию требовался «виновный». Она – самый близкий человек, его многолетняя муза и любовница – оказалась самой очевидной кандидатурой. К тому же, после смерти поэта Брик опубликовала часть их переписки – это было её ошибкой. Контраст оказался резким: письма Маяковского были полны отчаяния и любви, тогда как ответы Лили – сухими, с просьбами выслать деньги или прислать вещи. Это породило образ «расчётливой» женщины, измотавшей поэта эмоционально.

-4

Современники нередко говорили, что Лиля «играла» Маяковским, использовала его как средство для самоутверждения и продвижения. Мы уже писали о том, как она просила поэта привезти ей иномарку, и он готов был исполнить любую её прихоть.

-5

В архивах сохранилось множество телеграмм-молний, в которых Осип и Лиля просят Маяковского выслать им денег. В сочетании с её репутацией свободной и раскрепощённой женщины, активно меняющей партнёров, это породило массу пересудов. К тому же, Брик и сама давала массу поводов для сплетен.

Она открыто продолжала пользоваться дивидендами, которые принесла ей посмертная слава Маяковского. В её распоряжение перешла почти вся недвижимость поэта: дом в Гендриковом переулке, новая просторная кооперативная жилплощадь в Спасопесковском и даже трагически знаменитая комната-кабинет, где прозвучал роковой выстрел. Права на публикацию его произведений тоже оказались у неё. И хотя в глазах публики она играла роль вдовы, траур по Маяковскому не длился долго.

-6

Уже через несколько месяцев после гибели поэта Лиля вновь вышла замуж – на этот раз за красного командарма, героя Гражданской войны Виталия Примакова. В доме на Спасопесковском появилась новая табличка: инициалы Маяковского сменил Примаков, но шрифт остался тем же. Это поразило Варлама Шаламова, который однажды пришёл к ней согласовать свою книгу воспоминаний о поэте.

«Почему-то было больно, неприятно. Я больше в этой квартире не бывал», – запишет он позже.

В 1937 году Примаков попал в списки «врагов народа» и был расстрелян. Имя Лили тоже оказалось рядом, но на полях документа лично Сталин написал: «Не будем трогать жену Маяковского». Так Лиля Брик, та самая женщина, которую винили в гибели поэта, снова вышла сухой из воды – спасённая властью, которую он прославлял.

Почему её пытались вычеркнуть из истории?

Литературный салон Бриков был местом пересечения писателей и чекистов.

Анна Ахматова язвительно отмечала: «Литературу отменили, оставили только салон Бриков».

Многие подозревали Лилю в доносах – особенно после волны репрессий, в которую попали и знакомые семьи. Для сталинской идеологии Брик – неформальная, блестящая, независимая женщина – была чуждой. Советская женщина должна была быть преданной женой, труженицей и матерью. Брик не вписывалась в этот канон.

-7

Самоубийство «поэта революции» стало серьёзной идеологической проблемой. Обвиняя Брик, власть как бы снимала ответственность с режима, перекладывая трагедию на «женщину-вамп», а не на атмосферу изоляции и творческого тупика, в которую попал Маяковский.

В 1938 году Лиля вышла замуж за писателя Василия Катаняна, с которым прожила до конца жизни. Маяковского она не считала главной любовью и даже призналась Фаине Раневской: «Мне надо было быть только с Осей».

-8