АВС-анализ (ABC-analysis) — метод, позволяющий определить наиболее значимые ресурсы компании.
В маркетинге наиболее востребованным является АВС-анализ ассортимента. Проводится как для отдельного бренда, так и в целом для компании. Метод позволяет определить нерентабельные или низко-рентабельные группы товаров, своевременно улучшить и оптимизировать ассортиментный портфель.
Согласно принципу Парето 80% прибыли приносят 20% товаров. АBC-анализ - анализ товаров, помогающий безошибочно выявить те самые 20%.
Пример ABC-анализа
Рассмотрим на небольшом примере, как это происходит. Возьмём кальянное меню и, чтобы не усложнять, ограничим ассортимент 10-ю позициями табака. Проведем анализ позиций по прибыли.
Получаем вот такую таблицу:
Группа А - локомотив заведения
По таблице мы видим что 80% прибыли, а точнее 75,76%, дают табаки STARTNOW, DARKSIDE и FUMARI. Мы их отнесем к группе А.
Товары из группы А - локомотивы данной кальянной, приносят максимальную прибыль. Кальянная будет нести большие потери, если этих табаков, например, не окажется на складе. Им должно быть уделено максимум внимания и контроля.
Группа B - стабильные продажи
Далее 20% прибыли, а точнее 17,99%, приносят табаки SERBETLI, TANGIERS и AFZAL. Их мы отнесем в группу В.
Группа B - позиции, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи. Данные позиции также важны для компании, но могут контролировать более спокойными и умеренными темпами.
Группа C - не приносят доход
И последняя группа позиций, табаки STARBUZZ, ADALYA, HOOKAHFINA и HAZE приносят всего лишь 6,25% прибыли. Их мы отнесем к группе С.
Это наименее важная группа позиций в кальянной. Либо они не приносят дохода, либо тянут заведение вниз. Сюда же попадают товары-новинки.
В классическом варианте АВС-анализа соотношение между группами А, В и С — 80/15/5. У нас получилось иное соотношение — 75,76/17,99/6,25. Ничего страшного. Реалии бизнеса не всегда вписываются в классику. Главное — чтобы общая сумма была 100%. Это самопроверка.
АВС-анализ в Data-CRM.com
Для проведения анализа в Data-CRM, вам надо всего лишь:
- Заполнить склад и меню
- Начать вести продажи
- В разделе ABC-анализ появятся все необходимые данные
В примере выше мы разбирали анализ только по доле выручки.
В Data-CRM вы можете провести ABC-анализ одновременно:
- По доле выручки
- По количеству
Соответственно каждому товару будет присваиваться не одна буква, а две.
То есть товар AA - A группа по прибыли и по количеству - идеальная позиция меню.
Как использовать результаты ABC-анализа
Эффективное использование ABC-анализа может увеличить выручку заведения с существующим потоком гостей на 30-40%
Программы лояльности
Зная какие позиции вам нужно продвигать для достижения максимальной выгоды, вы можете создавать акции и программы лояльности, включая туда позиции из группы А, что бы поддерживать на них спрос или позиции из группы В, что бы перевести их в группу А.
Оптимизация меню
Вы можете оптимизировать меню в соответствии с результатами ABC-анализа. Например, комплектовать позиции в сеты. Можете узнать какие позиции работают только для поддержания ассортимента меню, какие позиции требуют снижения себестоимости или наоборот наценки, а какие блюда можно ввести/вывести из меню.
Планы продаж для сотрудников
Вы можете составлять планы продаж для кальянщиков или администраторов и поощрять большую продажу определенных позиций, и рекомендацию их гостям.
Оптимизация закупок
На складе всегда должны присутствовать товары из группы А. В стоп-лист могут попадать только позиции из групп В и С.
Таким образом, благодаря работе с ABC-анализом у вас будет возможность создать лучшую ассортиментную матрицу, выстроить планы сотрудникам, создать самые привлекательные программы лояльности и не тратиться на то, что не интересно Гостям.
Техническая поддержка Axle-CRM:
+7(812)309-93-47
Телеграм: @axleCRM_help
https://axle-crm.com/