Найти в Дзене
Зарисовки с натуры

Куда ведет подземный переход?

Я часто вспоминаю свое советское прошлое, ведь почти половина жизни прошла в СССР. Это было недавно, это было давно, и сегодня многое из прошлого кажется просто нереальным. "Где-то есть город, тихий, как сон, пылью тягучей по грудь занесен..." Эти слова вполне можно было сказать и о городе, в котором я однажды оказалась. Это город - завод, город областного подчинения, в котором серо и уныло, дома похожи друг на друга, в центре - обычное, ничем не примечательное кафе со стандартной мебелью и меню. Река делит город на две половины, на одной стороне - огромный завод и клубы дыма, на другой - дома сталинского типа и самый обычный городской пейзаж. Без излишеств. По городу звеня, бегают трамваи, от железнодорожного вокзала к центру и от центра -через мост- к заводу. Я устроилась в общежитии, потом посидела в кафе, благо приехала в командировку и кое - какие средства, помимо личных денег, в кармане имелись. В любом городе, в который заносила меня судьба, я старалась использовать общественный

Я часто вспоминаю свое советское прошлое, ведь почти половина жизни прошла в СССР.

Это было недавно, это было давно, и сегодня многое из прошлого кажется просто нереальным.

"Где-то есть город, тихий, как сон, пылью тягучей по грудь занесен..." Эти слова вполне можно было сказать и о городе, в котором я однажды оказалась.

Это город - завод, город областного подчинения, в котором серо и уныло, дома похожи друг на друга, в центре - обычное, ничем не примечательное кафе со стандартной мебелью и меню. Река делит город на две половины, на одной стороне - огромный завод и клубы дыма, на другой - дома сталинского типа и самый обычный городской пейзаж. Без излишеств.

Город-труженник, город -завод https://travelask.ru/questions/32389
Город-труженник, город -завод https://travelask.ru/questions/32389

По городу звеня, бегают трамваи, от железнодорожного вокзала к центру и от центра -через мост- к заводу.

Я устроилась в общежитии, потом посидела в кафе, благо приехала в командировку и кое - какие средства, помимо личных денег, в кармане имелись. В любом городе, в который заносила меня судьба, я старалась использовать общественный транспорт, чтобы ближе познакомиться с его достопримечательностями. Вот и в этом городе я села на трамвай и "поехала, куда глаза глядят", с интересом разглядывая в окно окрестности. Причем я старалась ехать до конечной, чтобы ничего не упустить.

Конечная оказалась в старом городе за рекой, причем трамвай долго двигался вдоль какого-то забора, так, что мне стало немного страшновато, смогу ли я вернуться отсюда назад? Ведь я совершенно не знаю города! Наконец, трамвай приехал на кольцо и остановился около небольших одноэтажных домиков, которые стояли на какой-то подозрительно рыжей траве. На этой рыжей траве паслись также подозрительно рыжие коровы и разгуливали собаки с облезлой, порыжевшей шерстью. Откуда эта рыжая пыль, покрывшая все вокруг?

Пейзаж напоминал марсианский и, с мыслью, как же здесь люди живут, я торопливо забралась в этот же трамвай и поехала назад, за реку, где находилось общежитие, ставшее мне гостиницей на пару дней.

В общежитии я пообщалась с молодым человеком, который сказал, что приехал сюда из другого города, но именно этот город понравился ему с первого взгляда и так запал в сердце, что он решил остаться тут жить. Ну а те места, которые сегодня посетила я во время своей самодеятельной экскурсии, он, возможно, просто еще не видел. Как говорится, всему свое время.

Наутро я встала довольно рано, так как мне предстояла встреча с прорабом на заводской стройке. Наша лаборатория при политехническом институте в то время занималась внедрением бригадного подряда на строительстве объектов.

Я села в трамвай и покатила к центральной проходной завода. Прямо рядом с проходной находилась гостиница и черные клубы заводского дыма, которые с удовольствием приносил сюда ветер, закрывали окна гостиницы, словно занавесом. Открывшееся моим глазам зрелище было очень необычным.

Зайдя в проходную, я набрала номер телефона прораба и сообщила ему о своем прибытии. Прораб спросил, где я нахожусь, и я сказала, что нахожусь рядом с заводской проходной.

Отлично, радостно сказал он и объяснил, как мне пройти в цех, реконструкцией которого они занимались.

Это просто. Нужно недалеко от проходной спуститься в подземный переход, пройти его, а когда переход закончится, выйти из него, немного пройти по асфальту и я попаду прямо в их цех. Он будет меня ждать.

На том и порешили. Охране на проходной я показала свое командировочное удостоверение, паспорт и мне выписали разовый пропуск на завод.

Я прошла через проходную и почти сразу увидела подземный переход, о котором говорил мне прораб. Я спустилась в него и пошла...

...Пошла по темному подземному переходу, который освещали редкие тусклые лампочки где-то высоко вверху, да лампочки встречных людей на касках. Под ногами кое - где были уложены доски и когда я наступала на них, слышалось отчетливое хлюпанье, как будто под ногами была вода. Воду было слышно, но не видно. Иногда от основного пути подземелья уходили боковые ответвления, но я шла строго по курсу, придерживаясь основного направления.

Чем дальше я уходила вперед, тем более диким становился подземный переход, а люди практически не встречались. Но это и не удивительно: рабочий день в разгаре и бесцельно в переходах болтаются только командировочные типа меня. Но и их не было.

Я шла по этому подземному переходу совершенно одна, практически в полной темноте, ощупью, трогая стенки. Становилось страшновато. Ведь у перехода этого не было конца! Вспомнились сказки о нечистой силе, которая вела меня в никуда.

Наконец, впереди показался просвет и я выбралась на земную поверхность. Наверху было светло, не то, что в подземелье! И я увидела людей! Я буквально бросилась им навстречу, чтобы спросить, где находится цех, который я ищу.

Мне сказали, что нужно через подземный переход, из которого я только что вышла, вернуться назад, к проходной, сесть в трамвай и доехать до проходной номер 6 (говорю по памяти, могу ошибиться!). Там будет другой переход и я быстро найду нужный мне цех.

Вот что угодно, сказала я, но назад, в этот переход я не пойду ни за какие коврижки. Возможно, есть какой-то путь поверху, а не под землей? Мне сказали, что поверху - это очень далеко, нужно будет пройти доменный цех, мартеновский и только потом... Покажите, пожалуйста, в какую сторону нужно идти.

Мне показали ладошкой направление и я пошла... Я шла в указанном направлении, почти не встречая людей и на моем пути возникла огромная стена какого - то цеха. Стена казалось очень высокой, длинной, неприступной.

Как же ее обойти? С таким вопросом я обратилась к первому встречному. Узнав, куда я иду, он сказал, что лучше всего спуститься в подземный переход и пройти под этими цехами. Обходить их очень долго. Нет, подземный переход отпадает, но мне сказали, что можно пройти поверху.

Поверху? В принципе, можно, хотя и не просто, идите вон туда... и сбоку будет лесенка на мост.

И я, в который уже раз, пошла, на сей раз на мост. А время шло и приближалось к обеду.

Я поднялась по узкой лесенке высоко-высоко наверх, так что сразу открылась перед глазами панорама завода. В поле моего зрения попали также верхушки заводских труб, которые были рядом со мной и дымили вовсю. Из труб шел разноцветный дым.

Мост оказался узким хлипким мостиком, который напомнил мне веревочные мостики через реку. Я шла по нему, держась за поручень и боялась смотреть вниз. А когда все-таки посмотрела, то увидела внизу много-много рельсов и на них - заполненные раскаленным металлом изложницы, которые, видимо, должны были куда-то отправить. От раскаленного металла вверх поднимался жар и норовил расплавить асфальт подо мной. Трубы, до которых, казалось, можно дотянуться рукой, испускали удушливые газы.

Вообщем, я попала из огня, да в полымя. Или, как говорится в народе, поменяла шило на мыло и хрен редьки не слаще.

Я вдруг отчетливо поняла, что стоит моей голове закружиться, как я спикирую вниз, точнехонько в изложницу с раскаленным металлом. А закружиться голове было от чего! Ведь не зря же трубы такие огромные, то, чем я сейчас дышу не предназначено для легких человека, да еще в таком количестве!

Возможно, этот мостик служит только для технических целей, здесь никто не ходит, кроме меня. Если что случится, то никто даже знать не будет, куда я подевалась. Хотелось закричать от ужаса.

Однако молодость, есть молодость, она всегда верит в лучшее и я почти бегом добежала до конца мостика, подгоняемая страшными мыслями о том, что может случиться.

А в конце мостика я обнаружила какое -то строение, как оказалось, лабораторию. Лаборантка уставилась на меня и спросила, как я сюда попала. Я рассказала свою историю и в очередной раз спросила, как мне все-таки попасть в нужный мне цех. Спуститесь вниз, потом немного налево и увидите нужный вам цех.

Когда я, вконец измученная путешествием под землей, на земле и по воздуху, пришла туда, куда мне было надо, прораба на месте не оказалось, он ушел обедать, так и не дождавшись меня. Когда он, наконец, пришел, то очень удивился, где я так долго была.

Я сказала, что звонила ему от центральной проходной и мне пришлось потратить несколько часов, чтобы найти нужный цех.

Когда мы закончили, он пошёл проводить меня и показал совсем рядом с цехом переход, о котором говорил. Это был небольшой и совсем не страшный переход, от него до проходной шла асфальтовая дорожка, а рядом с проходной была остановка трамвая, который быстро домчал меня до общежития.

Командировка закончилась и на следующий день я была уже дома, в областном центре.

С тех пор этот город-завод очень изменился.

Город стал современным, качество жизни людей улучшилось.
Город стал современным, качество жизни людей улучшилось.

Огромные средства были потрачены на экологические нужды, воздух стал значительно чище, появились новые современные, в том числе спортивные, объекты, новые площади, места отдыха, памятники, парковые зоны, новые виды современного транспорта и даже аэропорт.

Как бежит время!

Видимо, парень, который решил здесь жить, сделал правильный выбор.