Найти в Дзене
Библио Графия

«Нас называли ночными ведьмами». Воспоминания и дневники лётчиц полка ночных бомбардировщиков

46-й гвардейский Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков — полк, где лётчики, штурманы, техники и вооруженцы были женщины. Лётчики мужских частей ласково называли их «сестрёнками», пехотинцы — «небесными созданиями». Они наводили ужас на немцев, которые прозвали их «ночными ведьмами». Это бомбы их полка попали в штаб генерала фон Клейста под Моздоком. Вы читаете отзыв читательницы Елены Егоровой, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года. Сначала в дивизии настороженно отнеслись к женскому полку, но уже через три месяца эти бесстрашные и самоотверженные девушки смогли завоевать всеобщее признание. Боевые задачи они выполняли на маломощном ПО-2, из фанеры и перкаля, без бомбового отсека и радиосвязи. Этот полк ни разу не уходил в тыл. Часто за ночь экипажи успевали сделать по 8-10 боевых вылетов, то есть лётчицы и штурманы проводили в воздухе по 10 часов! Часто девушкам приходилось летать в трудных метеорологических ус

46-й гвардейский Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков — полк, где лётчики, штурманы, техники и вооруженцы были женщины. Лётчики мужских частей ласково называли их «сестрёнками», пехотинцы — «небесными созданиями». Они наводили ужас на немцев, которые прозвали их «ночными ведьмами». Это бомбы их полка попали в штаб генерала фон Клейста под Моздоком.

Вы читаете отзыв читательницы Елены Егоровой, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года.
Евдокия Бершанская уточняет боевую задачу с экипажем
Евдокия Бершанская уточняет боевую задачу с экипажем

Сначала в дивизии настороженно отнеслись к женскому полку, но уже через три месяца эти бесстрашные и самоотверженные девушки смогли завоевать всеобщее признание. Боевые задачи они выполняли на маломощном ПО-2, из фанеры и перкаля, без бомбового отсека и радиосвязи. Этот полк ни разу не уходил в тыл. Часто за ночь экипажи успевали сделать по 8-10 боевых вылетов, то есть лётчицы и штурманы проводили в воздухе по 10 часов! Часто девушкам приходилось летать в трудных метеорологических условиях: над горами, в дождь, при низкой облачности. Даже страшно представить девушек на таком простеньком биплане с двумя открытыми кабинами, уязвимом перед зенитным огнём и немецкими истребителями. А ведь до 1944 года они летали без парашютов! Вооруженцы-девочки каждая могла подвесить две тонны бомб за ночь! Техникам было тяжело без ангаров, стационарных ремонтных мастерских. Ночью, только при свете фонарика, они должны были осматривать и ремонтировать самолёты, заправлять их бензином и маслом. Когда аэродром был близко к фронту, приходилось работать без фонарика. В редкие свободные минуты девушки устраивали вечера самодеятельности, выпускали литературный журнал и стенгазету «Крокодил», играли в волейбол и вышивали. Меня потрясли истории трёх девушек, вот они.

Галя Докутович, высокая, стройная девушка с большими чёрными глазами была штурманом. После очередного ночного полёта, ожидая, когда её самолёт отремонтируют, девушка заснула в траве на краю аэродрома. В темноте её переехал бензозаправщик, и долгие месяцы девушка провела в госпитале. Врачи не разрешили ей летать, но Галя, скрыв медицинскую справку, вернулась в полк и с повреждённым позвоночником продолжала летать. Став штурманом звена, она успела сделать 120 вылетов до гибели…

На первом фото: Галина Докутович. На втором фото: Ассиновская. Штурман Н. Ульяненко, Х. Доспаненко, Е. Рябова, Т. Сумарокова, Р. Гашева, Н. Меклин
На первом фото: Галина Докутович. На втором фото: Ассиновская. Штурман Н. Ульяненко, Х. Доспаненко, Е. Рябова, Т. Сумарокова, Р. Гашева, Н. Меклин

Евдокия Носаль пережила горе в первые дни войны. Немцы разбомбили здание родильного дома, где лежала Дуся. Она осталась жива, но её сын остался под обломками. Молодая женщина стала одной из лучших лётчиц полка, за ночь совершая больше вылетов, чем другие. Дуся погибла в апрельскую ночь 1943 года. Первой в полку получила звания Героя Советского Союза. Посмертно…

Женя Руднева прервала учёбу в МГУ и в числе первых откликнулась на призыв ЦК комсомола, который объявил призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт. Она стала прекрасным штурманом, её уважали и любили в полку. В дневнике Женя писала: «Настоящий героизм на войне заключается не в сиюминутном движении души, а в непрерывном преодолении страха и усталости, помноженном на мастерство, в непрерывном тяжёлом труде». Женя любила рассказывать сказки и легенды о созвездиях, очень скучала по своей астрономии и мечтала вернуться в университет. 9 апреля 1944 года её самолёт был обстрелян из зенитных пушек и сгорел. Эта отважная девушка совершила 645 боевых вылетов. В честь Евгении Рудневой названа малая планета № 1907.

На первом фото: начальник шифровального отдела Нина Волкова. На втором фото: Евгения Руднева и Дина Никулина
На первом фото: начальник шифровального отдела Нина Волкова. На втором фото: Евгения Руднева и Дина Никулина

Закончилась война, и многие девушки вернулись в институты, другие остались в авиации. Наталия Меклин (Кравцова) стала писательницей, Ирина Ракобольская — известным физиком. Евгения Жигуленко окончила Институт кинематографии и сняла фильм «В небе ночные ведьмы». Не забудем подвиг этих бесстрашных лётчиц! Будем бережно хранить в памяти подвиг военного поколения!

-5

Эта замечательная книга написана начальником штаба полка Ириной Ракобольской и Героем Советского Союза, лётчицей Натальей Кравцовой (Меклин). В книгу также вошли записи из дневников Галины Докутович, Евгении Рудневой, Марины Чечневой и воспоминания лётчиц, штурманов, вооруженцев и техников Раисы Ароновой, Полины Гельман, Ларисы Розановой, Нины Ульяненко, Руфины Гашевой, Калерии Рыльской, Серафимы Амосовой, Евдокии Бершанской, Марии Щелкановой, Хиваз Доспановой, Ларисы Розановой, Зинаиды Вишнёвой, Татьяны Сумароковой, Татьяны Вахромеевой, Ирины Дмитриевой, Галины Пилипенко, Екатерины Глазковой.

***

Спасибо Елене за потрясающий отзыв!

-6