Найти в Дзене

«Бронепароходы», Иванов Алексей, отзыв о романе

Роман времен гражданской войны в России. Мне показалось, что Иванов заложил библейский мотив о ковчеге – по-настоящему великая литература из этого и состоит (спорный тезис, но вспомните «Мастер и Маргарита» Булгакова). Не берусь судить, насколько Бронепароходам удалось стать великой литературой, но роман однозначно удался, его стоит читать. Романы Иванова – историчны, он очень точно следует исторической правде, домысливая только то, чего мы не знаем наверняка. Автор потрясающе завязывает интригу – роман начинается с убийства Великого князя (Михаил действительно был убит в Перми во времена, описанные в романе, и убит Гавриилом Мясниковым – тоже действующее лицо романа) – и ведет эту интригу в течение всего романа, немного снижая градус к середине повествования и повышая к кульминации (последние страниц двести я просто «проглотил»). Иванов мастерски уходит от вопроса о том, на чьей он стороне – красных или белых – для него нет особо этих сторон (главный герой – капитан парохода – говори

«Бронепароходы», Иванов Алексей, отзыв о романе

Роман времен гражданской войны в России.

Мне показалось, что Иванов заложил библейский мотив о ковчеге – по-настоящему великая литература из этого и состоит (спорный тезис, но вспомните «Мастер и Маргарита» Булгакова).

Не берусь судить, насколько Бронепароходам удалось стать великой литературой, но роман однозначно удался, его стоит читать. Романы Иванова – историчны, он очень точно следует исторической правде, домысливая только то, чего мы не знаем наверняка. Автор потрясающе завязывает интригу – роман начинается с убийства Великого князя (Михаил действительно был убит в Перми во времена, описанные в романе, и убит Гавриилом Мясниковым – тоже действующее лицо романа) – и ведет эту интригу в течение всего романа, немного снижая градус к середине повествования и повышая к кульминации (последние страниц двести я просто «проглотил»).

Иванов мастерски уходит от вопроса о том, на чьей он стороне – красных или белых – для него нет особо этих сторон (главный герой – капитан парохода – говорит, нет красных или белых, есть пароход). Но при этом очень ярко представлена трагедия России гражданской войны – он не стесняется в красках.

Иванов создал сильные мужские характеры – героев и антигероев. И роман быть может как раз про то, как добро может противостоять злу. Зло при этом может быть ярким, красивым, умным, целеустремленным и цельным, а добро быть непоследовательным, совершать ошибки, идти на компромиссы, оно страдает и постоянно сомневается в себе. И как здесь выбрать сторону добра?

Иванов, как кажется, до паранойи погружен в детали. При его уровне знаний эпохи его можно было бы смело брать механиком на пароход в то время (именно механиком, а не матросом). И это, безусловно, добавляет достоверности роману, хотя порой кажется занудным.

Но главный недостаток романа (да-да, есть недостатки) – пересыщенность героями. С самого начала романа на тебя вываливают море характеров, ты не знаешь, за кого цепляться, кого отслеживать, кто в конце концов будет главным героем, а когда сцена начинает проясняться, ты уже упускаешь какие-то детали личности главных героев, ибо за всеми просто не уследить. С этим я столкнулся и в «Сердце пармы». Хотя быть может это следствие моей надвигающейся деменции.

Но вывод: роман надо читать. Даже если вы не любите «про гражданскую войну», потому что роман – заявка на вечную тему.

И хотя Бронепароходы не стоило бы сравнивать ни с чем, но у меня невольно всплывают в памяти романы Юзефовича: "Казароза", "Контрибуция", "Зимняя дорога".

Телеграм канал Истории

Телеграм канал о книгах

См. также

Сердце пармы. Алексей Иванов. Отзыв о книге

Географ глобус пропил. Алексей Иванов. Отзыв на книгу