Найти в Дзене
Колёса плюс

Авторынок США сегодня: крах империи, хаос и картошка фри.

Представьте, что вы стоите в автосалоне в Техасе. Слева — Ford F-150 Lightning, электрический монстр с кабиной, обитой кожей бизона. Справа — подержанный Chevrolet Silverado 2008 года, пахнущий бурбоном и ностальгией.

А между ними бродит американец Джон средних лет в ковбойской шляпе, который пытается понять, зачем платить $80,000 за грузовик, который нельзя заправить на заправке возле своего ранчо. Это и есть сегодняшний авторынок США: хаос, где сталкиваются прошлое, будущее и безумие Трампа.

Начнем с цен, потому что именно они заставляют даже матерых автодилеров нервно курить в подсобке. Новый Ford F-Series — не просто автомобиль, это национальное достояние вроде Статуи Свободы, только с подогревом сидений — стартует от $40,000. Но это лишь начало. Хотите коврики с логотипом, которые светятся в темноте? Пожалуйста — плюс $2,000. Систему помощи при парковке, которая орёт, как перепуганный попугай, когда вы приближаетесь к мусорному баку? Еще $1,500. К моменту, когда вы доходите до кассы, вы понимаете, что могли бы купить небольшой остров в Карибском море. Но нет — вы берете грузовик, потому что иначе соседи подумают, что вы коммунист. Отбросив клоунаду отвечу, что в среднем цена нового F-150 в Америке пляшет в районе 60 000$

-2

А теперь встряхните головой и посмотрите на другой полюс авторынка США. Самый дешёвый автомобиль на рынке — это Honda Civic за $27,000. Эти машины вечны, как ипотека. Они переживут ядерную зиму, три экономических кризиса и подростка, который учится водить и жмет двумя ногами на педали газа и тормоза, как на велосипеде.

Но есть нюанс: сиденья в них будут пропитаны духом отчаяния бывших владельцев, а в бардачке вы обязательно найдете чек из ломбарда и сломанную гитару.

Что в тренде? Пикапы. Всегда пикапы. Америка без грузовиков — всё равно что Джеймс Бонд без мартини. Но теперь к ним присоединились электромобили, которые тихо ползут по дорогам, словно стесняясь своего существования. Tesla Model Y — это iPhone на колёсах: все его хотят, хотя половина функций не работает. Но владелец все равно выглядит так, будто вот-вот прочтет лекцию о спасении планеты. Да, вы можете похвастаться, что ваша машина «обновляется по воздуху», хотя единственное, что действительно обновляется, — это счета за электричество. 

-3

А теперь — о слонах в комнате. Вернее, о Трампе в комнате. Его тарифы на импортные авто в 25% ударили по рынку, как кувалда по хрустальной вазе.

Помните, как Volkswagen пытался продавать здесь свои машины? Теперь они исчезают быстрее, чем надежды на дешёвый бензин.

Немцы в ярости: их BMW и Mercedes, которые десятилетиями считались символом успеха, вдруг стали дороже на треть. А что сделали американцы? Купили еще больше пикапов. Потому что если уж платить — то за что-то большое, громкое и своё. 

Трамп, конечно, кричал, что «спасёт рабочие места», но получилось как всегда. Да, Ford нанял пару сотен человек на завод в Мичигане. Зато Honda свернула производство Civic в Огайо, потому что тарифы на сталь сделали бессмысленным даже пытаться конкурировать. А цены на подержанные японские седаны взлетели на 20% — спасибо, Дональд, теперь даже студенты мечтают о кредите как о несбыточной мечте. 

А вы говорите, что у нас с Американцами нет ничего общего.

Кто выбыл из гонки? Hummer — тот самый, что когда-то ассоциировался с Арнольдом Шварценеггером и брутальной мускулиностью. Его попытались воскресить в виде электромобиля, но получился гибрид танка и калькулятора: тяжелый, дорогой и с запасом хода как у самоката. Mitsubishi? Исчезли тише, чем мышь в библиотеке. А Audi… Боже, Audi. Их последняя реклама обещала «революцию в комфорте», но единственное, что ревет в их машинах, — это инфотейнмент-система, которая зависает чаще, чем подросток воспитанный в TikTok. 

-4

Что в сухом остатке? Америка едет на двух скоростях: одни толкают вперёд гигантские грузовики с двигателями, которые пьют бензин ведрами, другие шепчутся о «зелёном будущем», заряжая свои Tesla от розеток, питаемых угольными электростанциями.

А посередине — обычные люди, которые просто хотят доехать до работы без того, чтобы их автомобиль взорвался, сломался или потребовал абонентскую плату за подогрев руля.

И да, если вы всё ещё думаете, что машины в Штатах доступнее, чем у нас — то готовьтесь к разочарованию. Легенда о доступных авто это не больше чем маркетинг, который продаёт идею о том, что жить в кредит - это нормально.

Но разве это важно для нас? В конце концов, как говорил один известный джентельмен: «Уход мировых брендов из России оставил после себя «неплохое наследство»». Эти слова применимы и к авторынку США. Экономика ведь везде работает по одинаковым законам.