В декабре 1907 года в Петербурге проходили гастроли Айседоры Дункан. И пресса этого времени полна афиш и отзывов о её искусстве. Читая эти отзывы, понимаешь, что вся суть искусства Айседоры заключалась в ней самой. Видимо, она действительно была гениальной, и её танцу нельзя было обучить. Поэтому все её последователи выглядели довольно карикатурно. Вместе с Айседорой ушёл и её Танец. Ниже статья, в которой очевидец описывает выступление Дункан. Как зрители от скептицизма переходят к восторгу и восхищению искусством Великой Айседоры.
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГАЗЕТА № 335 (6 ДЕК.) 1907 г.
"Айседора Дункан. Переполненный зал. На лицо «весь Петербург». На первом план, разумеется, балетный мир - балерины и балетоманы. Драматические артисты и артистки, писатели, художники, музыканты... Мундиры, фраки, смокинги и скромные степенные сюртуки...И - характерный признак! - ни одной демимонденки. Многие, как будто, явились в первый раз посмотреть знаменитую «босоножку». Мелькают скептические улыбочки... Слышатся иронические фразы: Как-то она будет «музицировать» ногами? - Бедный Глюк! Вот, не ожидал старичок, что спустя двести лет его Ифигению поставят на ноги...
Оркестр сыграл увертюру. Из-за кулис скромно и просто, без аффектации, свойственной «знаменитостям», в спадавшем красивыми складками хитоне вышла ничем не замечательная на первый взгляд женщина. Лицо симпатичное, милое, но не поражающее красотой. Только глаза... Небольшие, красивые, смеются и блестят, точно мокрая чёрная смородина. Ни одного приветственного хлопка... Зал точно насторожился в недоверчивом ожидании: Так эта-то совсем обыкновенная женщина и есть прославленная Айседора Дункан? Гм! Посмотрим... Станцевала или, вернее, красиво прошлась по сцене и пластическими телодвижениями изобразила прибытие Ифигении в Авлид.
Ничего особенного... Красиво и стильно, но ещё не даёт права на знаменитость. Зал хранит даже как будто сердитое молчание. Ифигения под звуки весёлой арии, с детской шаловливостью, с выражением подкупающей чистоты на лица и в красивых движениях, с мягкой грацией расшалившегося ребёнка, кружится по сцене... По залу пробегает сдержанный одобрительный шёпот... Браво! Браво! Уже раздаются кое-где отрывочные, быстро затихающие рукоплескания. Красота ещё не победила. Она ещё не дала решительной битвы. Это промелькнул ещё только её первый рекогносцировочный отряд.
Игры и танцы халкидских девушек. Они веселы и непринуждённы, как здоровые дети природы. Они не скрывают себя, и лёгкие туники, свободно развеваясь во время танцев и игр, обнаруживают целомудренную красоту их ног до самых бёдер. Без трико... Айседора Дункан танцует без трико! Но даже кое-кто из франтов, получивших высшее образование за кафешантанными кулисами и в ресторанных кабинетах, быстро и конфузливо подавляют двусмысленных улыбочки. Нет, это-не «то! Это не раздетость, цену которой мы знаем... Целомудренная нагота Айседоры Дункан никого не шокирует. Она покоряет своей красивой, строгой чистотой.
Слушайте: это поётся вдохновенный, возвышающий, уносящий в другой мир, восторженный гимн красоте! Смотрите: здесь служат великому, чистому, прекрасному искусству! И зал дрожит от рукоплесканий... Красота победила! Но это - ещё не всё. Это ещё не полное торжество. Кокетливые грациозные танцы сменяют лирические и трагические моменты. Ифигения с выражением трогательной, полудетской печали на лице скорбит об отсутствии Ахилла... Ифигеия готова принести себя в жертву богам, чтобы даровать победу родному войску. Мимика превосходная, выразительная и волнующая.
И всё время перед вами точно быстро сменяющееся барельефы, воспроизводящие угасшую красоту когда-то счастливой Эллады. - Прелестно! Прелестно! - всё громче и громче пробегает по рядам. И под конец этот великолепный, увлекательный, сплетённый из невыразимой женской грации и воинственного экстаза, танец скифов. Зал уже не владеет собой: он требует повторения. Новые восторги. Все безудержнее становятся рукоплескания. Это воодушевляет артистку. Она вся отдаётся любимому искусству. Огонь художественного вдохновения загорается в её глазах и горит на лице. Она, точно забывшись, в диком, но красивом упоении танцует и кружится в вакхической пляске.
Зал не помнит себя от восторга. Кончилась программа, но никто не уходит. Масса народа - старые и молодые, мужчины и дамы, офицеры, артисты, литераторы - столпились у рампы, бросают цветы, и рукоплещут, рукоплещут, рукоплещут... Айседора Дункан красивым жестом подбирает с полу цветы в букет и танцует сверх программы. Она танцует мазурку и вальс.... Танцует вдохновенно и огненно. И опять рукоплескания, и восторги, «браво»... Ты победила, красота! Ты воскресла, великая Эллада!" автор ОМЕГА.
Владелец канала - автор серии книги "Нижинский - Великий русский Гений"
Ссылки на книги ⤵️