Найти в Дзене
Русские сюжеты

Матёрый заметает следы 49 часть

Челкашов связался с дипработником и передал ему сведения о группе: состав, места работы, настоящие и будущие возможности и так далее. Теперь - ждать сигнала о выходе на связь. В небольшой комнате загородного дома под Бонном за столиком с кофе сидели два человека. - Первый раз встречаюсь с такой ситуацией, - сказал господин постарше, - Похоже на подарок судьбы. Ганс, проведите тщательную проверку, задействуйте все необходимые ресурсы. Понимаю, что круг большой, но игра того стоит. Он ссылается на Ландсберга, а Бруно знал толк в работе и людях. Если всё обстоит так, как преподносит Челкашов, то его группа - крупная удача для нас. - Челкашов работал под началом Ландсберга ещё с начала войны, - ответил Ганс, - По имеющимся данным, он один из немногих, кто был в первом наборе разведшколы полковника в России. На его счету ряд успешных и нестандартных операций. Был удостоен наград и даже личной встречи с Канарисом, который отметил его. - Адмирал видел человека, - ответил с довольным видом соб

Челкашов связался с дипработником и передал ему сведения о группе: состав, места работы, настоящие и будущие возможности и так далее. Теперь - ждать сигнала о выходе на связь.

В небольшой комнате загородного дома под Бонном за столиком с кофе сидели два человека.

- Первый раз встречаюсь с такой ситуацией, - сказал господин постарше, - Похоже на подарок судьбы. Ганс, проведите тщательную проверку, задействуйте все необходимые ресурсы. Понимаю, что круг большой, но игра того стоит. Он ссылается на Ландсберга, а Бруно знал толк в работе и людях. Если всё обстоит так, как преподносит Челкашов, то его группа - крупная удача для нас.

- Челкашов работал под началом Ландсберга ещё с начала войны, - ответил Ганс, - По имеющимся данным, он один из немногих, кто был в первом наборе разведшколы полковника в России. На его счету ряд успешных и нестандартных операций. Был удостоен наград и даже личной встречи с Канарисом, который отметил его.

- Адмирал видел человека, - ответил с довольным видом собеседник, - При нём, надо отдать должное, военная разведка имела успех, как ни при ком другом. Интриги – вот одна из составляющих нашего поражения в той войне, поверьте мне на слово. Руки и языки завистников помогали толкать Германию к поражению. Мне, дорогой Ганс, довелось встречаться с адмиралом. Вспоминаю сейчас это с гордостью, потому что такие личности украшают нацию. Это был профессионал! Он взрастил многих, кто и сегодня служит интересам нашей Германии.

Говоривший замолчал, с лёгкой улыбкой на лице вспоминая далёкие годы, когда он – молодой абверовец был удостоен встреч с руководителем аппарата. Да, было!

- Ганс, проверяйте, - продолжил он, - Только не затягивайте. Все результаты представите мне в сроки, которые мы с вами оговорили. Надеюсь на вас и на них. Да поможет нам Бог.

Челкашов встретился с Матёрым и рассказал ему без подробностей о том, что произошло. Он поделился этим не от того, что испытывал определённые терзания по поводу будущего и ему нужен был собеседник, чтобы выговорится. Могли возникнуть некоторые трудности, о которых подручный должен знать, чтобы предупредить их, или уменьшить риски.

- Получается, что мы остались без хозяина? – с горькой усмешкой спросил Фёдор.

- Руководители всегда найдутся, - угрюмо ответил Челкашов, вспоминая Ландсберга, - Считай, что они уже вышли на дистанцию, чтобы осчастливить нас своей заботой. Пока работаем по схеме, которую мы с тобой сейчас оговорили.

Только гладко было в речах, а на деле всё зависело от обстоятельств, которые возникали в обстановке, или душе человека.

Первым громовым ударом стала зарубежная командировка Антона Прихватова. Он в составе небольшой делегации выехал на конференцию, которая проходила в Мюнхене. Встречи, общение с коллегами из других стран и блестящее выступление Антона, которое вызвало интерес в научных кругах, придавали политический и научный вес советской делегации. В предпоследний день пребывания в ФРГ, Антон исчез. Товарищи всполошились. Тут выяснилось, что Прихватов попросил политического убежища. Для Мастера это было новостью. Отчасти спасло положение то, что дело происходило на территории Германии, и Антон оказался в «руках» именно западногерманской разведки. Можно даже обыграть в свою пользу.

Матёрый доложил Челкашову, что на встрече, после бегства товарища, Олег Круглов был подавлен. Третий секретарь обкома – это весомая фигура. У него вскоре намечалась зарубежная командировка – первая и важная для него во всех отношениях. Он надеялся на встречу с Софи. Во-вторых, он должен был выступать перед представителями братских партий ГДР, Чехословакии и Югославии, рассказывая о своём опыте работы. Это ответственно и сулило, в случае успеха, карьерный рост. Побег Антона всё сорвал, поскольку об их дружбе знали многие. Олега даже вызывали на допрос в КГБ.

- Мы никогда не сможем быть вместе, - сказал он при расставании с Переверзевым, имея ввиду себя и Софи.

Матёрый пробовал его успокоить, но его аргументы не помогли.

Челкашов звериным чутьём почувствовал неладное. Он стал искать выход. Первое – обеспечить путь отхода. Это будет самый крайний вариант, но о нём необходимо позаботится в первую очередь. Был у него на самый пиковый случай канал, который дал когда-то Ландсберг. Как ни грустно это звучит – последний козырь.

- К этому человеку вы обратитесь только в самом крайнем случае, когда поймёте, что в Россию больше никогда не вернётесь, - сказал полковник, - Граница в Карелии охраняется надёжно, но у него есть своя лазейка, о которой не знает никто. О ней он узнал ещё от деда. Он не связан с нами, не служил нам, у него нет вины перед Советской властью. Удивительный я вам скажу человек. Из простых охотников, но человек слова. Во время войны я, оказавшись проездом в тех местах, спас жизнь его семье. Тогда он подошёл ко мне и сказал, что при случае вернёт этот долг. Так получилось, что я остался ночевать у него. Мы разговорились. Всю ночь говорили о жизни, затрагивая её разные стороны. Давно мне не приходилось встречать человека, который не просто знает, а понимает природу, животных, птиц, растения. Его рассказы напоминали сказки. Вот тогда-то он и обозначил в разговоре без подробностей несколько своих секретов. Мне доводилось общаться с егерями из «Эдельвейса», спецами из дивизии «Бранденбург». Может, не пришлось так затрагивать с ними эту тему, только по-моему именно Ерофей воплощает неповторимое единение с природой. Он открывал тайны очевидного с такой красотой, что после этого я по - другому на мир смотрел. На прощание сказал в шутку, что если мне понадобится уйти из страны незамеченным, то обращусь к нему. Он на полном серьёзе добавил, что это будет только один раз в счёт долга. Поэтому я вам рассказываю об этом сейчас. Проанализировав его рассказ, я предполагаю, что это какой-то проход в скальных породах, вероятно даже под землёй. Для нас, для тех же контрабандистов это было бы золотое дно. Только я разбираюсь в людях. Надави мы на него тогда, он бы даже под страхом смерти своей семьи не выдал нам эту лазейку. Он – человек высоких устоев. Мне его помощью воспользоваться не придётся, вот и отдаю вам этот канал. Тем более, что он действует только раз. Мы с ним ни о чём не договаривались, но вы можете передать ему мои слова и сказать, что на прощание я оставил ему зажигалку со своей монограммой. Об этом человеке не знает никто. Вы забудете о нём после вероятной встречи.

Всё идёт к тому, что именно этот вариант придётся задействовать. Не хотел он его трогать, потому как понимал его особую ценность. О нём Ландсберг рассказал Степану перед отправкой сюда, хотя знакомство с Ерофеем произошло ещё в средине войны. У Челкашова мелькнула мысль: сколько ещё тайн унёс с собой Бруно? Много – это бесспорно.

Видно выбора не оставалось. На немцев сейчас рассчитывать не приходится. Пока не проверят – не поверят. Тут они, конечно, правы. Челкашов купил билет в Карелию. На следующий день город облетело известие, что умер третий секретарь. При более пристальном рассмотрении выяснилось, что Олег покончил с собой. Весть была неприятная. С одной стороны жаль такого агента. С другой – их вина с Матёрым, что не уберегли, тем более сигнал был, а приняли за блажь. Третье – а что, если чекисты свяжут его смерть с побегом Антона? Тогда начнут разматывать клубок и доберутся до других друзей? Вероятность есть. Побег Антона – допрос Олега и его самоубийство – такую линию выстроить не сложно. Надо искать варианты. Придётся подумать об этом в дороге.

Челкашов уехал в Карелию.

Третий участник былого трио – Ляля, долго вздыхала по Фёдору, пока на её горизонте не появился Альберт Заречный. Два свидания были окрашены в период первых романтических открытий. На третьем молодой человек ответил на её вопрос, что он сотрудник комитета. Девушка задумалась. Парень отнёс это на свой счёт и попытался объяснить выбор своей профессии, её необходимость для страны и в общих чертах свою работу. Прошло два месяца. В одну из встреч Альберт спросил Лялю, может быть её тяготит его профессия? Он напомнил, что когда назвал, кем работает, то она немного изменилась. К этому времени они поняли, что любят друг друга. Альберт сам пару раз прозрачно говорил о будущей свадьбе, поэтому предложение было не за горами. Ляля испытывала к нему не только большое чувство, она стала доверять парню. Девушка, пытаясь доказать ему, что вполне нормально относится к его профессии, рассказала о том, что уже несколько лет помогает в разоблачении вражеского агента офицеру их службы. Для Альберта это стало открытием.

Челкашов под видом рыбака добрался до деревни, а затем и до дома на отшибе, где жил Ерофей. Места здесь были не просто глухие, а первозданные.

- Если сейчас так, что же было здесь во время войны? – недоумевал Степан.

Когда он подошёл к ограде, сбоку тихо приблизился здоровый пёс и зарычал. В его взгляде было столько дикой решимости и силы, что идти дальше не стоило. Собака пару раз гавкнула. Через минуту дверь дома открылась, и вышла женщина. Челкашов выдал заготовленную сказку, что привёз поклон Ерофею от старого знакомого. Женщина пригласила в дом. Усадив за стол и поставив чай, она поблагодарила, и ответила, что муж скончался почти год назад. Челкашов даже немного растерялся. Ехал в уверенности, что оговорит все детали для крайнего варианта. Спросив хозяйку, чем помочь и получив в ответ спасибо, Степан покинул скромное жилище.

Он шёл по лесной дороге. Вон в той стороне Финляндия. Считай рядом. Пограничники и дремучий лес отделяли его от свободной жизни. Челкашов понимал, что сам этот рубеж не пройдёт. Судьба наносила беспощадные удары один за одним, словно вновь испытывая его на прочность.

Матёрый, после бегства Антона и самоубийства Олега стал ещё осторожнее. Запахло жареным, значит, нужно быть на стрёме. Находясь на довольствии Мастера, он полностью посвятил себя работе. Для него прокол – смерть в любом случае. От Мастера, или в камере – это уже частности. Жить – то хочется. Тем более, что Фёдор познал и распробовал обеспеченную жизнь. Был ли сейчас риск? Большой! Только такая контрольно – руководящая работа оказалась для него более спокойной, нежели та, прошлая, с налётами, погонями, разборками.

При этом волчья натура и наставления шефа диктовали свои условия. Он откладывал из причитающихся денег определённые суммы на всякий случай. Купил себе на окраине домик, скроил запасные документы. Как-то само собой получилось, наверное, опыт пробился, что он завёл практику слежки за своими подопечными. Выделял на это раз в месяц два - три – четыре дня, смотря от обстоятельств и увиденного. Просто наблюдал, отмечая поведение, встречи с людьми, состояние объекта. Об этом он не докладывал Мастеру. Ему не обязательно знать о всех его плюсах. После исчезновения со сцены двух персон, Фёдор окружил Лялю повышенным вниманием. Её легенда тянется долго, поэтому возможно всякое. Её свидания с молодым человеком Переверзева насторожили. Конечно, он понимал, что девушка рано или поздно начнёт устраивать свою личную жизнь. Тем более, что он не давал ей со своей стороны шансов. Только это стало ему неприятно, поскольку он считал Лялю своей. Убедившись, что свидания регулярны, Матёрый проверил избранника. Вот тут его ожидал неприятный сюрприз – это был чекист. Свидания ли это вообще? Фёдору стало страшно. С одной стороны может быть разработка комитета. Почему? Прокол, или Лялина подстава? С другой - доложи он Мастеру о такой засаде, тот может просто обрубить концы. Надежду давали сами встречи, на которые чекист приходил с цветами, потом прогулки, объятия, поцелуи. Хотя и это может быть прикрытием! Фёдор наблюдал за свиданиями, но Мастеру пока не докладывал.

Альберт как мог, выяснял, кто же работает с его избранницей. Делал это не спеша, аккуратно и ненавязчиво. Здесь он работал второй год и тяга к опыту, знаниям старших товарищей, желанию помочь была пусть малым, но всё же прикрытием в его интересе. Прошло время, но у Заречного не было ответа на этот вопрос. Вернее из того, чем он располагал, складывалось, что никто его девушку не разрабатывает и не связан с ней. Альберт отнёс отсутствие информации к своей неопытности и тому, что не всё выяснил. Зачем Ляле сказки сочинять? На следующий день ему пришло в голову решение: посмотреть на этого человека во время встречи с Лялей. Сказано, что влюблённые ослеплены чувством. Парень поразился, как ему это простое решение не пришло в голову ранее.

Ляля дала сигнал о встрече. Давно такого не было. Всё шло в размеренных ритмах. Матёрый опасался захвата и не ответил. Через два дня он сам назначил ей встречу. Место – адрес квартиры, в которой имелся второй выход, он с помощью пацанёнка отправил в конверте в её почтовый ящик за час до встречи. Фёдор в это время был уже в адресе. Двор просматривался хорошо. В подъезде, куда выходила вторая дверь, начался ремонт. Бригада из трёх пока трезвых алкашей развела деятельность по побелке стен подъезда. Они просили жильцов не ходить по подъезду лишний раз, а посторонних просто заворачивали, грозясь заляпать побелкой. К тому же «козёл» перегораживал проход капитально и, чтобы передвинуть его, нужно было останавливать работу, спускать, или поднимать на площадку. За оплату, которую посулил Фёдор старшему, они готовы были продержаться без горячительного весь день, выполняя полученные от заказчика инструкции. Любопытным поясняли, что их направили из горкома. Какие вопросы, тем более, что ремонт делают? Прикрытие, конечно, для запасного хода не большое, но сойдёт.

За полчаса до встречи Фёдор заметил во дворе Лялиного парня. Вот всё и встало на места – засада. Странно, но других не видно. Хорошо работает комитет. Матёрый проработал варианты заранее, поэтому был спокоен.

Вскоре появилась Ляля. Она прошла мимо своего знакомого, который изображал на лавочке читателя журнала, даже не взглянув на него. Второй глазок, который установил Матёрый, давал обзор площадки – чисто. Звонок, открытая дверь, рывок и Ляля в квартире и дверь на замок. Рукой Переверзев закрыл девушке рот и припал к глазку – чисто! Он потащил девушку на кухню, приставил нож к горлу, показал в окно двор и спросил: Кого притащила? Заорёшь – горло порежу.

Тяжёлое и холодное лезвие, которое упиралось в нежную кожу, подтверждало слова Фёдора. Для Ляли это был шок, потому что она никогда не видела такого обращения со стороны Переверзева.

- Эт – то мой друг, - запинаясь и даже не пытаясь соврать, ответила Воротникова.

- Где он работает? – спросил Фёдор.

- Там же, где и вы, - ответила с надеждой девушка.

- Зачем он здесь? – прозвучал новый вопрос.

- Он не верит, что я помогаю вам, вот и решил всё выяснить, - ответила девушка и на её глазах показались слёзы.

- Значит, самостоятельное расследование? – немного облегчённо подумал Матёрый, - Немного легче – для меня.

Фёдор убрал нож, посмотрел в лицо Ляли и нажал пальцем на точку. Девушка обмякла. Переверзев уложил её на пол так, будто она упала, и открыл две газовые конфорки. Закрыв дверь на кухню, он вышел через чёрный вход в подъезд. Не спускаясь, окликнул по имени старшего. Когда тот подбежал к нему на площадку, сунул ему в руки обещанную сумму, приказал вытащить козёл, потом быстро и молча исчезнуть, озвучив, что будет, если не сделают, как сказано. Ребятам дважды повторять не пришлось, тем более, что денежки заказчик заплатил раньше и полностью, как обещал.

- Показать меня она ему не могла, - прокручивал ситуацию Матёрый, - Поэтому здесь всё чисто. Вопрос, что делать дальше?

Налаженная осёдлая жизнь рушилась, вновь открывая опасности.

Матёрый доложил Челкашову о том, что погибла Воротникова – несчастный случай на квартире, где, вероятно, встречалась с любовником. Для Мастера этот очередной прокол был новым ударом. В чём причина? Фёдор ответа на вопрос не дал. Зато возникла потребность в оплате поступающих сведений от оставшихся агентов. Мастер пообещал выплатить вознаграждение, напомнив Матёрому, что пока канал оплаты не действует.

Сколько их будут проверять – неизвестно. Мастер считал, что затягивать не станут. Ему необходимо раз в месяц бывать в Ленинграде, чтобы увидеть сигнал о связи. Челкашов в самом начале полагал, что проверка пройдёт быстро. Слишком лакомый кусок он предложил немцам. Последние события заставили его переменить свою точку зрения. Прихватов уже на Западе, Круглов и Ляля – мертвы. Ценность трёх оставшихся агентов не требует быстрых действий. О Круглове они могут знать, про Лялю он сообщить не может ввиду прерванной связи. Отсутствие чёткой цели выбивало почву из под ног Челкашова.

Матёрый почувствовал слабину у Мастера. Последние обстоятельства немного ослабили шефа и в то же время сделали опасным. Сколько немцы будут решать, насколько ценна их группа – это вопрос. Какие указания на случай провала есть у Мастера – неизвестно. Матёрый боялся, что Челкашов избавится от него. Тем более самые ценные агенты исчезают один за другим. Контактировал с ними он. Побег Антона проморгал. В самоубийстве Олега тоже есть его вина, хотя и доложил о создавшейся ситуации. С Лялей вроде бы и «несчастный случай», как известно всем и Мастеру в том числе. Только это по любому ЧП, поскольку она не рядовой гражданин, а их агент. Вот и здесь есть его оплошность. Кому нужен такой старшой? Матёрый с затаённым чувством страха ждал каждого вызова от Мастера. С другой стороны он предполагал, что со стороны комитета могут быть определённые действия, о которых догадывается он, но не подозревает Мастер. Это опасно для дела. Только своя шкура ближе к телу. Матёрый лихорадочно искал выход из опасной ситуации, прокручивая возможные варианты.

Ссылка 48 часть Матёрый заметает следы https://dzen.ru/profile/editor/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/682e1a5dfec9963e829c5c07/edit

Ссылка 50 часть Матёрый заметает следы https://dzen.ru/a/aD9TxPjHIAV_ZzNR