Найти в Дзене
История, кино и пиво

Алексей Балабанов как певец киночернухи неосоветского периода

Тут по венам интернета потекло сообщение о том, что И моментально вспомнилась омерзительная сцена, в которой малолетний утырок бродит по коридорам и крошит всех встреченных совершенно в стиле "Вольфенштейна". А, собственно, ни с чем иным у меня режиссёр Балабанов и не ассоциировался. Наткнулся не так давно на фильм "Кочегар" - тоже бандосы, убийства, несправедливость и всё такое прочее. Одним словом, чернуха. Причём здесь - в самом прямом смысле: сюжет завязан на кочегарку. И вот мне стало интересно: зачем ставить памятник режиссёру, героизировавшему убийц? Может, режиссёр Балабанов снял какие-то другие очень талантливые и даже гениальные фильмы, в которых речь не идёт об убийствах и бандитах? И вот из-за них благодарные потомки решили увековечить память о таком великом режиссёре? А не из-за бандитов и убийц? Посмотрел фильмографию режиссёра А. Балабанова на Вики. 1987. "Раньше было другое время". На фоне играющего свои первые хиты Вячеслава Бутусова разворачиваются бытовые конфликты
Оглавление

Тут по венам интернета потекло сообщение о том, что

В Екатеринбурге показали проект памятника Балабанову в трамвае из «Брата»

И моментально вспомнилась омерзительная сцена, в которой малолетний утырок бродит по коридорам и крошит всех встреченных совершенно в стиле "Вольфенштейна".

А, собственно, ни с чем иным у меня режиссёр Балабанов и не ассоциировался. Наткнулся не так давно на фильм "Кочегар" - тоже бандосы, убийства, несправедливость и всё такое прочее. Одним словом, чернуха. Причём здесь - в самом прямом смысле: сюжет завязан на кочегарку. И вот мне стало интересно: зачем ставить памятник режиссёру, героизировавшему убийц? Может, режиссёр Балабанов снял какие-то другие очень талантливые и даже гениальные фильмы, в которых речь не идёт об убийствах и бандитах? И вот из-за них благодарные потомки решили увековечить память о таком великом режиссёре? А не из-за бандитов и убийц? Посмотрел фильмографию режиссёра А. Балабанова на Вики.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЮЖЕТОВ ФИЛЬМОВ РЕЖИССЁРА А. БАЛАБАНОВА

1987. "Раньше было другое время". На фоне играющего свои первые хиты Вячеслава Бутусова разворачиваются бытовые конфликты случайных людей. (в Вики о фильме больше ничего не написано)

1988. "У меня нет друга". О том, как скромная и невинная советская школьница-старшеклассница на заре перестройки идёт на концерт рок-группы, отчего лишается девственности.

1989. "Настя и Егор". О том, как непросто быть рокером Егором Белкиным и рокершей Настей Полевой.

1989. "О воздушном летании в России". Вроде как халтура, снятая "Киевнаучфильмом" к юбилею Нерехты. Сюжета, как такового, нет.

1991. "Счастливые дни". Царские времена. Скромный и безнадёжно больной Виктор Сухоруков с травмой темени идёт по Петербургу в поисках жилья, кругом дерьмо и безнадёга. А потом селится в лодке. Или ложится помирать?..

1994. "Замок". Экранизация романа Кафки. Сюжет сложен и жизнерадостен не менее, чем сам Кафка. В Вики указано, что "как и фильм «Счастливые дни», кинолента снята в стилистике, определённой А. Германом-старшим". А я-то думал, почему счастливые дни проходят в дерьме и безнадёге?

1995. "Трофимъ" (новелла в составе фильма "Прибытие поезда"). Царские времена. Сергей Маковецкий просыпается от утреннего стояка в хлеву, сурово идёт по полю и едет на поезде в Питер, поскольку убил брата. В Питере грязь, тоска и безнадёга. Маковецкий идёт к бл... в бордель, где его поутру берут полицейские.

1997. "Брат". Бандитские времена. Сергей Бодров приезжает к брату-убийце Виктору Сухорукову в Питер, брат-убийца втягивает его в убийственный бизнес, кидает, подставляет, однако Бодров убивает всех нехороших людей (но не брата-Сухорукова) и уезжает в Москву.

1998. "Про уродов и людей". Царские времена. Сергей Маковецкий держит садомазопорностудию, привлекая в качестве актёров всех, кого можно, включая собственную жену и сиамских близнецов. По ходу все или умирают, или погибают. В конце Маковецкий уплывает на льдине вдаль.

2000. "Брат-2". Бандитские времена. Сергей Бодров едет в Чикаго вместе с братом - бывшим убийцей, а ныне - милиционером Сухоруковым, чтобы убить чёрных, белых и украинских бандитов и помочь хорошему человеку; убивает чёрных, белых и украинских бандитов, отдаёт деньги хорошему человеку и с бл... девушкой нелёгкой судьбы возвращается обратно в Россию.

2002. "Война". Иван сидит в чеченском рабстве, его отпускают с Джоном, чтоб тот собрал выкуп за невесту, сидящую в зиндане, Иван с Джоном едут обратно в Чечню, убивают плохих чеченцев, выручают невесту, но от этого никому не становится лучше. Ибо всем на всё... Ну, вы поняли.

2002. "Река". Царские времена. Сергея Маковецкого нет, зато есть о том, как всё плохо в колонии якутских прокажённых: дерьмо, тоска и безнадёга.

2005. "Жмурки". Бандитские времена. Два недалёких бандоса под руководством Яво Величества Бесогона весело убивают всяких разных, после чего едут с героином в Москву, где один становится депутатом, а второй - его помощников.

2006. "Мне не больно". Начинающий дизайнер мило трахает милую Ренату Литвинову в надежде получить заказ, у Ренаты - рак крови, поэтому её содержит Яво Величество Бесогон, причём без каких-либо сексуальных намерений (ещё бы, в его-то возрасте 6-), в результате всего этого милая Литвинова бросает Бесогона (что я лично всячески приветствую) и возвращается в раковый корпус (о чём мне лично сильно печально).

2007. "Груз 200". Бандитские времена. Профессор кафедры научного атеизма куда-то едет, там кто-то кого-то постоянно убивает и насилует горлышком от бутылки, в результате всего профессор крестится.

2008. "Морфий". Конец царских времён. Молодой доктор становится наркоманом, вступает в половые связи, происходит революция, комиссары тоже хотят морфия, в конце доктор стреляется.

2010. "Кочегар". Бандитские времена. Майор и Герой Советского Союза живёт и работает в кочегарке, где бандиты жгут свои трупы. Однажды герой-майор узнаёт в очередном трупе свою дочь и убивает главных бандитов.

2012. "Я тоже хочу". Музыкант, бандит, алкоголик, старик и бл... девушка нелёгкой судьбы сквозь тернии пробираются к волшебной колокольне, чтоб та исполнила их заветные желания, но все умирают. Почти. Наверное.

В общем, направление творчества режиссёра Балабанова понятно?

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Спору нет: профессиональными навыками режиссёр Балабанов владел отменно. Его фильмы держат внимание, действующие лица вызывают сопереживания - всё чин-чином. Но одного мастерства мало, как мой друг говорит: что сказать-то хотел?

Вот оглядываю его сюжеты и понимаю, что единственный сюжет, который вызывает у меня одобрение, это о вреде морфия: наркомания - зло, разрушающее человеческую жизнь. Полностью одобряю и поддерживаю. А остальные фильмы?

Совершенно явно, что всё творчество Балабанова делится на добратский и "братский" периоды. И если первый - явный артхаус (который мне даже нравится), то второй, за некоторым исключением, бандитские боевики.

И ладно бы - просто бандитские боевики, что их, не видали, что ли? Вон, у Гая Ричи, смотри - засмотрись. Или Тарантино - Винсент и Джулс, философствующие убийцы 6-). Но там - добротное, интересное, захватывающее, откровенное "бульварное чтиво", никак не претендующее ни на что большее. Ума Турман, конечно, милашка, но после просмотра "килбилла" не возникает же желание "стать как Беатрикс Киддо"?

А вот режиссёр Балабанов явно к этому стремился. Как написано в Вики,

"Прорывной для Балабанова стала дилогия о Даниле Багрове «Брат» и «Брат 2». Данилу стали называть первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим собственную мифологию и систему ценностей."

"Система ценностей" фильмов Балабанова довольно проста: столкнулся с несправедливостью - пойди и убей.

Данила Багров (кстати, явно аллюзия Сергея Бодрова) - убийца и отморозок. То, что он "убивает только плохих", никак не отменяет того факта, что он убийца и отморозок. Причём под это Балабанов подкладывает некую "философскую базу":

Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат
говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что
сила в правде: у кого правда, тот и сильнее.

Тут режиссёр Балабанов явно лукавит: "У тебя много денег, и чего? Вот я сейчас тебя убью, и никакие деньги тебе не помогут" - ну так же, а? При чём тут какая-то правда?.. Сила - пистолет. Тёплый пистолет. Ну или "правда даёт человеку силу, чтобы тот мог убить" - лучше?

Кто ж хочет быть слабым? - Все хотят быть сильными: "будьте как Данила Багров!"

Вот этому кто-то захотел поставить памятник?

ТРАДИЦИОННО ПО-МЕЛКОМУ

Российская творческая интеллигенция не была бы российской творческой интеллигенцией без... чего? - Правильно: без мелких и ссыкотных (пардон муа, не могу подобрать более приличное определение) плевков в сторону собственной страны. С этим у Балабанова было всё в порядке.

Даже в светлые царские времена люди - по большей части уроды, а уж что в "Морфии" пьяные большевики кого-то избивают и еврей-комиссар требует наркоты - так то как и положено.

Почему Багров и Иван с Джоном отправляются убивать - потому, что власти на несправедливости, с которыми имяреки столкнулись, наплевать. Вот такая она, эта власть в этой стране.

Даже в "Жмурках", криминальной комедии, бандюки-дебилы на героиновые деньги покупают себе места в Госдуме, вот такая она, эта власть, в этой стране - весело, смешно?

Полагаю, никакой особо глубокой мысли в фильмах Балабанова нет: он взял тему, на которой в то время можно было поднять бабла - бандитская чернуха, сдобрил её некой толикой чернухи уже политической (а как без этого считаться российской творческой интеллигенцией? Без этого успеха не добиться), и рецепт оказался ожидаемо продуктивным. Тем более, что исполнение оказалось мастерским, талантливым, ничего не отнять. Вон, аж главного убийцу его фильмов в народные герои тащат. Молодец, чо, попал в цель.

И ПАМЯТНИК ЕМУ ВОЗДВИГНУТ РУКОТВОРНЫЙ

И ведь поставят. И ничего, что убийца и отморозок, зато за правду убивал. Как режиссёр Балабанов заявил.

Конечно, кто-то скажет, что Алексей Балабанов в своих фильмах сохранил атмосферу того времени, чтобы потомки знали, какая жизнь была, и это в небольшой степени так, но зачем этому памятник ставить?

Я не против памятника талантливому режиссёру. Но изобразите его в виде бюста там, в режиссёрском кресле, за камерой, ещё как - в процессе профессиональной деятельности, а так...

- А это кто?

- Это Алексей Балабанов, режиссёр.

И в лучшем случае:

- А что он на какой-то телеге сидит?

- Фильм у него есть, "Брат" называется. Парень брата выручать приехал, бандиты на него напали, а он на трамвае таком от них уехал...

- А...

А, впрочем, чего я брюзжу... Один пень, лет через 20 забудут и о Балабанове, и уж тем более о его "Братах". И будет эта тележка не памятником убийце Багрову, а, так, утренний пейзаж дополнять. Оно и к лучшему.

_____________________________________________

Из некролога на смерть А.О. Балабанова, сайт "Коммерсантъ", 20.05.2013:

"Груз 200" дает ключ ко всему творчеству Балабанова. Этот ключ —
трансгрессия, то есть выход из природного состояния, который чаще всего
осуществляется через сексуальную перверсию, насилие, алкоголь или
наркотики. Но может быть также результатом резкой общественной мутации: тогда советское прошлое обретает некрофильские черты живого трупа, завораживающего и отталкивающего, формирующего сегодняшний неосоветский застойный стиль.

"Неосоветский застойный стиль" - это он о Балабанове?