Найти в Дзене
ТыжИсторик

Волки и волкодавы часть 48. "Ястребки"

Бойцы истребительного батальона Мельник И.С. и Ковалев В.Т. на привале во время прочески

Чарторийского леса. Фото взято из книги "Я дрался с бандеровцами" С. Смолякова.
Бойцы истребительного батальона Мельник И.С. и Ковалев В.Т. на привале во время прочески Чарторийского леса. Фото взято из книги "Я дрался с бандеровцами" С. Смолякова.

Автор - Александр Иваненко

По документам украинских националистов. Все события и фамилии подлинные.

ПВО против УПА - часть 1 "Не наша земля"
ТыжИсторик22 мая 2022

Автор благодарит Глеба Егоровича, Юлию Николаевну и других неизвестных меценатов, благодаря которым вышла эта статья

Западных украинцев 1940 - х годов российские интернет - публикации ассоциируют исключительно с ОУН, УПА и поддержкой террористов. Как ни парадоксально - это полностью устраивает апологетов УПА. Действительно, националисты опирались на поддержку большинства населения ЗУ в первые годы борьбы с Советской властью. Но нужно помнить, что большинство, не значит полностью. В борьбе с УПА особую роль играли истребительные батальоны, укомплектованные местными уроженцами. Пропаганда националистов не жалела уничижительных эпитетов по адресу "ястребков" - что это сплошь преступники, пьяницы, трусы, разбегающиеся при первом выстреле. Несомненно, какая то часть бойцов истребительных батальонов действительно проявляла трусость и не отличалась высокой культурой поведения. В свою очередь в документах госбезопасности есть информация о случаях внедрения оуновской агентуры и последующих терактах.

Но теперь мы почитаем не пропагандистские материалы - а документы Службы Безпеки не предназначенные для посторонних. Перевод всех документов на русский язык выполнен автором. Какие же там встречаются "ястребки"? Вот "справа на атентант" ( рапорт о ликвидации) командира ястребков Андрея Ивановича Ивасюка, родившегося в 1907 году в селе Дора Яремчанского района от 9 мая 1946 года.

Село Дора, Ивано - Франковская область, Украина.
Село Дора, Ивано - Франковская область, Украина.

"6.5.46 стрелки боевки районного СБ "Ивась", "Ромко" и "Василь" выполнили атентант на Ивасюка Андрия, команданта истребительного батальона....Хата его находилась в 50 метрах от железнодорожной линии и в 150 метрах от железнодорожного НКВД. Железнодорожное НКВД проверяя путь, часто заходило до его хаты, так что каждую минуту можно было с ними встретиться. Чтобы ликвидировать Ивасюка, означенные стрелки, в ночь на 6.5.46 засели в его хате, поджидая его с утра. В начале 8 -го утра Ивасюк, вооруженный винтовкой, заходит до своей хаты, видит стрелков и хочет стрелять из винтовки, но серия из ППШ "Ивася" делает невозможным его планы. От мертвого забирают документы и винтовку и отходят в лес"

Т.е. здесь мы видим как командир ястребков в безнадежной ситуации, не бросил оружие, не поднял руки, не стал умолять о пощаде - хотя и шансов у него не было. И погиб как мужчина и воин, с оружием в руках.

Вот следующий протокол 20-го июня 1946 г. о ликвидации Владимира Борисовича Мелешко, родившегося в 1928 году в с. Витвиця.

Село Витвиця, Ивано - Франковская область, Украина
Село Витвиця, Ивано - Франковская область, Украина

" В январе 1946 г. Мелешко стал контактировать с большевиками и вступил в ВЛКСМ. В феврале стал вести враждебную нам пропаганду и вел разведку за повстанческим движением. В селе разведывал бункера и смотрел по ночам, от кого берут повстанцы харчи. За хорошую работу большевики назначили его начальником ястребков и главой клуба. Когда большевики уехали из села, он организовал еще 5 молодых хлопцев до комсомола. В селе говорил, что хочет уничтожить все проявления "бандеровского" движения в своем селе. Два раза, после его доносов, большевики устраивали облавы в лесу рядом с Витвицей, где располагалась боевка СБ. 24.5.46г. районная боевка СБ пошла арестовать Мелешко, однако он был больным тифом, поэтому нельзя было его забрать, и он был ликвидирован "на мокро".

Здесь мы видим, что эсбисты улучили момент и пошли убивать 18 - летнего комсомольца, метавшегося в тифозном бреду и совершенно беспомощного. Когда он был здоров, боевики почему то не пытались его уничтожить.

Следующий протокол - об убийстве ястребка - милиционера:

"12.1.1946 г. боевик из районной СБ, и кущевик "Соловей" выполнили атентат на Дужука Михаила Степанович, родившегося в 1923 году. Со вторым приходом большевиков он сразу вступил в истребительный батальон при РО НКВД. В январе 1946 г. стал милиционером в с. Ямна, Яремчанского района. Службу нес днем в Ямне, а ночевать шел в районный центр Яремче. В воскресенья и праздники заходил к Павлюк Марии, с которой хотел пожениться...12.5.1946 г. стрелки Юрко и Соловей устроили засаду. Дужук Михаил возвращался в тот день от своей невесты. Вместе с ним шел милиционер Климович Иван....Юрко первым выстрелил из СКТ (самозарядный карабин Токарева - авт.) и уложил замертво Дужука. А Климович Иван, отстреливаясь, убегает в райцентр. К лежачему Дужуку подползает стрелок Юрко, и для уверенности стреляет 4 раза из пистолета. У убитого забрали ППШ и пистолет (Парабеллум)."

Видимо, когда Миша шел от невесты, он на какое то время утратил бдительность, может быть думал о любимой, о будущей семье, о детях. Расчет террористов оправдался. Мария же проводив жениха за порог хаты, не знала что живым уже его не увидит.

Участник Великой Отечественной войны Михаил Дацюк, 1945 г. Председатель сельского совета с. ст. Чарторийск.Убит бандой ОУН 05.06.1949 г. за организацию колхоза в селе.
Участник Великой Отечественной войны Михаил Дацюк, 1945 г. Председатель сельского совета с. ст. Чарторийск.Убит бандой ОУН 05.06.1949 г. за организацию колхоза в селе.

Но смерть от бандеровской засады была не худшим вариантом - как бы жестоко это не звучало. В сводках потерь в борьбе с ОУН- УПА пожалуй самой мрачной графой является - "пропавшие без вести". Советские офицеры, красноармейцы и зенитчицы, учительницы, крестьянки, советские работники, русские, поляки и украинцы, больше всего украинцы - исчезали в лесах Западной Украины навсегда. Кого то похищали на дороге, кого то уводили из села, кого то захватывали на боевом посту. Затем боевики вели их до бункеров, надежно укрытых от облав. Там под землей пленников ждали многочасовые допросы. Судя по опубликованным протоколам СБ следователи Безпеки стремились вывернуть жертву наизнанку и сломать ее психологически.

Люди вели себя по разному - кто то начинал говорил сразу, выкладывая все что знал. Кто то - только после зверских пыток. Не нам судить первых и тем более вторых - никто не знает как мы с вами повели себя на их месте. Уже сама атмосфера внушала ужас - полутемный бункер, затхлый воздух и осознание что это - конец всему, как бы ты себя не вел. Никто не узнает как ты погиб, не будет могилы для родственников, ничего. Погибнешь не с оружием в руках, но беспомощным пленником, и только твои палачи будут рядом.

Оуновцы
Оуновцы

Но смерти ты будешь ждать как избавления. Вспоминает эсбист Фотий Володимирский: "пленных мы допрашивали, и эти допросы были жестокими". В такой ситуации надо было обладать невероятным мужеством, чтобы выдержать до конца лютые пытки и не дрогнуть перед казнью. И документы террористов сохранили для нас имена таких героев.

"12.6.1946 в лесу рядом с селом Суходола, был пойман ястребок Кравец Дмитрий, 1926 г.р, который вышел в лес на разведку. Кравец Дмитрий во время немецкой оккупации был вором. Зимой 1946 г. добровольно вступил в истребительный батальон в родном селе. Во время своей службы принимал активное участие в облавах вместе с большевиками и преследовал наше освободительное движение. На допросах не признался ни в чем. 14.6.1946 был ликвидирован районной боевкой СБ"

Террористы Службы Безпеки в советской форме
Террористы Службы Безпеки в советской форме

Палач - эсбист под псевдо "III - 171-a" пытался в протоколе представить молодого парня преступником. Однако все поведение Дмитрия Ивановича Кравца совершенно не вяжется с поведением уголовника. Вместо того чтобы махнуть за воровским фартом во Львов или Киев, он активно воюет с боевиками в родном селе и идет на смертельно опасное задание - разведку в одиночку. Так что если он и совершал кражи подростком , то это было способом выжить во время оккупации. И уж точно воришка не стал бы молчать намертво у следователей СБ, которые "раскалывали" захваченных людей с помощью т.н. "технических средств", "физических средств", "следствия третьей степени", а проще говоря пыток. Из протокола допроса 27 - летней Стефании Дулебы, уроженки Бережанского района Тернопольской области: "В дальшому тягу слідства треба було примінити фізичні засоби. (пытки - авт). Не більше, як по п’яти ударах, об’єкт сказала, що буде розказувати правду." ("В дальнейшем ходе следствия надо было приметить физические средства. (пытки-авт). Не больше, как после пяти ударов, объект сказала, что будет рассказывать правду.")

Кравец был не единственным разведчиком - "ястребком" из села Суходолы. Еще двое тамошних уроженцев повторили его путь....

"Лошонин Иван Николаевич, 1925 г.р., неграмотный....С 14 лет был пастухом, вплоть до 1944 г. В 1945 г. был в сотне "Заморского". После трех месяцев дезертировал и скрывался в собственном убежище до 13.2.1946....После двух дней (ареста - авт.) был выпущен из тюрьмы и сразу вступил в истребительный батальон, который тогда организовывался в селе. 12.4.1946 Торованин Иван, командир ястребков с. Суходил, послал его вместе с Петром Максимовым в лес за тремя винтовками из бункера сотни "Заморского". Другое здание которое дал им , чтоб связались с повстанцами и сказали, кто там был. В этот день они связались с районной боевкой СБ, которая после допроса, на котором они ни в чем не признались, их ликвидировала."

Здесь мы видим, что молодого пастуха мобилизовали бандеровцы, но он не стал воевать за идеи самостийности. Три месяца среди террористов хватило ему, чтобы бежать оттуда. а затем и согласиться служить ястребком. Это не трусость -его участие в разведке и дальнейшее молчание на допросах говорит само за себя.

Вечная слава воинам односельчанам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны в борьбе против немецко - фашистских захватчиков и украинско - буржуазных националистов. Никто не забыт. Ничто не забыто.
Вечная слава воинам односельчанам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны в борьбе против немецко - фашистских захватчиков и украинско - буржуазных националистов. Никто не забыт. Ничто не забыто.

Подводя итог - документы Службы Безпеки в отличие от пропагандистских текстов содержат объективные доказательства мужества и героизма сторонников Советской власти на Западной Украине в борьбе с ОУН - УПА.

Цикл Волки и волкодавы - все статьи

Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, в том числе на украинском языке, это весьма затратный труд в свободное от основной работы время, по ночам. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели.

Каналы, на которые стоит подписаться!

Заходите в наш Телеграмм!