«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23).
Один из плодов Духа — «кротость». Применяя это качество к ситуации в доме, мы, в частности, поговорим о том, как оно влияет на родителей.
Люди по-разному реагируют на свой родительский статус. Некоторые обижают своих детей, другие игнорируют их. Родители христиане, само собой разумеется, хотят воспитывать своих детей и поступать с ними правильно; они хотят, чтобы их дети выросли хорошими людьми и стали верными христианами. Однако быть родителем непросто. Как христиане, которые хотят воспитать своих детей так, чтобы и те стали христианами, могут достичь этой великой цели? Как сильно можно давить на детей, чтобы заставить их поступать правильно? Как следует родителям реагировать, когда дети поступают неправильно? Если в нас есть «кротость», то мы будем лучше подготовлены, когда нам придется решать эти вопросы.
ЧТО ТАКОЕ «КРОТОСТЬ»
Определение
Греческое слово «кротость» — праутес. В Новом Завете оно встречается в разных формах шестнадцать раз и в Синодальной Библии во всех случаях переводится как «кроткий» и «кротость». В других переводах Библии оно иногда переводится как «смирение» или «смиренный», «мягкость» или «мягко», а также «доброта» (Еф. 4:2; Совр. пер.) и «скромность»» (Иак. 3:13; РБО). В Гал. 5:23 все версии Библии дают перевод «кротость».
Праутес, согласно специалистам по греческому языку, — слово, трудное для перевода. В русских переводах первое место, несомненно, занимает перевод «кротость». За ним идут «мягкость» и «смирение». Английские переводы также содержат идею незлобивости, уступчивости, покорности. Как пишет Уильям Баркли, все эти значения имеют «оттенок безволия и робости и отсутствия силы и мужественности», что не соответствует значению слова в оригинале. В современном мире «кротость» часто ассоциируется со «слабостью», но это слово ни в каком смысле не подразумевает слабость. «Мягкость», пожалуй, получше, но и оно не совсем подходит, так как лишь частично передает смысл слова праутес. Баркли отмечает, что в светской греческой литературе это слово использовалось в других значениях: «...о людях или вещах, способных облегчить, успокоить... о мягкости в обращении, особенно в случае и со стороны людей, во власти которых поступать совершенно иначе... о правильной манере ведения спора и атмосфере, в которой этот спор должен вестись [без повышенных тонов и бранных слов]... принимать что-либо с легкостью [подобно тому, как Сократ встретил свою смерть с невозмутимостью]... об укрощенных животных, которые научились слушаться и подчиняться... [и о] характере, в котором одновременно присутствует сила и мягкость».
Слово в контексте
Изучение употребления слова праутес в Новом Завете поможет нам понять, какой смысл несет это слово. Праутес — это качество, которое ассоциируется с покорностью и смирением (Еф. 4:2; Кол. 3:12). Иисус сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29; Синод. пер.; «Я мягок и кроток сердцем», РБО). Тут кротость или мягкость противоположны по значению гордости и высокомерию. В 1 Кор. 4:21, где Павел пишет: «Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?», праутес, или кротость, противопоставляется суровому суду. Оно также противопоставляется воинственному духу. Проповеднику «не должно ссориться, но быть приветливым ко всем» и «с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24, 25; см. Тит. 3:2).
Слово, выраженное в Иисусе
Еще один способ понять значение слова праутес — обратить внимание на то, что «кротким» Библия называет Иисуса (Мф. 11:28-30; см. 21:5; 2 Кор. 10:1). Как Иисус проявил эту черту? Он не был слабым, иначе Он не смог бы выгнать менял и торговцев из храма. Он не был робким, иначе Он не смог бы предстать перед толпой, которая задержала Его, чтобы отдать на распятие. Хотя Он был кротким и мягким, временами Он гневался. Однажды Он возмутился, когда апостолы попытались не пустить к Нему маленьких детей (Мк. 10:14). Характер Иисуса отличался одновременно силой и кротостью! Он гневался, когда было нужно; Он не гневался, когда не следовало.
Итог: сила под контролем
Собранные свидетельства указывают на то, что слово праутес не имеет ничего общего с мягкотелостью или слабостью. Возможно, лучше всего считать, что это «сила под контролем». Вайн пишет: «Итак, следует чётко понимать, что кротость, проявленная Господом и заповеданная верующему, — это плод силы. Считается, что если человек кроток, то это потому, что он не может помочь себе; но Господь был "кротким" потому, что в Его распоряжении были безграничные ресурсы Бога».
Баркли хорошо описал состояние кротости: «Когда в нас есть праутес, мы обращаемся со всеми людьми с абсолютной любезностью, можем обличать без злобы, можем спорить без нетерпимости, можем выслушивать правду без обиды, можем гневаться и при этом не грешить, можем быть кроткими и при этом не слабыми».
КАК ЭТО КАЧЕСТВО МОЖНО ПРИМЕНИТЬ К СЕМЬЕ?
Понятно, что кротость должна присутствовать в жизни каждого христианина. Иисус благословил кротких (Мф. 5:5; см. Иак. 3:13; 1 Пет. 3:4).
В случае семьи о кротости можно говорить по отношению к родителям. Какая манера поведения должна быть у родителей? Праутес — кротость, или мягкость. Мы можем отнести эту характеристику к задаче воспитания, так как это слово часто употребляется в отношении лидеров, например в отношении Иисуса и Моисея. Так как родители являются лидерами, то мы правильно поступим, если применим это слово к ним. «Кротость» также часто касается задач, которые стоят перед родителями. Она используется для описания соответствующего отношения, какое должно быть у нас, когда мы идем поговорить к согрешившему брату или сестре (Гал. 6:1), с каким человек должен защищать веру (1 Пет. 3:15) и с каким проповедник должен наставлять противников (2 Тим. 2:24, 25). Поскольку родители должны наказывать своих детей, то будет правильным применить это слово к их обязанностям.
Если в родителе есть кротость, то как она будет проявляться в общении с детьми?
Мягкая сила
Во-первых, родитель может проявлять мягкую силу. Когда я слышу слова «мягкая сила», я вспоминаю, как один из моих друзей играл со своей маленькой дочкой. Он садился в кресло и брал ее за руки; она начинала взбираться: по его ногам, по животу, затем по груди, как альпинист взбирается по склону, пока не становилась на его лицо. Тогда он делал вид, что сдувает ее, и одним махом опускал ее вниз, благополучно ставя на ножки, а она смеялась и просила сделать это снова.
Затем я вспоминаю моего другого друга, как он купал своего полуторамесячного сына. Передо мной так и стоит эта картина: мужчина ростом 193 см и весом более 90 кг держит малыша весом четыре с половиной килограмма, заботливо положив его на руку, как положила бы кормилица. Он держит малыша крепко, но нежно, и разговаривает с ним спокойно и с любовью, пока осторожно намыливает его, а затем все смывает. Малыш весело гукает, улыбается и ведет себя так, как будто наслаждается каждой минутой своего купания, как будто говорит: «Я знаю, что со мной все в порядке, потому что мой папочка заботиться обо мне».
Когда Павел по вдохновению сказал отцам: «не возбуждайте гнева в своих детях, а растите их в воспитании и вразумлении Господнем» (Еф. 6:4; Восстановительный Перевод), он рекомендовал «силу» (вразумление, наказание) с «кротостью», или «мягкостью» (не возбуждая в них гнева). Он также писал фессалоникийцам, что был «тих» с ними, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». А еще он убеждал и умолял их, «как отец детей своих» (1 Фес. 2:7, 11). Павел по отношению к фессалоникийцам был как мать, нежно заботящаяся о своих детях, и как отец, наставляющий своих детей. Родители, воспитывая своих детей, должны совмещать эти два подхода: как холить и лелеять, так и увещевать и наставлять. Ребенок ни в коей мере не должен сомневаться в силе родителей — необязательно в физической силе, но в силе характера, цели и воли. И точно так же у ребенка не должно быть и тени сомнения в родительской кротости, которая выражается в любви, смирении, доброте и милости.
Сила под контролем
Во-вторых, родитель может быть кротким, проявляя силу под контролем. Подобно обузданному коню или укрощенному дикому зверю, кроткий родитель научился контролировать силу, которая есть у него от природы. Власть, данную Богом в Библии родителям над своими детьми (например в Еф. 6:1-4), они должны осуществлять осторожно, с сохранением самообладания. На то, чтобы родителям властвовать над детьми эгоистичным, жестким или неблагоразумным образом, воли Бога не было.
Хороший пример силы под контролем — «ограничитель», механическое устройство, которое раньше устанавливали на грузовиках, чтобы не допустить превышения скорости. В определенном смысле, Бог, потребовавший от родителей не раздражать своих детей, поместил на родительскую власть над детьми такой «ограничитель» власти, тормозящий родительскую силу. Другими словами, родители не должны быть несправедливыми со своими детьми. Их власть над детьми не должна быть неразумной; родители не должны быть чересчур требовательными, чересчур суровыми или чересчур грубыми со своими детьми.
Применение родительской силы в семье должно регулироваться Словом Божьим, которое требует, чтобы родители использовали свое право власти справедливо и честно, со здравым смыслом и состраданием.
Правильный гнев
В-третьих, родитель может проявлять правильный гнев. По определению Аристотеля, праутес это «ровность», это «обладание серединой» между избыточным и недостаточным гневом. Человек, который праус, это человек, гневающийся «из-за того, из-за чего следует, из-за тех, из-за кого следует, а кроме того, так, как следует, в должное время и на должный срок... ибо ровный не мстителен, а скорее склонен прощать» (Аристотель. Никомахова этика 4.5 [V]. Перевод Н. В. Брагинской).
Может быть, вам кажется странным утверждение, что в жизни родителей христиан есть место такому качеству как «гнев»? Возможно, мы привыкли думать, что христианину ни в коем случае не положено гневаться, и поэтому склонны испытывать чувство вины за свой гнев.
Однако Библия не говорит, что гнев это всегда грех. Иисус, наш великий пример, временами гневался — но никогда не грешил. Кроме того, поскольку Он был кроток и смирен, то кротость и смирение не исключают автоматически гнев. В Еф. 4:26 сказано: «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдёт во гневе вашем». Так как возможно гневаться не согрешая, то не всегда гневаться или вести себя гневно грех.
Разумеется, родителям нужно следить за тем, чтобы гневаться только правильно. Что значит «правильно»? Есть, как минимум, три отличительные черты правильного гнева.
Правильный гнев — это гнев по поводу чего-то действительно важного. Иисус гневался в случаях, когда бывали затронуты крайне важные принципы, например когда к Нему не пускали детей или когда храм Божий использовали во зло. Подобным образом и наши дети должны видеть, судя по нашей гневной реакции (или отсутствию оной), что есть вещи серьезные, а есть не очень. Разбитая тарелка или пролитый на пол чай могут вызвать у нас раздражение, но это далеко не такие важные происшествия, как другие. Следует ли нам гневаться по таким поводам? Нет.
Что важно? Важно учить детей не лгать и не красть! Помогать им избавляться от эгоизма, хулиганства, жестокости, вульгарности и насилия. Воспитывать их так, чтобы они никогда не обижали людей умышленно и никого не поднимали на смех. Всё это вопросы, имеющие далеко идущие последствия. Важны Бог с Его Словом и церковь. Эти вопросы намного важнее, чем хорошие манеры наших детей за столом; они должны волновать нас больше, нежели склонность разбивать предметы из-за неуклюжести или любопытства.
Это не значит, что гневаться из-за «незначительных вещей» грешно всегда. Просто нам нужно быть осторожными с тем, что мы определяем как «незначительную вещь». Быть непослушным или не считаться с другими никак нельзя назвать «незначительной вещью».
Во-вторых, правильный гнев не приводит к неправильным действиям. Самый лучший способ проверить, следуем ли мы заповеди «гневаясь, не согрешайте», — это спросить себя: «Не поступил ли я неправильно под действием своего гнева? Не согрешил ли я?»
Хорошие родители иногда мучаются сомнениями в этом вопросе. Они могут разгневаться и накричать на своих детей. Затем они испытывают чувство вины. Иногда родитель может накричать на ребенка, чтобы помочь ему понять, что то, что он или она совершили, чрезвычайно опасно, глупо, неправильно или безрассудно. Иногда родители переживают, что поступили неправильно, наказав своих детей, когда были в гневе. Однако дело не в гневе. Было ли наказание заслуженным? Если наказание было уместно, тогда неважно, был или нет родитель в гневе, когда применил его.
Что неправильного может совершить родитель в гневе? Вот один пример: всегда неправильно произносить имя Бога всуе. Если родитель, гневаясь, выходит из себя, или сквернословит, или произносит имя Бога напрасно, тогда этот гнев стал причиной неправильного поведения.
Предположим, что в гневе отец совершил нечто, о чем позднее он сожалеет, сознавая, что так делать не стоило. Что тогда? Ему следует покаяться и попросить прощения. Даже неправильное поведение отца или матери и их дальнейшее покаяние может представлять ценность в воспитании детей. Молодым людям нужно видеть, что их родители признают свои ошибки. Детей нужно учить, как поступать, когда они совершают ошибки или поступают неправильно. Они будут восхищаться готовностью своих родителей признавать свою неправоту.
В-третьих, правильный гнев — это гнев, который можно быстро забыть. В Еф. 4:26 сказано, что наш гнев не должен продолжаться после того, как зайдет солнце. Это хорошее правило как для мужей и жен, так и для родителей с детьми. Какой бы ни была проблема, мы должны решить ее. Когда проблема решена, о гневе следует забыть.
Временами кроткий родитель будет гневаться. Обычно это бывает, когда ребенок нарушает Божий закон, будучи при этом достаточно взрослым, чтобы понимать разницу между правильным и неправильным. Возможно, он намеренно обидел кого-то, неуважительно разговаривал с матерью, украл, солгал или смошенничал. Возможно, даже имело место богохульство или откровенная непокорность. В такие моменты ребенок должен видеть, что подобные вещи важны для родителя! В случае непослушания, неуважения или непокорности родитель имеет право продемонстрировать крайнее неодобрение поведения ребенка. Родитель даже может проявить гнев, если это контролируемый гнев.
Родитель христианин, гневающийся при таких обстоятельствах, решает проблему надлежащим образом, исправляя ребенка при помощи соответственного наказания. Проявив гнев или выразив неодобрение, объявив и применив наказание, отец или мать потом — особенно если ребенок покаялся — прощают свое чадо и не вспоминают об этом более. Затем родитель заверяет ребенка в том, что его все равно любят. Вот это правильный гнев: гнев, который быстро проходит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какими вы хотите, чтобы стали ваши дети? Хотите, чтобы они обладали описанными здесь качествами? Хотите, чтобы они были сильными, но кроткими? Хотите, чтобы они проявляли силу под контролем, были сильными, но при этом подчинялись Богу, родителям и другим начальствующим? Хотите, чтобы они научились гневаться, только когда надо и как надо?
Как вы можете помочь им стать такими людьми? Будьте сами такими людьми и сами поступайте со своими детьми таким образом! Являя собой пример кротости, вы поможете своим детям стать кроткими.