Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Та, что создала Францию (часть 79) Скромное величие той, чьи тайны еще предстоит разгадать

Как я уже рассказывала в предыдущей части истории, после кончины Иоланды многие ее дела и планы были реализованы ее зятем и его сподвижниками. А самое главное дело королевы Сицилии - объединение Франции - будет продолжено ее детьми и внуками: стараниями анжуйского дома сначала Лотарингия станет французской провинцией, а затем, благодаря политическим талантам Анны де Боже к территориям страны присоединится и Бретань. Франция постепенно станет великой и процветающей страной, а та, что посвятила этой цели всю свою жизнь, была, увы, напрочь забыта. Дворцы Иоланды в Сомюре и в Тарасконе стали считаться дворцами короля Рене, в Анжере вход во дворец тоже украшает статуя среднего сына королевы Сицилии и его жены Изабеллы. А для Иоланды Арагонской места там не нашлось, как впрочем и в других местах. Вероятно, такова судьба большинства "серых кардиналов" - в историю попадают, как правило, те, за чьими спинами они стоят, неизвестные большинству очевидцев происходящих событий. Не избежала этой у

Как я уже рассказывала в предыдущей части истории, после кончины Иоланды многие ее дела и планы были реализованы ее зятем и его сподвижниками. А самое главное дело королевы Сицилии - объединение Франции - будет продолжено ее детьми и внуками: стараниями анжуйского дома сначала Лотарингия станет французской провинцией, а затем, благодаря политическим талантам Анны де Боже к территориям страны присоединится и Бретань.

Франция постепенно станет великой и процветающей страной, а та, что посвятила этой цели всю свою жизнь, была, увы, напрочь забыта. Дворцы Иоланды в Сомюре и в Тарасконе стали считаться дворцами короля Рене, в Анжере вход во дворец тоже украшает статуя среднего сына королевы Сицилии и его жены Изабеллы. А для Иоланды Арагонской места там не нашлось, как впрочем и в других местах.

Анжерский замок. Иллюстрация любезно предоставлена постоянной читательницей канала
Анжерский замок. Иллюстрация любезно предоставлена постоянной читательницей канала

Вероятно, такова судьба большинства "серых кардиналов" - в историю попадают, как правило, те, за чьими спинами они стоят, неизвестные большинству очевидцев происходящих событий. Не избежала этой участи и героиня нашей истории.

Однако в XIX веке фигура Иоланды и ее роль в событиях XV века стали постепенно выходить из тени. Первыми, обратившими внимание на королеву Сицилии стали биографы Карла VII. А автор биографии Рене Анжуйского Лекуа де ла Марш нашел подтверждение этому мнению в огромном количестве писем, договоров, завещаний и расчетных книг. Его мнение об Иоланде Арагонской как нельзя точно отражало ситуацию с забвением королевы:

Он (мсье де Вирвилль - биограф Карла Победителя) сумел соединить эти разрозненные черты в своей биографии Карла VII, чтобы разглядеть за ними одно из самых привлекательных лиц, притом что очарование ее многажды увеличивается ореолом тайны ее окружающей, ибо влияние королевы Сицилии никогда не имело официального характера, и вплоть до сегодняшнего дня она скрывается в тени, из которой единственно взгляд критика способен ее извлечь.

А в 1933 году Жанна д'Орильяк стала автором первой биографии нашей героини. Она постаралась связать воедино все обрывочные упоминания о королеве Сицилии, встречавшиеся в самых разнообразных документах и хрониках, разыскала множество документов королеской канцелярии, где стояла печать Иоланды. Другой биограф Карла VII, Филипп Эрланже, прямо называл нашу героиню той, кто создала Францию и сделала из Карла Победителя.

Книга, которая представляется вашему вниманию, является попыткой развеять тайну вокруг посредственного короля, опиравшегося на могущество величайшей королевы… Касательно того, что французы сумели выстоять, существует рациональное объяснение. Ответственной за то была женщина. Мы назвали ее имя: Иоланда Арагонская, королева Сицилии.

Однако многие тайны нашей героини до сих пор не раскрыты. И единственное место, где ее помнят до сих пор - это Анжу, где ее имя превратилось практически в легенду. Чтут Иоланду и в одной маленькой французской деревушке Домреми - родине Жанны д'Арк. Именно там, прямо напротив дома, где родилась и выросла будущая героиня Столетней войны, стоит единственный в мире памятник Иоланде Арагонской. Прекрасная и величественная, молодая королева Сицилии стоит за плечом совсем юной Жанны, поддерживая руку девушки с мечом. На мой взгляд, эта скульптура как нельзя лучше показывает потомкам всю важность роли Иоланды в описываемых событиях.

Памятник Иоланде Арагонской и Жанне д'Арк в Домреми. Иллюстрация с сайта http://www.wikitranslators.org
Памятник Иоланде Арагонской и Жанне д'Арк в Домреми. Иллюстрация с сайта http://www.wikitranslators.org

А нам с вами, дорогие читатели, остается только ждать и надеяться, что со временем те документы и рукописи, что возможно, хранятся в запасниках европейских библиотек и музеев, попадут в руки Зои Лионидас и других лингвистов-переводчиков и фигура Иоланды Арагонской наконец выйдет из тени, получив достойное этой великой женщины признание и уважение...

Те же из читателей, кто лишь недавно присоединился к чтению нашего исторического текстосериала, смогут найти начало этой истории, а так же рассказы о других героях XV века в маленьком путеводителе по каналу: