31 мая на мюнхенской «Альянц Арене» состоится финал Лиги чемпионов УЕФА между французским ПСЖ и итальянским «Интером». ПСЖ может впервые в своей истории завоевать самый престижный европейский трофей, тогда как «Интер» нацелен на свою четвертую победу в турнире и первую с 2010 г.
Традиционно финалу будет предшествовать музыкальное выступление и шоу-программа. Хедлайнером стартового шоу (Pepsi Kick Off Show) выступит Linkin Park, одна из самых популярных современных рок-групп, является единственным представителем жанра, набравшим 2 млрд стримов на сервисе Spotify за последний год. Коллектив, недавно вернувшийся на музыкальную сцену с новым альбомом From Zero (первым за семь лет) и новой вокалисткой Эмили Армстронг, подготовил специальный ремикс своего самого популярного трека Numb. Аранжировка песни включает звуки футбольного матча: удар по мячу, пение болельщиков и атмосферу стадиона. Также группа исполнит свои главные хиты.
«С новым альбомом и туром нас переполняют энергия и внимание фанатов, – заявили Linkin Park в интервью CBS. – Мы рады разделить их на шоу перед финалом Лиги чемпионов. Это новый опыт для нас: представить любимые песни тысячам зрителей на стадионе и миллионам по всему миру».
Выступления мировых музыкальных звезд перед финалом Лиги чемпионов стали устоявшейся практикой последних лет. Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) намеренно стремится превратить финал Лиги чемпионов в масштабное поп-культурное событие, по образцу успеха Супербоула (главный матч в американском футболе) для привлечения широкой аудитории. Поскольку финал Лиги чемпионов привлекает в 2-3 раза больше зрителей по всему миру, чем Супербоул (около 450 млн против около 180 миллионов, согласно аналитической компании Nielsen), УЕФА использует музыкальные выступления для привлечения случайных болельщиков, особенно на развивающихся рынках, таких как США.
Компания PepsiCo, спонсор мужской Лиги чемпионов УЕФА с 2015 г., играет центральную роль в организации предматчевых шоу. Соглашение охватывает бренды Pepsi, Lay's и Gatorade. Компания отбирает артистов за 7-9 месяцев до финала, ориентируясь на глобальную узнаваемость, соответствие молодежной культуре и способность представлять культурное разнообразие. «Камила Кабелло влила кубино-мексиканское наследие, Burna Boy – нигерийские корни, Anitta – бразильский талант», – сказал Марк Киркхэм, директор по маркетингу PepsiCo.
Ранее компания 10 лет спонсировала шоу в перерыве Супербоула, завершив сотрудничество в феврале 2022 г. выступлением рэперов Dr. Dre, Снуп Догга, Мэри Джей Блайдж, Кендрика Ламара, Эминема и 50 Cent. «Мы стремимся привнести впечатляющие музыкальные выступления на главные матчи в мире. Это огромная платформа для объединения фанатов спорта и музыки», – заявил Киркхэм. Он подчеркнул эксклюзивность брендинга для партнеров PepsiCo и отказался комментировать оплату артистам, отметив: «Финал Лиги чемпионов транслируется почти в 200 странах – это невероятная платформа. Артисты могут продвигать свою музыку и предстоящие европейские туры».
УЕФА и PepsiCo не публикуют суммы гонораров, но предполагается, что музыканты получают минимальные выплаты по модели, близкой к Супербоулу (певец Ашер в 2024 г. заработал $671 за выступление). PepsiCo полностью покрывает затраты на шоу и предоставляет огромную площадку. Артисты используют платформу для продвижения проектов: Linkin Park анонсировали мировой тур, а певица Камила Кабельо заключила рекламную сделку с Lay's.
Перед финалом Лиги чемпионов выступало множество мировых звезд – Дуа Липа, Шон Пол, Imagine Dragons, Marshmello, Селена Гомес, Халид, Камила Кабелло – но часто вызывали неоднозначную реакцию. Отдельные выступления оставили заметный позитивный след: после шоу певицы Дуа Липы в Киеве в 2018 г. песня One Kiss стала неофициальным гимном фанатов «Ливерпуля». Тем не менее болельщики не всегда воспринимают артистов позитивно: шоу Black Eyed Peas в Кардиффе в 2017 г. встретили апатией, выступление Алиши Киз в 2016 г. сочли «незапоминающимся». Наиболее значительный провал произошел в Париже в 2022 г., когда Камилу Кабельо освистали на фоне организационного хаоса с применением слезоточивого газа и поддельными билетами.
Некоторые вещатели предпочитают не транслировать концерты в прямом эфире, фокусируясь на экспертных обсуждениях матча. Возможно, потому что шоу от УЕФА не вызывает интерес уровня Супербоула – цифровые показатели значительно ему уступают – ни одно выступление перед финалом Лиги чемпионов за восемь лет не собрало более 40 млн просмотров на YouTube, тогда как шоу в перерыве Супербоула собирает больше зрителей, чем сама игра, а на Youtube часто числе зрителей преодолевает 100 млн.
Роджер Беннетт, основатель агентства Men In Blazers Media Network, подчеркивает разную природу зрелищ: «Европейский футбол имеет рабочие корни. Игра – это и есть шоу. Атмосферу создают фанаты. Американский футбол воспринимает себя как развлечение телевизионной эпохи. Его успех зависит от зрелищности для домашней аудитории. Фанаты НФЛ не создают шум, сравнимый с фанатами «Ливерпуля» или дортмундской «Боруссии». Европейскому футболу не приходилось так стараться; продуктом всегда была игра».
Несмотря на вызовы, УЕФА продолжает развивать предматчевые шоу, движимое коммерческими амбициями. Цели включают привлечение крупных спонсорских инвестиций, расширение глобальной аудитории и трансформацию футбольного финала в универсальное мегасобытие развлекательного формата. Прибыль извлекается не только напрямую из спонсорства, но и из долгосрочного повышения ценности бренда Лиги чемпионов и освоения новых рынков. Руководство УЕФА и партнеры, такие как PepsiСo, рассматривают эти шоу как важный элемент будущего турнира. Маркетинговый эксперт ESPN Эд МакКэмбридж видит в музыке инструмент привлечения аудитории: «Через 10-20 лет каждый финал Лиги чемпионов или ЧМ будет иметь полноценное шоу с суперзвездой, собирая больше просмотров и кликов, чем сам матч».
Также партнерство PepsiCo с УЕФА расширяется на женский футбол. С сезона 2025/26 выступления больших поп-звезд будут и там. «Помимо финала, Pepsi обеспечит развлечения на каждом этапе плей-офф женской Лиги чемпионов, начиная с четвертьфинала», – добавили в УЕФА.
Кроме того, президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино в своих соцсетях подтвердил планы провести первое шоу в перерыве финала чемпионата мира-2026 в США по образцу Супербоула. Местом финала 19 июля 2026 г. назначен стадион «Метлайф» в Нью-Джерси. Инфантино заявил, что несколько артистов выступят во время перерыва, но не уточнил, будет ли он увеличен по времени. Инфантино также упомянул, что группа Coldplay проконсультирует ФИФА по продюсированию шоу и организации ряда мероприятий на Таймс-сквер.
Тем не менее логистические сложности для полноценных шоу в перерыве подчеркивает Тим Крау, маркетинговый консультант спонсоров УЕФА и ФИФА: «Обычные перерывы в американском футболе длятся 15 минут. Шоу Супербоула длится до 15 минут плюс время на монтаж сцены, поэтому перерыв – 30 минут. Футболу пришлось бы последовать примеру. УЕФА и ФИФА продвигают увеличение перерыва. С другой стороны, европейский футбол отличается от американского. Возникнут вопросы, как разогревать игроков 30 минут».
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Какие трансферы уже состоялись в РПЛ в межсезонье
Трамп открыт к посредничеству Путина в урегулировании конфликта Ирана и Израиля