В XIII веке европейцы открыли для себя Монгольскую империю. Знакомство было не из приятных, но - что поделаешь - такова жизнь, по всякому случается. И в столицу экзотического гегемона потянулись дипломаты, миссионеры и разведчики. Люди отправлялись в неизвестность, чтобы исследовать нового игрока за великой шахматной доской мира, казалось, шутя сметавшего противников. Они надеялись узнать дальнейшие намерения и, быть может, договориться с этой разрушительной силой, подминавшей под себя как язычников и мусульман Азии, так и христианские державы Европы. Некоторые из этих путешественников оставили воспоминания и доклады о своих странствиях. Самыми известными из них продолжают оставаться "История Монгалов, именуемых нами Татарами" Иоанна де Плано Карпини и "Путешествие в восточные страны" Гильома де Рубрука. В них дано описание полного трудностей и опасностей пути в неведомый Йеке Монгол, страну покорителей мира.
Несмотря на длительность путешествий, до сих пор многим не верится, что братья-францисканцы могли добраться до земель, которые занимает современная Монголия. И вопреки тому, что древний Каракорум уже давно найден, его продолжают искать, прикладывая линейки к картам, сверяясь с нормативами движения в походах, соотнося указанные в текстах географические указания с современными объектами, и обнаруживают его то в Поволжье, то в Зауралье, то в Прикаспии. Может быть, действительно ученые ошиблись и столица Монгольской, а может Могольской или, еще чего доброго, Тартарской империи на самом деле гораздо ближе, чем мы думаем? Ведь если внимательно читать, как уверяют нас искатели истины, то сразу станет понятно, что в Монголии Каракорума быть просто не может. А давайте внимательно почитаем.
Начнем мы с путешествия Карпини и не только потому, что оно случилось раньше миссии Рубрука, но и потому, что Карпини заботливо упаковал описание своего пути в отдельную главу, даже в отдельный ее параграф. В другом ее параграфе дается изложение обратного пути. Это последняя, девятая глава его отчета, которая так и называется: "О тех областях, через которые мы проехали, и об их положении, о дворе императора Татар и его князей и о свидетелях, которые нас там нашли". Полностью приводить тут ее не имеет смысла, поскольку она изобилует подробностями и отступлениями не имеющими отношения к собственно маршруту и, как видно из названия, касается не только его. И даже выдержки из нее чрезмерно растянут статью. Поэтому желающие могут открыть "Историю Монгалов" на любом удобном ресурсе и далее сверяться по тексту.
На дорогу от Киева до ставки одного из знатных монгольских начальников Коренцы Карпини потратил где-то дней 20. Причем из неназванного селения за Кановым он выехал на 15ый день. На землю Команов, или владений Батыя, у посла ушло где-то 44 дня, на землю Кангитов - 32, на землю Биссерминов - 38, черных Китаев - 5, Найманов - 8, по земле Монгалов до Гуюка - 21 день. Если считать из Киева, то на дорогу до Гуюка было затрачено 168 дней. От Киева до Каракорума с кренделями где-то 7300 км. Делим, получаем среднюю скорость 43-44 км в день.
Насколько реальна такая скорость для передвижения в XIII веке? В начале XX века генерал-майор Изместьев в "Кратком руководстве по элементарной и общей тактике" отмечал, что: "Нормальный суточный переход конницы определяется в 35-40 верст, но небольшие конные отряды делают на войне иногда до 70 в. - 100 в. в сутки." А дивизионный ветврач Петуховский в "Военно-ветеринарной службе" обозначил, что "...нормальный суточный переход в кавалерии — 50 км без большого привала при продолжительности движения 7 — 8 часов; форсированный суточный переход — 75 км при дневном марше с большим привалом во второй половине пути на 3 — 4 часа". Как можно заметить скорость Карпини лежит в допустимых пределах. Особенно если учитывать, что он менял лошадей, а у кавалеристов на марше такой возможности не предусмотрено.
Но то верхом, возможно ли, что в повозках скорость была ниже? Нет, ну при желании, если постараться... Помните разговор помещика Федяшева с кузнецом по поводу починки кареты из "Формулы любви"? Но если не затягивать нарочно, то стоит вспомнить такое произведение как "Рассказы бабушки" архимандрита Пимена (Благово):
"Выехав рано утром по Ефремовской дороге, мы три раза переезжали через Дон по очень дурным мостам, которые вообще в той местности ужасные; и были крутые горы и дорога очень дурная, так что мы отъехали не более 50-ти верст и ночевали."
А еще лучше обратиться к труду флорентийского купца XIII в. Пеголотти "Практика торговли":
"От Таны [Азова, в устье реки Дон] до Гинтархана [Астрахани, в устье реки Волга] можно добраться за двадцать пять дней на повозке, запряжённой волами, и за десять-двенадцать дней на повозке, запряжённой лошадьми."
Между Азовом и Астраханью строго по прямой 664 км. То есть скорость конной повозки по Пеголотти никак не меньше 55 км в день. Легко можно заметить, что скорость передвижения таким образом выше, чем нормативы движения верхом.
Вроде бы все в порядке. Но это если читать невнимательно. Стоит рассмотреть маршрут Карпини предметно и сразу начнутся нестыковочки, уверяют нас внимательные читатели. От Киева до Канева всего 130 км, указывают они. И Карпини потратил на этот участок пути целые две недели. То есть делал всего 9 км в сутки. Вот это совершенно реальная, самая достоверная и действительно правильная скорость передвижения с помощью лошади с точки зрения специалистов по теоретическому преодолению средневековых пространств.
При такой скорости ставка Коренцы не может находиться дальше Черкасс. А ставка Батыя должна находится в районе Волгограда. Должна она это делать потому, что ориентиром для ее выступает Волга. А в районе Волгограда Волга как раз делает излучину в сторону Днепра, что делает это место максимально приближенным к предполагнаемой ставке Коренцы. От Черкас до Волгограда 1100 км. Карпини потратил на них почти 40 дней. А значит ехал с фантастической скоростью 27,5 км в день. Увеличить скорость в три раза позволила ему смена лошадей. А вот дальше Карпини пересел не иначе как на ракету. Потому что остальной путь до самого Каракорума, если считать Каракорумом Харахорин, то есть что-то около 6000 км, он проделал всего за 105 дней. Это же 60 км в сутки! По пустыням, едва держась в седле, на падающих же от усталости лошадях! Это не реально! Как бы это ему удалось?
Но давайте попробуем быть еще более внимательными. Если открыть "Историю Монгалов", можно убедиться, что через две недели после Киева Карпини находился не в Каневе, а в неназванном селении за Каневым - даже если современный Канев соответствует средневековому Канову Карпини. И это селение совсем не обязано находиться настолько близко к Каневу, чтобы считать расстояние между ними в один день или меньше. Кроме того, по тексту Карпини Днепр являлся восточной границей кочевий Коренцы, который должен был охранять остальные земли монголов от внезапного вторжения с Запада. То есть, скорее всего, его ставка находилась вообще не на берегах Днепра, а где-то в степи к Западу от него. Где именно встретились Карпини и Каренца - неизвестно. Неизвестно также, где находилась ставка Батыя. Карпини описывает лишь, что зимой монголы откочевывали к югу, а летом - на север. Монах путешествовал зимой, так что Батыя он мог встретить скорее всего где-то в нижнем течении Волги. Интересно, что францисканец пишет, что он много дней ехал по замерзшему Днепру, а потом по прибрежному льду моря. Но это лирика, главное то, что мы не можем точно выяснить скорость Карпини от Киева до Батыя из-за отсутствия надежных ориентиров. Однако, чтобы она была настолько низкой, какой ее хотят представить, это надо очень и очень старательно не торопиться, а Карпини спешил выполнить свою миссию. И скорость Карпини действительно возрастала по мере приближения к Каракоруму, поскольку возможностей поменять лошадей у него становилось больше.
В этом месте обычно вспоминают про рекордный конный переход Ашхабад-Москва 1935 года, когда туркменские всадники в сопровождении группы поддержки из врачей, снабженцев, шорников и прочих специалистов, при наличии точных карт и связи прошли 3300 км за 84 дня и так умаялись, что назад ехали на поезде. 3300 км и 84 дня - это целых 39 км в сутки, и это рекорд. Как же Карпини мог их переплюнуть? Все так же. Меняя лошадей. Но внимательный читатель напомнит, что Карпини утверждает, что не менял лошадей. О сменных лошадях сообщается только в начале путешествия и в конце, а в середине описываются пустыни, в которых умирает масса людей, и их кости там валяются повсюду. Прямо так и пишет, что, когда он ехал по этим пустыням, менять лошадей не мог. Но Средняя Азия - это не одна сплошная пустыня от Волги до Керулена с полным отсутствием населения. Собственно и пустыни Карпини упоминает только описывая земли Кангитов. А проезжал он еще и земли Биссерминов, и Черных Китаев, и Найманов.
Что такое земли Кангитов? О Кангитах или Канглах есть информация не только у Карпини. Благодаря источникам мы знаем, что это племя, кочевавшее между Каспием и Аралом. Вот на этом пространстве у Карпини действительно были проблемы с лошадьми и если считать от Каспия до Арала, то и получится что он проделывал где-то 30 км в сутки. А дальше пошла земля Биссерминов, она же Хорезм. Довольно-таки цивилизованная и достаточно населенная страна для своего времени даже при условии разорения монголами.
И вот в этом месте пытливые умы опять усматривают нестыковочку. Если Карпини доехал до Хорезма, то он просто обязан был увидеть Арал и написать о нем. Ведь итальянец про Балхаш написал, приняв его за море. Почему же он обошел вниманием Арал? Но он вовсе не обязан был увидеть Арал. Его не возили от озера к озеру, не показывали достопримечательности. Его как можно быстрее стремились доставить к хану. Так что путь посла мог пролегать мимо Арала в десятках километрах от него. Он в принципе указывает, что точно был в Киеве, Канове, Омыле и в неназванных разрушенных городах. Карпини хоть указывает информацию о других городах, но нигде не пишет, что он в них именно был лично. Вот Балхаш он точно не мог пропустить. Потому что только через Балхаш-Алакольскую впадину можно подойти к перевалу Джунгарские Ворота чтобы двигаться дальше на Восток. Это про этот перевал рассказывали итальянцу, представляя его в виде небольшой горы с отверстием, из которого с шумом дуют ветры, а не реальная гора со сквозным проемом вроде кавказской Кольца-горы или уральского Дыроватика, как хочется это видеть некоторым. Собственно, опять же поэтому он не упомянает, что видел эту гору. Карпини просто не соотнёс перевал с этим описанием.
Ну, хорошо. С пустынями вроде разобрались. Но вот он подошел к горам. К очень высоким горам. Карпини пишет, что там снег летом выпал. А скорость у него опять возросла. От Балхаша до Каракорума 3000 км, а Карпини пролетел их за 35 дней. Это 85 км в сутки. Неувязочка. Но рассмотрим эти километры поподробнее. Собственно землю черных Китаев монах прошел долинами за 21 день. Тамошние горы его вообще не впечатлили. Вот землю Найманов он прямо признает гористой и холодной. Это собственно Тянь-Шань. Но, опять же, бродить найманскими холодными горами не было целью Карпини. Это вынужденное действо, на которое тем не менее ушло 8 дней. Вот эти 8 дней Карпини потратил на неизвестное количество горных километров. А потом начались земли собственно Монгалов, степные равнины, по которым Карпини уже действительно летел в течение трех недель с действительно крейсерской скоростью. Это была именно Монголия, но приехал Карпини... не в Каракорум. В Каракорум ездил Рубрук, но об этом будет рассказано в другой статье.
Продолжение следует...
А на этом пока всё! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии, а так же не забывайте про колокольчик, что бы не пропустить наши новые материалы, это очень мотивирует нашу команду. Так же вы можете найти нас в Телеграме и ВКонтакте, там мы публикуем мемы, и короткие материалы, которые не всегда подходят для Дзена. С недавнего времени вы можете поддержать нас разовым донатом. Спасибо, что читаете нас!
Автор: Татьяна Орлова