«Кин-дза-дза!» как аллегория странствия душ: трансформация через иллюзии
По какой причине фильмы становятся культовыми? У меня есть предположение, что вернее всего культовым фильм делает присутствие второго дна - глубинного смысла, скрытого от зрителя.
Я много слышал об этом фильме, например о том, что это отражение социальной ситуации или сюжет о трансформации советского человека.
Это забавно и отчасти верно, но такая ерунда не сделает фильм культовым. Такого кино на рубеже 90х было завались - редко кто вспомнит их название и сюжет.
Культовое кино рассказывает о, без преувеличения, вечных ценностях.
О каких же вечных ценностях говорят в фильме Кин-дза-дза?
Как вы уже поняли из названия, о странствиях и трансформации душ. И сейчас я вам это покажу:
1. Падение в материю
Души Владимира и Гедевана, воплощённые в земных телах, сталкиваются с искушением разделения — «машинка перемещения» становится символом кармического выбора. Нажатие кнопки — акт входа в цикл сансары, где души погружаются в плотный мир Плюка, метафору иллюзорной реальности, управляемой законами страдания и иерархии.
2. Мир Плюка: школа кармы
Плюк — воплощение дуальности сознания:
- Чатлане и пацаки — не сословия, а состояния души. Чатлан — дух, отождествлённый с властью и гордыней; пацак — душа, закованная в цепи стыда и покорности.
- Цак (колокольчик в носу) — символ кармических уз, привязывающих к иллюзиям.
- Гравицаппа — не технология, а знание о единстве, которое души ищут через множество перерождений.
Души учатся:
- Отпускать привязанности (спички-КЦ как ложные ценности).
- Видеть суть за формой (пепелац — тело, гравицаппа — пробуждённое сознание).
3. Испытания: очищение через боль
- Эцих (тюрьма) — этап изоляции, где души осознают тщету эгоистичных желаний.
- Песни Гедевана — попытка вспомнить божественную гармонию, забытую в мирах форм.
- Господин ПЖ — архетип «демиурга», создателя ловушки материи, чья роскошь питается энергией страданий.
Ключевой урок: чтобы обрести гравицаппу (свободу), душам нужно сжечь последнюю спичку-иллюзию — привязанность к «возвращению домой» (физическому миру).
4. Просветление и циклы времени
Возвращение в прошлое через «машинку» — переход на новый виток спирали эволюции:
- Души освобождают Уэфа и Би — преодолевают карму, разрывая цикл угнетения.
- Стирание памяти при возвращении на Землю — символ авидьи (неведения), необходимого для нового воплощения.
Финал — не поражение, а надежда: души, сохранившие искру осознанности, сокращают время в сансаре. Их следующее рождение будет ближе к Просветлению.
Философский стержень
Плюк — не планета, а мандала майи, где души учатся:
- Видеть единство за видимостью противоречий («Ку!» — мантра, за которой скрывается молитва о единстве).
- Принимать страдание как учителя.
- Отказываться от деления на «своих» и «чужих» (чатлан/пацак, Земля/Альфа).
Итог: Путь душ в «Кин-дза-дза!» — это джапа-медитация, где каждый жизненный цикл приближает к пониманию, что «гравицаппа» была внутри всегда.
Как вам такой глубинный смысл?
Помните ситуацию в конце фильма, когда дядя Вова и Гедеван вновь оказываются в моменте, когда только увидели друг друга на улице?
Как они поняли, что их связывает что-то?
Они сделали Ку! проезжающему мимо трактору!
О чем этот эпизод?
Узнали ли они друг друга или просто удивились своей одинаковой и странной реакции? Вспомнили ли то, что с ними произошло, или это еще даже не случилось в их жизни?
Напишите свое мнение в комментариях!
Автор: Матвеев Валерий Анатольевич
Психолог, Гипнолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru