Если вы не знали, летний список литературы носит добровольно-принудительный характер. Как бы читать рекомендуется, но при этом учителя требуют читать список и заполнять читательский дневник. Летний список литературы не нормируется и может различаться в разных школах (я сравнила наш список со списком из Алтайского края: 20 позиций повторяется, 16 различается).
Никто, наверное, не будет спорить, что чтение летом полезно. Сейчас как раз сезон большого количества свободного времени и, как следствие, гаджетов. Особенно у детей работающих родителей. И пусть хоть ненадолго, но книга может отвлечь от смартфона или планшета.
Ещё важная мысль — скорость чтения не является главной целью. Главное, чтобы у ребёнка появилась мотивация читать. Вы никогда не задумывались, когда замеряется скорость чтения — это делается для чего в итоге? Я, к слову, так и не поняла 😅 И не сильно пострадала от того, что читаю не быстро, зато вдумчиво. Может и есть несколько узких областей, где скорочтение важно. Но в основном наша задача во взрослой жизни — понимать прочитанное. А при повышенной скорости чтения смысл прочитанного теряется. С таким же успехом можно дать прочитать краткое содержание (что, к слову, мы в средней школе и делали 😅 Но наша учительница была хитрей и задавала такие вопросы, на которые можно ответить только если прочитал произведение полностью).
Итак, какие хитрости помогут заинтересовать ребёнка.
Хитрость 1 - Начало со сложных или простых произведений
Начните с сложных произведений для детей с высокой работоспособностью, т.к. легкие им покажутся скучными. Для детей с низкой работоспособностью, наоборот, начинайте с простых произведений. Пусть постепенно набирают темп.
Учитывайте не только объём, но и эмоциональную сложность произведений. По объёму в разных изданиях приключения Алисы Селезнёвой Кира Булычёва и "Белый клык" Джека Лондона могут быть примерно одинаковыми. Но читать про "гостью из будущего" гораздо легче.
А для повышения мотивации фиксируйте каждое прочитанное произведение в списке. Причём если задали "стихи", распишите каждый стих отдельно. Адаптируйте список, как чек–лист. Так будет заметнее прогресс.
Хитрость 2 - Рекламируйте произведения
Придумывайте захватывающие описания для книг. Используйте словесные трейлеры и синапсисы для интриги и привлечения внимания. "Есть рассказ, где показано, насколько злобной, но в то же время тонкой шутницей может быть судьба. Двое преступников решили похитить ребёнка ради выкупа. Как ты думаешь, какая будет реакция у отца?... Конечно, это дело беспроигрышное. И вот представь себе их разочарование, когда они поняли, что жертва в этой ситуации — не мальчик. И даже не отец..." — "А кто? А кто?" — "Ну вот давай прочитаем. Давай?" — "Давай!" Такая подводка пригодилась к мотивации прочитать "Вождь краснокожих" О.Генри.
Хитрость 3 - Установите ритм чтения
Установите ежедневный ритм чтения. Начните с меньшего количества страниц и постепенно увеличивайте. Отмечайте прямо закладками с какого места до какого нужно сегодня прочитать. Можно за раз или за 3 подхода — не принципиально. Похвалите и посчитайте, за сколько дней ребёнок прочитает книжку, если будет удерживать такой темп. Успешно и всё быстрее читает 20 страниц? А давай теперь 21? Тогда ты эту книжку вообще за 3 дня успеешь прочитать.
Если ребёнок говорит "я никогда не прочитаю эту книжку!", скажите: "ну как же никогда? посмотри, ты прочитал уже треть книжки и потратил на это всего 2 часа! Ты очень много прочёл, сам посмотри!"
Хитрость 4 - Составление своего списка литературы (вариант для бунтарей)
Главная задача чтения летом — получение удовольствия и смена деятельности. Можно составить список самостоятельно, сразу или постепенно. И к сентябрю ребёнок придёт с внушительным списком прочитанных книг.
Если вы знаете, что в списке от учителя есть крупные произведения, которые относятся к школьной программе предстоящего года, и вы понимаете, что в течение учебного года он их не осилит, оставьте их как базу. А остальное добавляйте по своему усмотрению (по вашей рекомендации или выбору самого ребёнка). А можете использовать рекомендации специалистов (искусствоведов, литературоведов, критиков) и преподавателей.
Хитрость 5 - Чтение пары сложных текстов вслух
Это вариант не для старших подростков, но для младших подростков и начальной школы (лет до 11–12) он подходит.
Чтобы заинтересовать ребёнка книгами (не чтением) можно ходить вместе в магазины, перебирать книги, смотреть иллюстрации, обложки, а потом ещё читать их ребёнку. В общем дать понимание, что книга — это ценность, что это может быть интересно, что это источник вдохновения, сюжетов для кино.
Любителям фраз "читайте сами, и дети за вами потянутся!" Невозможно заставить любить читать, даже если вы сами подаёте пример и читаете. Куда эффективнее, если вы читаете ребёнку (до тех пор пока он на это согласен). Чтение на ночь — это и совместный ритуал, и удовольствие от чтения, и повод для общения. А ещё это буквальный способ познакомить ребёнка со сложным текстом, который он, скорей всего, не переварит. Например, "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Книга, которая попадает в список для чтения уже с 3–го класса. Жизненный материал книги детям по возрасту. Вот только читать его объективно сложно: объёмные фрагменты без диалогов, специфическая лексика, иногда очень длинные, грамматически сложные предложения на несколько строчек. Если ребёнку сложно, попробуйте прочитать ему пару глав. Или днём он читает одну, а вечером вы другую. Это и процесс ускорит, и степень усвояемости текста тоже увеличит, т.к. на слух мы многое воспринимаем проще, чем через чтение глазами. Нам помогают интонации и паузы чтеца.
Скорочтение и его недостатки
- Скорочтение позволяет быстрее читать, но снижает качество понимания.
- Исследования показывают, что увеличение скорости чтения приводит к потере деталей.
- Скорочтение не подходит для вдумчивого чтения художественной литературы.
Заключение и рекомендации по работе со списком литературы коротко
- Реорганизуйте список по сложности.
- Распишите пункты подробнее и отмечайте прогресс.
- Делайте рекламу значимым произведениям.
- Добавляйте свои книги
- Читайте вслух сложные тексты.
Не переживайте, если ребенок не рад списку литературы. Это нормально. Чтение требует когнитивных усилий, но вознаграждается навыками и похвалой.
По мотивам источника.
А как у вас в семье обстоят дела со списком на лето? Дети охотно читают? Я в детстве их очень не любила. А сейчас с сыном ещё и сталкиваешься с трудностями в понимании некоторых вещей, будь то пионеры, форточки или что–то ещё. Плюс хочется и современную, интересную детям литературу показать. Так что советы Александры Платчихиной мне понравились.