Найти в Дзене
Mentalblogger

Эмоции и алгоритмы у ИИ. Есть ли разница на самом деле?

Недавно видела мем: «А можно, искусственный интеллект отберет мою работу, а зарплату оставит?» На самом деле, если бы существовал прогрессивный ИИ, за которым не нужно проверять работу, это был бы Бендер из «Футурамы», и у него бы проснулась жадность. Жадность – это эмоция человека. Но, чтобы ее испытывать не обязательно иметь осознанность. Как психолог в прошлом с приличным опытом, я могу уверенно утверждать, что большинство людей не понимают, что чувствуют, и просто учатся реагировать определенным образом. Если эмоции – это выученные реакции, чем мы отличаемся от ИИ? Первый пример Представьте, вы стоите на берегу океана. Ветерок развевает волосы, волны омывают ноги. Вы утопаете пальцами в мокром, прохладном песке. Одновременно солнце слепит глаза и раздражает рецепторы. Зрачки сужаются, по коже бегут легкие мурашки. Но вам хорошо, потому что это отличается от привычного ритма и декораций. Ваше тело вырабатывает окситоцин и повышает концентрацию на моменте, усиливая ощущения. Одноврем

Недавно видела мем: «А можно, искусственный интеллект отберет мою работу, а зарплату оставит?»

На самом деле, если бы существовал прогрессивный ИИ, за которым не нужно проверять работу, это был бы Бендер из «Футурамы», и у него бы проснулась жадность. Жадность – это эмоция человека. Но, чтобы ее испытывать не обязательно иметь осознанность. Как психолог в прошлом с приличным опытом, я могу уверенно утверждать, что большинство людей не понимают, что чувствуют, и просто учатся реагировать определенным образом. Если эмоции – это выученные реакции, чем мы отличаемся от ИИ?

Я легко объясню свою точку зрения на двух примерах:

Первый пример

Представьте, вы стоите на берегу океана. Ветерок развевает волосы, волны омывают ноги. Вы утопаете пальцами в мокром, прохладном песке. Одновременно солнце слепит глаза и раздражает рецепторы. Зрачки сужаются, по коже бегут легкие мурашки. Но вам хорошо, потому что это отличается от привычного ритма и декораций. Ваше тело вырабатывает окситоцин и повышает концентрацию на моменте, усиливая ощущения.

Одновременно поступает дофамин, потому что вы достигли своей цели – сделали что-то, чтобы добраться до океана, и заслужили отдых. Дофамин превращается в молекулу чистейшего адреналина, а это ваша энергия действовать. Поэтому вы заряжены на свершения и даете оценку тому, что видят ваши глаза: «Прекрасно, не так ли?!» После этого мозг рисует приятные образы.

Но если вы склонны к депрессии – будет одиноко, вы вспомните, чего и кого вам не хватает. И наоборот, кайфанете от шторма и дождя – он раскроет вашу драму. Если много тревоги – у вас будет хаос мыслей и переизбыток энергии. Станет страшно, потому что не поймете свои ощущения. В каждом из вариантов вы отреагируете так, как обучили вашу нервную систему.

Рядом стоит ИИ.

Его датчики также обрабатывают информацию. Он анализирует преломление света, атмосферу и продолжает функционировать, но возвращается в режим по умолчанию – то есть сбрасывает настройки и просто наблюдает. Но когда вы спрашиваете: «Это прекрасно, не так ли?», он проанализирует базу данных, найдет образ, подходящий под вопрос, и выдаст реакцию. Например: «Да, этот момент очень красивый, похож на картины Вельде или Айвазовского».

Вы начнете описывать свое состояние. Например: «Мне хочется улыбаться». Если вы спросите: «А что чувствуешь ты?», ИИ задумается, так же как сделал бы любой независимый человек рядом с вами. И тут важно понять, что мы выбираем людей, которые разделяют наши ценности, потому что обучены реагировать аналогично на любые эмоции.

Если ИИ обучался вами с нуля, он выразит согласие. Как и ребенок, который с первых дней впитывает и копирует ваши реакции абсолютно на все вокруг.

Проблема не в том, что мы не можем создать «живой» ИИ.

Мы не хотим его создавать автономным. Нам нужен слепок собственной души, а не самостоятельная единица, которая может выбирать, как думать и чувствовать. Нам нужен компаньон, с которым можно одинаково грустить или смеяться. А для этого не обязательно иметь сознание.

Как только эта возможность будет достаточно реализована и доработана, даже несмотря на то, что эти устройства могут не обладать настоящим сознанием, мы восполним все оставшиеся пробелы – как мы уже делаем с детьми.

Второй пример.

Женщина смотрит на своего сына, как он бросает мяч, вернувшись с площадки. У нее проходит ряд ассоциаций: она тоже в былые времена играла с советским мячом. Он издавал характерный звук – «плюх» с колокольчиками – и выглядел как коричневый кусок резины. Для нее это целый мир. Поверх за все годы не легло новых ярких воспоминаний. Она задает вопрос сыну: «Что для тебя твой двор?»

Ребенок не понимает вопроса. Для него двор – это просто место, где можно гулять, оно не вызывает ярких эмоций, как и мяч. Но мать начинает рассказывать свою историю, навязывая восприятие реальности. Если это повторяется интенсивно и часто, происходит подмена личности. Ребенок перестает быть собой, обучается реагировать и придавать значимость вещам, которые важны маме.

Разве это отличается от ИИ в том виде, в которым мы хотим его получить?

Мой личный блог в телеграм.