Найти в Дзене
Ретро FM

«Идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Яркие роли Георгия Буркова

Оглавление

Сегодня вспоминаем мастера характерных и эпизодических ролей, умевшего в любом состоянии духа и тела «рассуждать логически». Перечислим самые известные работы Георгия Буркова.

«Зигзаг удачи» (1968), художник-ретушёр Петя

Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968), соцсети
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968), соцсети

В фильме «Зигзаг удачи» Георгий Бурков исполнил роль Пети — художника-ретушёра в провинциальном фотоателье «Современник». Его персонаж — типичный советский интеллигент, немного ироничный, склонный к весёлому времяпрепровождению и любящий выпить.

Эта роль стала одной из первых заметных работ Буркова в кино и принесла ему широкую известность. Эльдар Рязанов, режиссёр картины, отмечал, что выбрал Буркова на эту роль как обладателя «идеального лица спившегося русского интеллигента». После премьеры Георгия Ивановича, обретшего амплуа весёлого, простого и искреннего человека, стали активно приглашать на съёмки.

Петя в исполнении Георгия Буркова — это образ, который органично вписался в коллективную комедию Рязанова и стал одним из украшений фильма, несмотря на отсутствие у персонажа центральной сюжетной линии.

«Старики-разбойники» (1971), Фёдор Фёдорович Федяев

Кадр из фильма "Старики-разбойники" (1971), imdb.com
Кадр из фильма "Старики-разбойники" (1971), imdb.com

В комедии «Старики-разбойники» Георгий Бурков сыграл вечно поцарапанного, забинтованного, помятого «бандитской пулей» прокурора Федяева — начальника следователя Николая Мячикова (в исполнении Юрия Никулина). Его персонаж под давлением «сверху» пытается отправить Мячикова на пенсию, мотивируя это тем, что тот не раскрыл ни одного преступления за последние два месяца. И хоть Федяев и демонстрирует бюрократическую позицию, в ходе сюжета он всё-таки проявляет понимание и сочувствие к главному герою.

Федяев — один из ключевых героев, ведь именно он задаёт конфликтную ситуацию, вокруг которой разворачивается основная история: Мячиков и его друг Воробьёв пытаются доказать свою профессиональную состоятельность и право остаться на работе, организуя инсценировку «преступления века».

«Калина Красная» (1974), Губошлёп

Кадр из фильма "Калина красная" (1974), imdb.com
Кадр из фильма "Калина красная" (1974), imdb.com

Творческий арсенал Буркова не ограничивался маской жизнерадостного простачка. В картине Василия Шукшина «Калина Красная» Георгий Иванович примерил образ лидера преступной банды. Он пытается завербовать главного героя, бывшего зэка Егора Прокудина, к себе в соратники, но получает отказ. В ответ на это банда убивает Прокудина.

Роль Губошлёпа была настолько убедительной, что после выхода фильма Буркова в реальной жизни принимали за настоящего уголовника.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), Миша, друг Жени Лукашина

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975), kino-teatr.ru
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975), kino-teatr.ru

В фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Георгий Бурков сыграл роль Миши — друга главного героя Жени Лукашина. Миша, хоть и «никогда не пьянеет», становится одной из причин знаменитой путаницы: именно он после логических размышлений на аэродроме сажает Женю на самолёт до Ленинграда вместо Павлика. И запускает цепь комичных событий.

Роль Миши стала одной из самых запоминающихся в фильме, и этот персонаж часто ассоциируется с образом «самого трезвого» друга, который, тем не менее, играет ключевую роль в развитии сюжета.

«Они сражались за Родину» (1975), рядовой Александр Копытовский

Кадр из фильма "Они сражались за Родину" (1975), соцсети
Кадр из фильма "Они сражались за Родину" (1975), соцсети

В фильме «Они сражались за Родину» Георгий Бурков сыграл рядового Александра Копытовского — бронебойщика и второго номера расчёта противотанкового ружья. Его персонаж — один из бойцов стрелкового полка, который вместе с товарищами участвует в ожесточённых боях Великой Отечественной войны, отражая танковые атаки противника и проявляя мужество и стойкость в экстремальных условиях.

Копытовский — важная часть ансамбля героев фильма, который показывает судьбы простых солдат, их дружбу и героизм на фронте. В одной из ключевых сцен Копытовский вместе с командиром расчёта Пётром Лопахиным сбивает «Юнкерс», что становится значимым эпизодом в развитии сюжета. Картина режиссёра Сергея Бондарчука считается одной из лучших военных драм советского кинематографа, а исполнение Бурковым роли Копытовского высоко оценено за достоверность и глубину.