Думаете, что сегодня живётся не очень? Тогда давайте представим заросшее бурьяном поле истории, где мы в грязных сапогах смотрим на мрачную картину русского феодализма и выставку человеческого бесправия, где экспонаты – наши предки. Я не буду переписывать учебники, а расскажу всё, как есть.
Холопы
Представьте самое дно. Не просто низ, а дно под дном. Вот они – холопы. Настоящие, стопроцентные, без прикрас рабы. Не люди, а говорящая мебель. Твоя? Да, твоя. Как та табуретка. Захотел – продал соседу-боярину за пару лишних овец. Захотел – выменял на тухлую бочку солонины. Захотел – выпорол до полусмерти просто потому, что утро было пасмурное. У него нет ничего. Ни земли, ни прав, ни даже мысли о том, что можно иметь мнение. Он – вещь.
Работает где скажут: в поле, на конюшне, на кухне, на войне (да, были и такие «боевые табуретки»). Откуда берутся? Плен, долги (о, эти славные финансовые ловушки!), рождение в «несчастливой» семье или просто крайняя глупость – продал сам себя в голодный год. Великолепно, правда? Исчезли они только потому, что Петр I, наш первый император-сорвиголова, видимо, огляделся и подумал: «Черт побери, это же просто отвратительно! Немного менее отвратительно – вот наш путь!» И слил их с крепостными. Прогресс, чёрт возьми.
Крепостные
А вот это уже наше, родное, масштабное! Представь: ты крестьянин. У тебя есть своя избенка, коза, может, даже кусок земли. Кажется, ты не раб? Ха! Обманулся. Ты – крепостной. Твоя свобода – это миф, как честный чиновник. Ты прикован к земле, как цепной пес к конуре. Земля принадлежит барину. Помещику. Этому надутому индюку в кафтане. А раз ты живешь на его земле – ты его.
Он не может тебя продать отдельно, как холопа? Формально – нет. На практике? Да запросто! Особенно если продать всю деревню целиком, или твою семью. Он решает, женишься ли ты. Он шлёт тебя в солдаты на 25 лет, если ему вздумается. Он может отправить тебя в Сибирь за то, что ты посмотрел на него косо. А плата за «привилегию» влачить жалкое существование? Барщина. Паши его поле до седьмого пота несколько дней в неделю. Или оброк. Отдай ему лучший кусок того, что вырастил на своем собственном клочке, или деньги, которых у тебя отродясь не водилось. Это не рабство? Технически – феодализм. По ощущениям? Та же дрянь, просто в более просторной клетке с иллюзией своего угла. И продолжалось это веками! Отменено только в 1861 году каким-то чудом и только потому, что Крымская война показала: армия рабов – армия лузеров. Гениально, просто гениально.
Смерды
Древняя Русь. Эпоха князей, былин и... смердов. Кто они? Загадка! Как рекомендательные алгоритмы – вроде понятно, но чёрт ногу сломит. В начале, говорят, были свободными мужиками. Своя земля, своё хозяйство, платят дань князю и вроде бы не трогают друг друга. Звучит почти прилично! Но потом, как водится, всё пошло наперекосяк. Князья и бояре – те еще акулы. Кто-то из смердов влез в долги. Кто-то поселился на княжеской земле – плати, работник!
И пошло-поехало. Из условно свободных они медленно, но верно превращались в зависимых. Работай на господина, плати ему, будь ему послушен. Прямые предки тех самых крепостных, которые потом веками будут пахать на помещиков. Слово «смерд» само по себе стало звучать как оскорбление – «мужик, холоп, быдло». Исчезли они не потому, что стало лучше, а потому что пришли монголы, всех хорошенько побили, и социальный коктейль перемешался еще сильнее. Появились новые названия для того же, но в другой бочке.
А Свободные? Были ли такие?
Свободные? В России? Ха! Ну ладно, были. Черносошные крестьяне. Государственные. Это редкие везунчики исторической лотереи. Не принадлежали помещику! Ура! Личная свобода! Своё хозяйство! Звучит как сказка? Нет, как сон. Они принадлежали государству. А государство – это не добрый дядя. Это бездушная машина. Плати тягло (налог) – и плати исправно, до копейки. Неси повинности: чини дороги (те самые, убитые), тащи подводы, служи рекрутом 25 лет. Свобода? Да, свобода платить и служить казне. Но, чёрт возьми, это было небо и земля по сравнению с крепостным адом! Они жили в основном на Севере или в Сибири, куда помещичья лапа не всегда дотягивалась. И после 1861 года именно они, а не бывшие крепостные, были реально свободными хозяевами – пока государство снова не придумало, как их обложить со всех сторон.
Итог?
1. Холоп = человек-табуретка. Полное право собственности. Гадость редкостная. Дожили до Петра.
2. Крепостной = человек-приложение-к-земле. Твоя жизнь принадлежит барину-индюку. Иллюзия своего угла, реальность каторжного труда. Главный аттракцион нации лет 300. Отменен с грехом пополам при Александре II.
3. Смерд = свободный мужик (пока не попался). То ли свободен, то ли уже в сетях зависимости. Предтеча всей этой крепостной катавасии. Канул в Лету под копытами монгольских коней.
4. Черносошный = человек-дойная-корова государства. Лично свободен, но обязан платить и служить до седьмого пота. Лучший вариант из этого скорбного списка. Выживали только самые упрямые и неприхотливые.
И знаете что самое поразительное? Что люди выжили в этом. Выжили, работали, рожали детей. Потому что человек невероятно живуч. Даже когда его система пытается превратить в говорящую табуретку или приложение к гектару грязи. Капитализм? Социализм? Фигня! Вот где были настоящие экстремальные испытания для человеческого духа. И как-то же прошли. Уму непостижимо.
Подписывайся на мой Телеграм, а ниже ещё несколько статей про крепостничество: