Автор М. В. Стенковская — воспитатель МАДОУ д/с № 40, г. Краснотурьинск Свердловской обл.
Дети с ЗПР имеют низкий уровень развития мелкой моторики, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его психическое состояние и уровень познавательного развития. Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики у детей с ТНР имеет особое значение и в том числе компенсирующую направленность.
Детям с ЗПР требуется специально организованное обучение, способствующее еще и компенсирующему развитию восприятия: необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, игрой, даже в развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п.). Важно помнить, что заниматься с ребенком с ЗПР нужно только играя!
Для совершенствования навыков самообслуживания и развития мелкой моторики при участии педагогов, детей и родителей был создан проект «Чудо-пуговицы», центры РППС группы были дополнены дидактическими пособиями, материалами и играми с пуговицами.
Календарно-тематический план работы в рамках проекта «Чудо-пуговицы»
Ноябрь
• Мониторинг развития мелкой моторики.
• Анкетирование родителей «Мелкая моторика».
• Родительское собрание-консультация «Значимость и средства развития мелкой моторики у детей с ТНР и ЗПР».
• Беседы с детьми «Что такое пуговица?».
• Рассматривание разных пуговиц под лупой, знакомство детей с качествами и свойствами материалов, из которых они сделаны; закрепление умения сортировать пуговицы, основываясь на определенных признаках (материал, величина, форма, цвет, назначение, оформление).
• Беседа «История пуговицы». Дети узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в Средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах альбома-презентации «Такие разные пуговицы» дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
• НОД по познавательному развитию «Планета Математика» с применением дидактического материала на основе пуговиц, игровых пособий.
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Ателье» для закрепления знаний о назначении пуговиц. В играх «Магазин», «Шашки — пуговицы» дети использовали пуговицы как предметы-заместители.
• Двигательная деятельность — развлечение «Пуговичный турнир».
Декабрь
• Дети составляли описательные рассказы о пуговицах, придумывали сказки и истории пуговиц, упражнялись в речевых высказываниях «Какая она, пуговица?», «Посмотри и опиши», закрепляли представления о пуговицах.
В дидактических играх «Составь узор по образцу», «Повтори орнамент», «Посчитай-ка», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «Шнуровки» дети формировали представление о многообразии видов пуговиц.
• Двигательная деятельность: дети ходили по дорожкам с пришитыми пуговицами, играли в игру «Кто быстрее соберет все пуговицы».
• Изобразительная деятельность с использованием пуговиц: рисование «Пуговичное ожерелье», аппликация «Зайчонок с шариками-пуговками».
• Конструирование — оформление платья для куклы «Лучший дизайнер одежды».
• Элементарный бытовой труд: дети пришивали пуговицы импровизированными иголками, помогали в уборке раздаточных материалов.
Январь
• Восприятие художественной литературы и фольклора: благодаря знакомству с приметами, пословицами, поговорками о пуговицах, чтению произведений (А. Прасикова «Сказка про пуговицу», А. Гайдукова «Сказка о Пуговице», Г. Шалаева «Потерянная пуговица», Л. Овалов «Медная пуговица», А. Лобел «Пуговица», В. Бук «Железная пуговица») дети расширяли представления о разнообразии пуговиц и их назначении.
• Конструирование: «Браслет из пуговиц», «Лабиринтовые дорожки», «Пуговичные пирамидки» и т. п.
• Оформление коллекции пуговиц.
• Двигательная, музыкальная деятельность — физкультминутка под песню «Пуговки».
• Пальчиковые игры с пуговицами.
Реализация проекта проходила при тесном взаимодействии с родителями
• Участие в родительском собрании «Значение развития мелкой моторики рук у детей с ТНР и ЗПР».
• Привлечение родителей к пополнению групповой коллекции новыми экспонатами пуговиц.
• Участие в конкурсе поделок из бросового материала с использованием пуговиц (в музее города).
Заключительный этап
На заключительном этапе состоялась презентация проекта: каждый ребенок демонстрировал результаты своих исследований, умений самостоятельно использовать пуговицы во всех 9 видах детской деятельности по собственному замыслу и интересу.
Публичное представление для родителей оригинально оформленной детьми коллекции пуговиц в центре экологического развития («Пуговичное дерево», «Елочка-пуговка»).