Найти в Дзене

Почему дети ненавидят текстовые задачи? И как это исправить

Оглавление

Приветствую Вас!

Есть в школьной математике момент, когда у половины класса начинается лёгкая паника.
Это не квадратные уравнения, не логарифмы и даже не дроби.

Это —
текстовые задачи.

Даже если задача простая, вроде «от одного города к другому выехали два велосипедиста...», лицо ребёнка преображается:

А ведь числа те же, действия те же. Почему же текстовая форма вызывает такой ступор?

Страх не перед математикой, а перед словами

Многие ученики боятся не самой задачи, а непонимания формулировки.

Звучит, как будто читаешь инструкцию к старой стиральной машине:

"Из пункта A в пункт B выехал поезд, а через 2 часа навстречу ему — другой поезд со скоростью в два раза большей. Где-то посередине они встретились..."

Кто они? Что делают? Зачем мне это знать?

А теперь сравните:

"Один человек шёл из деревни утром, а другой — навстречу ему через 2 часа. Где они встретятся?"

Уже чуть легче.

Слишком много «лишнего»

Школьник начинает не с анализа, а с переваривания:

  • Пункты A и B
  • Фразы «со скоростью в два раза большей»
  • «Навстречу», «одновременно», «на 15 км позже»
-2

Все эти слова для многих — зашумлённый текст, который нужно сначала перевести на «человеческий».

А теперь представьте, что задача — это сюжет

Вместо того чтобы думать «где поезд?», попробуйте представить:

«Сеня опоздал на автобус и теперь догоняет друга на велосипеде. Насколько быстрее ему нужно ехать?»

Здесь есть:

  • герой,
  • мотивация,
  • цель.

Это уже почти маленький рассказ, а не казённая задача с пунктами А и В.

Как это исправить?

Перевести задачу на живой язык

Не надо «навстречу» — пусть ваш ребенок просто идёт домой со школы, а его друг Вася, у которого уроки закончились раньше, хочет поделиться важной информацией со своим другом и несется, на самокате, как угорелый, встретить кореша со школы.

Ну, или что-то в этом духе.

-3

Давать имена и контекст

"Маша пошла в магазин за хлебом", а не "из пункта A вышел человек".

Использовать знакомые сюжеты.

Школьникам ближе: видеоролики, телефон, транспорт, еда — а не тепловозы и ленты конвейеров.

Визуализировать.

Пусть ребёнок сначала нарисует, потом решает. Иногда картинка — половина победы.

Подытожим

Текстовая задача — это не просто «числа в обёртке». Это история, в которой надо разобраться.

А если подать её как задачку, а не как формулировку из телеграммы времён царя Петра, — ребенок будет не в панике, а в интересе.

-4

Мои ребята абсолютно все решают задачи, потому что мы летим в отпуск, а чтобы добраться до аэропорта, нам нужно: выйти из квартиры и дойти до лифта - это первый участок пути, который имеет свое расстояние и на него, в том числе, потрачено время.

Затем, мы спускаемся на лифте, но там мы не идем - стоим, а время-то тратится. Потом доходим до такси и едем..

Мы не покупаем газовое оборудование в кредит ( многие дети даже не знают что это такое). Мы покупаем смартфон, а оплачиваем его частями.

Ну, думаю, вы поняли.

Всем простоты, взаимопонимания и легкости.

Благодарю за внимание..