Приветствую Вас!
Есть в школьной математике момент, когда у половины класса начинается лёгкая паника.
Это не квадратные уравнения, не логарифмы и даже не дроби.
Это — текстовые задачи.
Даже если задача простая, вроде «от одного города к другому выехали два велосипедиста...», лицо ребёнка преображается:
А ведь числа те же, действия те же. Почему же текстовая форма вызывает такой ступор?
Страх не перед математикой, а перед словами
Многие ученики боятся не самой задачи, а непонимания формулировки.
Звучит, как будто читаешь инструкцию к старой стиральной машине:
"Из пункта A в пункт B выехал поезд, а через 2 часа навстречу ему — другой поезд со скоростью в два раза большей. Где-то посередине они встретились..."
Кто они? Что делают? Зачем мне это знать?
А теперь сравните:
"Один человек шёл из деревни утром, а другой — навстречу ему через 2 часа. Где они встретятся?"
Уже чуть легче.
Слишком много «лишнего»
Школьник начинает не с анализа, а с переваривания:
- Пункты A и B
- Фразы «со скоростью в два раза большей»
- «Навстречу», «одновременно», «на 15 км позже»
Все эти слова для многих — зашумлённый текст, который нужно сначала перевести на «человеческий».
А теперь представьте, что задача — это сюжет
Вместо того чтобы думать «где поезд?», попробуйте представить:
«Сеня опоздал на автобус и теперь догоняет друга на велосипеде. Насколько быстрее ему нужно ехать?»
Здесь есть:
- герой,
- мотивация,
- цель.
Это уже почти маленький рассказ, а не казённая задача с пунктами А и В.
Как это исправить?
Перевести задачу на живой язык
Не надо «навстречу» — пусть ваш ребенок просто идёт домой со школы, а его друг Вася, у которого уроки закончились раньше, хочет поделиться важной информацией со своим другом и несется, на самокате, как угорелый, встретить кореша со школы.
Ну, или что-то в этом духе.
Давать имена и контекст
"Маша пошла в магазин за хлебом", а не "из пункта A вышел человек".
Использовать знакомые сюжеты.
Школьникам ближе: видеоролики, телефон, транспорт, еда — а не тепловозы и ленты конвейеров.
Визуализировать.
Пусть ребёнок сначала нарисует, потом решает. Иногда картинка — половина победы.
Подытожим
Текстовая задача — это не просто «числа в обёртке». Это история, в которой надо разобраться.
А если подать её как задачку, а не как формулировку из телеграммы времён царя Петра, — ребенок будет не в панике, а в интересе.
Мои ребята абсолютно все решают задачи, потому что мы летим в отпуск, а чтобы добраться до аэропорта, нам нужно: выйти из квартиры и дойти до лифта - это первый участок пути, который имеет свое расстояние и на него, в том числе, потрачено время.
Затем, мы спускаемся на лифте, но там мы не идем - стоим, а время-то тратится. Потом доходим до такси и едем..
Мы не покупаем газовое оборудование в кредит ( многие дети даже не знают что это такое). Мы покупаем смартфон, а оплачиваем его частями.
Ну, думаю, вы поняли.
Всем простоты, взаимопонимания и легкости.
Благодарю за внимание..