Найти в Дзене

Применяем методы активного обучения на уроках

Хороший учитель всегда старается максимально вовлечь учеников в процесс обучения, поощряет любую полезную инициативу на уроках. Чем больше такой инициативы, тем глубже ребёнок усваивает материал. Активное участие в обучении раскрывает способности детей, улучшает память, развивает навыки социализации. В этой статье мы расскажем о преимуществах активного обучения и приведём примеры эффективных методов, которые вы сможете внедрить уже сегодня. Кто лучше запоминает учебный материал и умеет применять его на практике: отличник, который весь урок тянул руку, или равнодушный лодырь с последней парты? Ответ очевиден, и дело не всегда в природных способностях. Дети, принимающие непосредственное участие в учебном процессе, вовлекаются в разные виды деятельности — от обычного чтения и письма до выполнения творческих проектов. В процессе работы они много взаимодействуют с учителями и одноклассниками, рассуждают, анализируют. Именно так выглядит активное обучение — подход, при котором ученик проявля

Хороший учитель всегда старается максимально вовлечь учеников в процесс обучения, поощряет любую полезную инициативу на уроках. Чем больше такой инициативы, тем глубже ребёнок усваивает материал. Активное участие в обучении раскрывает способности детей, улучшает память, развивает навыки социализации. В этой статье мы расскажем о преимуществах активного обучения и приведём примеры эффективных методов, которые вы сможете внедрить уже сегодня.

Польза активного обучения

Кто лучше запоминает учебный материал и умеет применять его на практике: отличник, который весь урок тянул руку, или равнодушный лодырь с последней парты? Ответ очевиден, и дело не всегда в природных способностях.

Дети, принимающие непосредственное участие в учебном процессе, вовлекаются в разные виды деятельности — от обычного чтения и письма до выполнения творческих проектов. В процессе работы они много взаимодействуют с учителями и одноклассниками, рассуждают, анализируют. Именно так выглядит активное обучение — подход, при котором ученик проявляет максимум продуктивности, поиска, творчества. Использование методов активного обучения даёт 5 важных преимуществ:

  • высокая концентрация внимания во время урока;
  • повышение интереса к учёбе;
  • развитие критического мышления, способностей к синтезу и анализу;
  • улучшение навыков общения;
  • формирование навыков самостоятельного обучения и самоконтроля.

Активное обучение требует от учителя немного больше подготовки, чем традиционные уроки. Но результаты того стоят — исследования показывают, что у школьников, обучающихся с помощью активных методов, уровень успеваемости на 40-55% выше.

Классификация активных методов обучения

  1. Дискуссионные методы— построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д.
  2. Игровые методы — включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные, организацию психодрам и социодрам и т.п.
  3. Рейтинговые методы — направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта.
  4. Тренинговые методы — направлены на оказание стимулирующего, корректирующего,развивающего воздействия на личность и поведение учащихся.

7 наиболее популярных методов активного обучения

  1. Парная работа: ученики выполняют задание индивидуально, а затем делятся ответами с партнёром. От 5 до 10 минут пара обсуждает различия в ответах, а затем сообщает свои идеи всему классу (как вариант — сдаёт работу учителю).
  2. Проблемный подход: ребятам даётся задание, а они должны сами найти способ решения. Учитель помогает в процессе, снабжая учеников необходимыми материалами, полезными “наводками”. Только после того как ученики представят свои решения, учитель знакомит их с правильной формулировкой.
  3. Ролевая игра: ученики разыгрывают роли персонажей в определённых ситуациях и решают проблемы, используя соответствующие навыки. Персонажами могут быть понятия из любых учебных предметов (например, глаголы, запятые, эпитеты) или литературные герои.
  4. Перевёрнутый урок: ребята самостоятельно изучают теорию дома, а в классе обсуждают, задают вопросы, выполняют упражнения на закрепление.
  5. Трёхэтапное интервью: ученики работают в группах по три человека. Один из них исполняет роль интервьюера, респондента (отвечающего на вопросы) и секретаря, который записывает ход интервью. Учитель даёт классу тему для обсуждения. В течение 5 минут в группах проводится интервью, результаты его объявляются классу. Затем ребята меняются ролями внутри группы и обсуждают следующий вопрос.
  6. Остановка: каждые 12-15 минут урока, когда учитель объясняет новый материал или показывает видео, делается пауза на 2-3 минуты. Во время перерыва ученики должны задавать друг другу вопросы по новому материалу.
  7. «Билет на выход» — в начале урока ученикам даются вопросы или карточки с небольшими заданиями. Покидая класс, они должны сдать готовые ответы.

Важно помнить, что методы активного обучения должны быть направлены на достижение конкретных учебных целей. Выбирайте задания, которые помогут вашим ученикам развивать знания и навыки, соответствующие данном уроку.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.