Найти в Дзене
Китайский специалист

Прошла неделя, а эсминец на боку: Хроника утопающего «Чхве Хён» №2

Оглавление

Прошло уже больше недели с того злополучного дня, когда новенький эсминец «Чхве Хён» №2, гордость северокорейского флота, решил вместо триумфального спуска на воду исполнить акробатический номер с боковым кувырком. Спойлер: оваций не последовало, зато последовали задержания, брезентовые занавески и суровые взгляды спутников. К 26 мая 2025 года корабль всё ещё лежит на боку, как уставший моряк после бурной ночи, а обещания «поднять за три дня» и «починить за десять» звучат как шутка, которую никто не оценил. Давайте разберём, что происходит с этим 5000-тонным «пациентом» и почему в Чхонджине теперь боятся слова «спуск».

Корабль, который не хочет вставать

21 мая 2025 года в Чхонджине КНДР собралась толпа, чтобы полюбоваться, как 5000-тонный эсминец «Чхве Хён» №2, напичканный 74 вертикальными пусковыми установками и радарами, грациозно скользнёт в море. Вместо этого корабль решил, что вода — не его стихия, и устроил драматичное шоу: корма нырнула, нос застрял на стапеле, а сам он завалился на бок, как кот, свалившийся с дивана. Спутниковые снимки от 25 и 26 мая показывают, что спустя шесть дней после аварии эсминец всё ещё играет в «Титаник», только без романтичной музыки и Леонардо ДиКаприо.

Первоначально власти КНДР сообщили, что днище корабля получило пробоины, а «киль» (хотя в современных кораблях это скорее условность) мог пострадать. Ким Чен Ын, наблюдавший этот цирк в прямом эфире, назвал происшествие «преступлением» и потребовал починить всё за месяц. Но уже 22 мая, словно решив, что лучше не пугать народ, официальный Пхеньян заявил: «Пробоин нет, просто царапина на борту и немного воды в люке, всё починим за 2–3 дня, а полностью — за 10!» Спутники, однако, не поверили и показали: корабль всё ещё лежит на боку, окружённый кучей надувных плотов, как утопающий, которого пытаются спасти надувными матрасами.

-2

К 26 мая, на шестой день саги, нос корабля так и не отцепили от стапеля, а корма продолжает принимать морские ванны. Появились какие-то подозрительные «плавучие мешки» (вероятно, понтоны для подъёма), а вокруг снуют баржи, которые выглядят так, будто сами боятся утонуть. Обещания поднять корабль за 2–3 дня улетели в ту же бездну, куда и репутация Чхонджинского завода. Соцсети уже шутят: «КНДР изобрела новый вид спуска — ‘лежачий’! Осталось только выдать это за секретное оружие».

Почему корабль всё ещё в воде?

Авария случилась из-за бокового спуска — метода, который для 5000-тонного эсминца сродни попытке спустить шкаф с горки на роликах. Салазки не синхронизировались, корма плюхнулась в воду и села на мель, а нос застрял, как упрямый подросток, отказывающийся вставать с кровати.

-3

Причины фиаско:

  1. Спешка уровня ‘сделай вчера’: Первый «Чхве Хён» спустили 25 апреля, и, видимо, КНДР решила, что два эсминца за месяц — это как два бургера в фастфуде. Спутники 12 мая показали: второй корабль был недостроен, без оружия и радаров. Но кто ждёт, когда есть приказ «спускать сейчас»?
  2. Чхонджин не верфь мечты: Завод привык клепать рыболовные шхуны, а не эсминцы с баллистическими ракетами. Сухого дока нет, тяжёлых кранов тоже, вот и выбрали боковой спуск, который требует точности швейцарских часов и опыта, которого у КНДР пока маловато.
  3. Ошибки в хореографии: Для бокового спуска салазки должны двигаться синхронно, как танцоры в балете. В Чхонджине кто-то наступил на ногу партнёру, и корабль исполнил «лебединое озеро» с креном.
  4. Политическое давление: Присутствие Ким Чен Ына на церемонии добавило нервов. Представьте: вы толкаете 5000-тонный корабль, а босс с блокнотом записывает, кто первый побежит, если что-то пойдёт не так.

Кто виноват и что с ними стало?

-4

Ким Чен Ын, наблюдавший, как его флотская мечта превращается в водный аттракцион, был в ярости. Он назвал аварию «непростительным преступлением» и потребовал найти виновных. К 25 мая в КНДР задержали пятерых высокопоставленных лиц: директора Чхонджинского завода Хон Гиль Хо, его заместителя, главного инженера, главного сборщика и замминистра военной промышленности Ли Хён Сена. В соцсетях уже шутят: «Скоро весь завод будет сидеть, а корабль так и останется лежать». Похоже, в Пхеньяне решили, что легче посадить людей, чем поднять эсминец.

Состояние корабля: Царапина или конец?

Изначально КНДР сообщила о пробоинах в днище, что могло означать серьёзные повреждения несущих конструкций. Но затем, словно решив, что лучше не драматизировать, власти заявили: «Просто царапина на борту и немного воды в люке». Спутниковые снимки, однако, показывают, что корабль лежит на боку, корма утопла, а брезент, которым его накрыли, стал мемом: «КНДР изобрела корабельный пластырь!» К 26 мая вокруг корабля появилось около 20 плотов и пара барж, но без тяжёлого крана поднять 5000 тонн — это как пытаться вытащить слона за уши.

Обещания поднять корабль за 2–3 дня и починить за 10 выглядят как фантазия. Если вода попала в отсеки, электроника (если она там была) уже попрощалась с жизнью. А если пострадали сварные швы или несущие балки, эсминец может стать экспонатом для музея металлолома. В соцсетях пишут: «Починить за месяц? Проще построить новый, но без брезента не обойтись».

Почему КНДР так торопилась?

«Чхве Хён» — это амбициозный проект КНДР, которая хочет показать миру, что может строить не только ракеты, но и современные корабли. Первый эсминец, спущенный 25 апреля, с 74 пусковыми установками и четырьмя радарами, шокировал экспертов. Второй корабль, построенный за 400 дней, должен был закрепить успех, но вместо этого закрепил репутацию «спешка — враг качества». КНДР, вероятно, получила технологии от внешних партнёров (привет, слухи о России!), но без опыта и инфраструктуры это как дать ребёнку ключи от танка — круто, но опасно.

Чхонджинский завод, привыкший к рыболовным судам, оказался не готов к эсминцам. Отсутствие сухого дока вынудило использовать боковой спуск, который для 5000 тонн — как катание на санках по лестнице. Плюс давление сверху: Ким Чен Ын хотел флот, который заставит мир ахнуть, но пока ахают только спутники, снимающие утопающий корабль.

Обновление от 1 Июня

Новшество последних дней - это десятки воздушных шаров, парящих над кораблём.

-5

Нет, это не праздничные шарики с гелием из детского магазина, а небольшие надувные дирижабли с самостабилизирующейся конструкцией, которая адаптируется к ветру.

-6

Международное сообщество тут же разразилось хохотом: «КНДР собралась поднять 5000-тонный корабль на шариках? Это новый уровень креатива!» Но давайте посчитаем: даже если каждый шар может поднять 0,1 тонны, для 5000 тонн нужно 50 000 шариков. А их всего пара десятков, и они парят в воздухе, а не плавают в воде, как понтоны. Вывод? Это не спасательные дирижабли, а, скорее, осветительные платформы для ночных работ.

Заключение

Авария «Чхве Хён» №2 — это как если бы вы решили станцевать вальс на льду в кроссовках. КНДР хотела показать миру флот будущего, но пока показала только, как не надо спускать корабли. Шесть дней в воде, пятеро задержанных и брезент, который стал звездой соцсетей, — это не то наследие, на которое рассчитывал Пхеньян.

Военное дело | Китайский специалист | Дзен