Найти в Дзене

5 фактов о правлении Николая II, которые не понравятся его критикам

Николай Второй. Иллюстрация из свободных источников.
Николай Второй. Иллюстрация из свободных источников.

Николай II сегодня в российском обществе вызывает порой такой ажиотаж, такой прилив разнополярных эмоций, что диву даешься. Самое забавное, что многие всерьез думают, что статьи о нем заказные, проплаченные. Кем и для чего, хочется спросить.

Подобные люди, возлагая всецело вину за развал Империи, да и за любой свершившийся отрицательный фактор периода его правления на его плечи, часто прибегают к иной крайности, объявляя, что положительная динамика царствования Николая Александровича либо не его заслуга, либо не идет ни в какое сравнение с его минусами, что само по себе глупо, естественно. Мы либо и хвалим и ругаем в целом, либо ни то ни другое.

Однако, период его правления нельзя оценить как ужасный, кровавый, нищий, темный и тд. Только потому, что так об этом писали в СССР, оно не стало истинной правдой, даже если кому-то очень того хочется.

В данной статье мы разберем несколько положительных аспектов правления последнего императора, которые вероятно вызовут споры и волну негодования среди критиканов Государя.

1. Транссибирская магистраль и железные дороги

-2

Еще будучи цесаревичем, в 1891 году Николай участвовал в закладке Великого Сибирского пути (так называли Транссиб исторически). Цесаревич работал лопатой, отвез первую тачку земли и затем заложил первый камень в основание городского вокзала. Чуть позже Николай по просьбе министра Сергея Витте возглавил комитет Сибирской железной дороги, внеся существенный вклад в реализацию амбициозного проекта.

И пусть это была не первая железная дорога России, при Николае II развитие железных дорог в России достигло невероятного масштаба и стало ключевым приоритетом государства. 25 июля 1896 года был официально учреждён День железнодорожника. 

При императоре построили свыше 46 тысяч километров железных дорог общего пользования, что превышает протяжённость планеты по экватору и является абсолютным рекордом за всю историю России. Дороги при Николае II не только строили, но и совершенствовали. На старых путях меняли рельсы на более тяжёлые, песочные насыпи уступали место щебёночным, появлялись новые мосты. 

Основные работы по строительству Транссибирской магистрали проходили при Николае II. При императоре вводили в строй все основные участки Транссиба, включая знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу, и при нём же в 1916 году магистраль замкнулась пуском Хабаровского моста через Амур.

2. Создание подводного флота

Первая отечественная подводная лодка "Дельфин"
Первая отечественная подводная лодка "Дельфин"

19 марта 1906 года по указу императора Николая II был основан русский подводный флот. В классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр».

С 1903 по 1917 год Государь Император Николай II организовал постройку 67 и покупку 11 подводных лодок. Технически они были настолько надежны, что несколько из них прошли две мировых войны.

3. Создание воздушного флота

Самолет "Русский витязь" Сикорского.
Самолет "Русский витязь" Сикорского.

Императорский военно-воздушный флот формально существовал в 1911—1917 годах, хотя уже с 1885 года существовали воздухоплавательные части армии, а потом, и флота. Несмотря на свою короткую историю, сыграл значительную роль в развитии мировой авиации. Включал в себя органы управления, авиационные и воздухоплавательные части, технические подразделения и учебные заведения. В 1911 году в стране провели первый опыт по созданию вооружённого самолёта. В 1912 году было принято решение о формировании морских авиационных частей.

За годы правления Николая II в России было построено 6 300 самолётов различных типов. Самыми массовыми моделями отечественного производства стали самолёты конструкции Д. П. Григоровича и И. И. Сикорского. 23 декабря 1914 года указом императора Николая II была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Так появилось первое в мире соединение тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков. 

В период с 1913 по 1917 год Николай II ввёл в состав войск 12 авианосцев, оснащённых летающими лодками М-5 и М-9.

4. Подъем сельского хозяйства и аграрная реформа

-5

В период правления Николая II произошёл подъём сельского хозяйства в Российской империи. 

В 1913 году по сравнению с дореформенным периодом урожайность зерновых культур выросла почти в 2 раза, а производительность труда — в полтора раза. Сбор зерновых культур к 1913 году достиг 88,6 млн тонн, то есть был в 2,8 раза больше, чем на момент отмены крепостного права. В несколько раз увеличилось производство сахарной свёклы, хлопка, табака. 

Несколько медленнее развивалось животноводство, но и здесь были определённые успехи: за 1895–1915 годы количество голов рогатого скота увеличилось на 63%. 

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия заняла первое место, выращивая больше половины мирового производства ржи, больше четверти пшеницы и овса, около двух пятых ячменя, около четверти картофеля. Россия стала главным экспортёром сельскохозяйственной продукции, первой «житницей Европы», на которую приходилось две пятых всего мирового экспорта крестьянской продукции. 

В царствование Николая II в России существовало 164 сельскохозяйственных общества, которые вели научно-просветительскую деятельность, проводили исследования на опытных станциях и полях. Успешно действовали 10 сельскохозяйственных учебных заведений, прежде всего Петровская земледельческая и Лесная академии в Москве, Новоалександровский институт сельского хозяйства, Петербургский земледельческий институт.

Аграрная реформа П.А. Столыпина совершила прорыв в освоении земель и сельском хозяйстве.

  • Быстрый рост аграрного производства в Российской империи, значительное увеличение объёма внутреннего рынка, повышение сельскохозяйственного экспорта страны. 
  • Переселение крестьян в Сибирь (около 3 млн семей). Посевные площади расширялись, постепенно шло развитие животноводства. В результате по целому ряду важнейших показателей Сибирь значительно опережала европейскую часть страны. 
  • Появление нового класса землевладельцев.  Крестьяне получали участки земли — отруба (сохраняли свои дворы в деревне) и хутора (переносили свои дворы за пределы деревни), которыми распоряжались по своему усмотрению, без контроля общины. 
  • Улучшение материального благосостояния успешных сельских тружеников, что способствовало повышению уровня грамотности в деревне. 
  • Отмена выкупных платежей, которые крестьянство тянуло на себе на протяжении более 40 лет.

5. Подъем социальной сферы

Выпуск учеников ремесленной школы в 1904 году.
Выпуск учеников ремесленной школы в 1904 году.

Правление Николая Второго ознаменовалось и подъемом социальной сферы. И это не пустые разглагольствования по типу "жить стало проще. жить стало веселей", не имеющие под собой никаких оснований, а прямые факты.

Развитие образования. В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведений на всех уровнях. В 1908 году в России принимается программа перехода ко всеобщему и обязательному образованию населения. К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уезд России (не считая крупных городов).

Развитие здравоохранения. С 1901 по 1913 год бюджетные расходы на медицинскую часть возросли в 3,3 раза. Число врачей в империи выросло к 1915 году до 33,1 тысяч, что вывело Россию по этому показателю на второе место в Европе и третье место в мире. Медицинская помощь во всех государственных и земских медучреждениях по месту жительства была бесплатной. В сельских, земских и муниципальных лечебницах лекарства обратившимся за помощью выдавались бесплатно.

Введение рабочего законодательства. В России было введено одно из лучших рабочих законодательств в мире: нормированный рабочий день, вознаграждение при несчастных случаях, страхование рабочих по инвалидности и старости. Этому есть подтверждения разные, но лучше всего привести прямую цитату абсолютно незаинтересованного в прославлении царя человека:

"Н. С. Хрущев вспоминал: «Когда до революции я работал слесарем и зарабатывал свои 40-50 рублей в месяц, то был материально лучше обеспечен, чем когда работал секретарем Московского областного и городского комитетов партии».

Кстати, в 1917 году Хрущеву было лишь 23 года, и он, конечно, не являлся по-настоящему квалифицированным рабочим, который мог получать в то время и по 100 руб. в месяц.

К XX в. достаточно высокий жизненный уровень был характерен и для рабочих провинций. Н. С. Хрущев вспоминал, что до 1917 г., работая слесарем на донецкой шахте, он материально жил лучше, чем в 1930–е гг., когда был высокопоставленным партийным чиновником в Москве «… работая простым слесарем, зарабатывал 45 руб. при ценах на черный хлеб в 2 коп., на белый – 4 копейки, фунт сала – 22 коп., яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «Скороходовские» - 7 руб. Чего уж тут сравнивать. Когда я вел партработу в Москве, то и половины этого не имел, хотя занимал довольно высокое место». Затем Хрущев честно признается, что в 1930–е гг. «другие люди были обеспечены еще хуже, чем я». Понятно, что простые рабочие и служащие получали намного меньше секретаря Московского горкома партии.

Дорогие друзья, большое спасибо, что дочитали статью до конца. Безусловно, любой исторический период имеет свою плюсы и свои минусы. Мы не ставим перед собой целью обелить Царскую Россию, сделать из нее "Святое" Государство, мы лишь хотим очистить ее от той грязи, что несправедливо ее облепила, чтобы модно было объективно оценивать ситуацию. Критикам этого будет мало, найдутся те, кому захочется все оспорить, или те, кто решит высмеять. Их право. Комментарии в конце концов, вещь полезная.

Читайте также: