Туринская плащаница — это льняное полотно размером 4,37 × 1,11 метра, на котором запечатлен негативный изображение мужчины в натуральную величину. Многие верующие считают, что именно этой тканью был обернут после смерти Иисус Христос, однако официальные позиции как Католической, так и Православной церквей, несмотря на почитание плащаницы, воздерживаются от однозначных заявлений о её происхождении. В настоящее время плащаница хранится в Туринском соборе святого Иоанна Крестителя.
Все четыре Евангелиста упоминают погребальный саван (Матф. 27:57-60; Марк 15:43-46; Лука 23:50-53). Особенно ценным является свидетельство Иоанна Богослова, поскольку он единственный из авторов Евангелий присутствовал при погребении Христа (Ин. 19:38-40) и вместе с Петром видел «льняные пелены, лежащие» в пустой гробнице (Ин. 20:2-7).
Ткань и ранняя история
Полотно соткано в характерный узор «ёлочка» (3 переплета над 1), распространённый в Сирии I века. По преданию, ткань сначала хранил апостол Пётр и его ученики, затем долгое время плащаница находилась в Эдессе (современный Шанлыурфа, Турция).
В 436 году н.э. святая Пульхерия, сестра императора Феодосия II, поместила плащаницу в базилику Пресвятой Богородицы в Блахернах близ Константинополя. В период иконоборчества она была спрятана в Иерусалиме, но к XI веку вернулась в столицу. Алтарные покровы с изображением Христа распространились по Византии в конце XI века, и несколько источников XIII века упоминают такие ткани в церквях Константинополя.
Когда крестоносцы в 1204 году разграбили Константинополь, плащаница исчезла. Затем начался её долгий путь по Европе, пока в 1578 году она не была помещена в собор Турина.
Фотография 1898 года
На парижской выставке религиозного искусства в 1898 году плащаница была представлена как плохо сохранившееся произведение раннехристианского искусства. Любительский фотограф Секондо Пиа сделал первую фотографию ткани; в фотолаборатории он увидел, что негатив показывает положительный, реалистичный портрет раненого мужчины — изображение, потрясшее весь мир.
Первые радиоуглеродные анализы датировали ткань Средневековьем. Однако некоторые исследователи утверждают, что ткань несколько раз почти сгорела в пожарах во время путешествий по Европе, и тепло сажи могло исказить результаты.
Позднее радиоуглеродные тесты показали дату, совместимую с периодом событий Евангелия.
В 1973 году доктор Макс Фрай с помощью микровакуумного устройства с клейкой лентой собрал с поверхности плащаницы двенадцать образцов пыльцы. Он определил 58 видов растений, большинство из которых произрастает на Ближнем Востоке; 13 из них — галофитные пустынные растения, встречающиеся только в Южной Палестине и вокруг Мёртвого моря — пыльца, которая могла попасть на ткань лишь во время её пребывания в этих регионах.
В 1978 году учёные применили трёхмерное компьютерное моделирование к реликвии. Полученное изображение показало круглые выпуклости на веках мужчины, изображённого на плащанице, что породило гипотезу, будто это отпечатки монет, когда-то положенных на глаза умершему.
Спустя семь лет профессор Алан Уэнгер из Университета Северной Каролины применил технику наложения с поляризованным светом и заявил, что смог прочесть надпись «Цезарь Тиберий» на отпечатке, похожем на монету — Тиберий был императором, при котором Христос был распят. Уэнгер немедленно объявил реликвию подлинной.
Однако надпись содержала ошибку: греческая буква каппа была заменена латинской C, что противоречило известным фактам о римских монетах. Критики использовали эту ошибку как доказательство подделки — пока несколько лет спустя исследователи не обнаружили подлинные (хотя и с орфографическими ошибками) монеты такого типа, свидетельствующие о широком распространении фальшивой римской валюты в Палестине I века.
Современные исследования дают противоречивые выводы. Скептики по-прежнему считают плащаницу искусной средневековой подделкой. Но в 2016 году учёные из Института кристаллографии в Бари, используя электронную микроскопию, пришли к выводу, что красноватые пятна на волокнах — настоящая кровь.
Однако последующие эксперименты показали, что многие из этих «кровяных» пятен расположены нереалистично — что соответствует разным ориентациям тела, а не одному покойнику, обернутому в ткань. Следователи указывают на это как на доказательство того, что объект, почитаемый многими христианами, может быть художественным творением.
Во всём мире существует несколько точных копий плащаницы. В 1997 году известный американский учёный Джон Джексон подарил одну из таких копий Московскому Сретенскому монастырю.
Несмотря на значительный научный прогресс, многие аспекты плащаницы остаются необъяснёнными, и она продолжает оставаться одной из самых интригующих загадок в истории христианства.