🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Niza Gams
🎎 Количество игроков: 1-4
⏱ Среднее время партии: 30 минут
📆 Возраст: 8+
Как можно понять, я люблю настольные игры и стараюсь брать их с собой куда угодно. Исключением не становятся даже походы различного вида и сложности. Но далеко не каждая игра подходит для того, чтобы положить ее в туристический рюкзак или обычный чемодан. Она должна соответствовать нескольким требованиям: быть достаточно простой, чтобы в нее можно было играть с людьми, встреченными в походе; иметь приятный дизайн; занимать мало места; и, по возможности обладать плотной коробкой, способной выдержать нагрузки. Итак, к чему же нужна такая подводка? К игре сегодняшнего обзора, конечно же! Покорители Троп привлекли меня тем, что отвечают сразу всем описанным выше требованиям - идеально подходят для поездок разной дальности.
Покорители Троп — это карточная игра, которая определенно понравится любителям путешествий и хайкинга. Игроки выступают в роли путешественников, прокладывающих тропы по живописным местам. Делают они это сразу несколькими способами: путешествуя пешком, на велосипеде или на каяке.
Что в коробке?
Коробочка от игры — это настоящий вид искусства. Вообще, назвать ее коробкой язык не поворачивается: она представляет собой плотный туристический кейс на молнии, который можно подвесить на карабине, идущем в комплекте.
Уже при первом взгляде на компоненты Покорителей Троп чувствуется, что это компактный, но очень продуманный продукт, сделанный с любовью. Дизайн минималистичен, но привлекателен: яркие природные мотивы и изображения троп сразу настраивают на приключенческую атмосферу.
Внутри можно будет найти:
▶️ 135 карт троп. Они будут использоваться игроками для создания новых маршрутов.
▶️ Карты целей. 6 карт промежуточных целей и 6 карт конечных целей. Добавляют реиграбельность, задавая направление по прокладыванию троп.
▶️ Карты баз. По одному типу для каждого игрока (пеший, велосипедный, каяк).
▶️ Карты игроков. Выкладываются на карты целей, указывая, какое место занял тот или иной игрок, выполнивший очередную цель.
▶️ Жетоны животных. Мини дополнение, состоящее из 60 картонных жетонов, усложняющее игровой процесс.
Изначально компонентов может показаться не так много. Я даже слышал небольшое негодование по поводу того, что компоненты не полностью заполняют кейс, из-за чего при перевозке могут болтаться и перемешиваться. Но это происходит только в том случае, если внутри находится только базовая версия игры. Если к ней добавить дополнение Снежный человек, места окажется ровно столько, чтобы все компоненты плотно уложилось в кейс.
Подготовка к игре
Сетап у игры крайне простой. Каждый игрок получает по одной карте базы каждого типа (пешеходной, велосипедной, водной) и по четыре карты игрока. Колоды карт промежуточных и конечных целей перемешиваются по отдельности, и из каждой в центр стола выкладывается по две карты. Колода карт троп также перемешивается и выкладывается в центре.
Можно начинать прокладывать тропы!
Игровой процесс
Цель игры — набрать наибольшее количество победных очков, прокладывая пешеходные, велосипедные и водные кольцевые тропы. Кольцевыми считаются те тропы, начало и конец которых примыкают к одной и той же базе, причем тип базы должен соответствовать типу тропы.
Игра длится 4 раунда. В начале каждого из них игроки получают 8 карт троп и выкладывают 1 любую карту базы в игровую зону перед собой. Исключением является 4 раунд, в его начале база не выкладывается.
Изучив доставшиеся карты троп, игроки одновременно выкладывают две из них, а оставшиеся передают соседу. В 1-м и 3-м раундах — игроку слева, во 2-м и 4-м раундах — игроку справа.
Когда у игроков на руках останется 2 карты, они должны будут уйти в сброс.
Таким образом, за одну партию каждый участник выложит 24 карты троп.
Как выкладывать троп?
Карты троп или баз можно класть рядом с другими (по горизонтали или вертикали) или перекрывать уже выложенные тропы (но не базы). Можно соединять тропы разных видов, но стоит помнить, что такие тропы победных очков в конце игры не принесут.
Промежуточные цели
Каждый раз, когда игроки размещают карты троп, они проверяют, была ли ими выполнена промежуточная цель. Участник партии, выполнивший условие размещает свою карту игрока в специальную зону карты целей, расположенную по ее краям, при этом выкладывается она в область с наибольшим количеством очков. Таким образом получается, что игрок, первым выполнивший цель, получит 6 победных очков, вторым — 3, а третьим — 1. Последнее место не подразумевает получение ПО.
❗️ Если несколько игроков выполнили задание одновременно, все они получают очки. Кроме того, карты игроков остаются на карте цели до конца партии, даже если в дальнейшем было нарушено ее условие.
Конец игры и конечные цели
Когда четвертый раунд подходит к концу, партия завершается, и игроки выполняют следующие действия:
🟢 Проверяют, выполнили ли они условия карт конечных целей. При успехе, они размещают свои карты игроков, по тому же принципу, как это было с картами промежуточных целей.
🟢 Подсчитывают ориентиры на замкнутых кольцевых тропах. Каждую карточку тропы можно условно разделить на два квадрата. На каждом из них обычно присутствуют различные элементы местности: мосты, камни, тоннели, ограждения, пороги и лужи. Именно они называются ориентирами. Каждый из них принесет по 1 победному очку.
❗️ Если тропа пересекает саму себя благодаря одному из ориентиров, игрок получает за него 2 очка.
🟢 Суммируют победные очки за проложенные тропы и выполненные цели. Игрок набравший больше всего очков объявляется победителем. При ничьей побеждает участник, выполнивший наибольшее количество целей.
✳️ Дополнение «Животные»
В базовую версию Покорителей троп входит дополнение Животные. Оно усложняет стандартные правила, заставляя игроков более аккуратно относиться к выбору карт троп и выкладыванию их на игровое поле, а также добавляет еще один способ получения победных очков.
Подготовка к игре
Подготовка происходит по правилам базовой игры, но в дополнение к этому, игроками формируется общий запас из жетонов животных.
Игровой процесс
Общие правила игры остаются прежними, однако появляется одно нововведение. На некоторых картах троп можно заметить изображения различных животных. Выкладывая такую карту тропы в свою игровую зону, участник партии может (но не обязан) выбрать из запаса жетон соответствующего животного и разместить его поверх изображения. Такие карты троп нельзя будет перекрывать другими картами, даже наполовину.
❗️ Карты, на которых изображены животные, имеют длинный участок тропы и пару коротких. Выкладываемый жетон размещается исключительно на длинном участке и принесет победные очки только в том случае, если закольцована будет именно та тропа, к которой он относится.
В конце партии игроки дополнительно получают победные очки за уникальные жетоны животных, размещенные на тропах. При этом отдельный подсчет производится для каждой тропы.
Победные очки начисляются по следующему принципу:
1 жетон - 1 ПО;
2 жетона - 3 ПО;
3 жетона - 6 ПО;
4 жетона - 10 ПО;
5 жетонов -15 ПО;
6 жетонов - 21 ПО.
Таким образом, если на одной из троп, игрок, к примеру, имеет 2 уникальных жетона, а на другой — 3, то в сумме он получит 9 очков.
✳️ Дополнение «Снежный Человек»
Достаточно крупное дополнение, превращающее Покорителей троп из соревновательной игры на получение победных очков в полукооперативную игру со скрытыми ролями. Одному из игроков может достаться карта снежного человека, задача которого будет заключаться в том, чтобы прогнать туристов из его любимого леса и не дать туристам проложить новые тропы.
Комплектация дополнения
▶️ 3 карты гибридных баз. В дополнении игроки будут прокладывать тропы именно к этим базам. От каждой из них можно проложить сразу по 2 типа троп, однако начинаться и заканчиваться каждый из типов должен именно в своей цветовой зоне.
▶️ 5 карты персонажей. 4 карты туристов и 1 карта снежного человека.
▶️ Фигурка Снежного Человека. Очень приятная фигурка, покрытая мягким ворсом.
▶️ Карта логова снежного человека и маркер подсчета.
▶️ Карты шкалы подсчета сброшенных карт.
Подготовка к игре
Среди карт персонажей необходимо найти карту Снежного Человека и добавить к ней столько карт туристов, сколько игроков участвующих в партии. После этого стопка перемешивается, и уаждому игроку раздается по карте роли рубашкой вверх, а последняя карта откладывается в сторону.
Формируется область сброса: выкладывается вертикальный столбец из карт баз, под которым (или над которым) располагается строка карт шкалы подсчета сброшенных карт — в порядке возрастания значений.
Колода карт троп перемешивается и вместе с картами гибридных баз размещаются в центре стола. Из колоды карт троп, каждый игрок берет по 2 карты.
Можно приступать к выслеживанию снежного человека!
Игровой процесс
Игроки ходят по часовой стрелке и по очереди кладут карту троп или гибридной базы в центр стола до тех пор, пока не обнаружат снежного человека, или игра не завершится. Гибридная база выкладывается, если: это первый ход или в самом длинном ряду сброса оказывается 4 или 8 карт. Размещая карту гибридной базы, игрок пропускает этап выкладывания тропы, а карты троп остаются до следующего хода.
Если игрок выкладывает тропу, вторую карту он должен будет разместить в один из трех рядов сброса рубашкой вверх. Для игроков-туристов очень важно, чтобы сбрасываемая карта соответствовала типу базы, в ряд которой она помещается. Как можно понять, для игрока - снежного человека, все с точностью до наоборот. После этого с верха колоды добираются 2 карты троп, а ход передается следующему участнику.
Внезапный конец игры
Если в одном из рядов сброса наберется 12 карт, игра немедленно заканчивается. При таком завершении партии может быть 2 исхода:
🟢 Среди игроков был Снежный Человек. Начинается подсчет победных очков. Снежный Человек получает победные очки за изображения животных, найденные среди карт, размещенных в рядах сброса. Их количество зависит от количества игроков: так при игре вдвоем, каждое животное приносит 4 ПО, втроем - 5 ПО, вчетвером - 6 ПО. Туристы получают победные очки за кольцевые тропы, которые успели проложить. Подсчет происходит по правилам базовой версии. Сравнивая количество победных очков, та или иная сторона побеждает, при ничьей побеждают туристы.
🟢 Снежного Человека не оказалось. Игроки считают победные очки за проложенные кольцевые тропы. Для победы им необходимо набрать 50+ очков.
Снежный Человек найден!
На протяжении партии снежного человека можно будет обнаружить. Тогда игровой процесс значительно изменится. Произойти это может в двух случаях:
🟢 Снежный Человек раскрыл себя сам. Раскрыть свою роль можно сразу же после размещения карты тропы на игровое поле. При этом он берет фигурку снежного человека и размещает ее на только что выложенной карте. Раскрыть свою роль нельзя, если выложенная карта каким-либо образом примыкает к гибридной базе или сама является гибридной базой.
🟢 Снежного Человека обнаружили туристы. Любой игрок может попытаться раскрыть другого игрока после того, как он выложил карту гибридной базы или тропы. Если он окажется туристом, игра заканчивается и снежный человек выигрывает. Если он оказался человеком, то он должен выложить фигурку на только что размещенную карту. В этом случае фигурка снежного человека может оказаться как на карте гибридной базы, так и на карте тропы, примыкающей к ней.
❗️ Снежного Человека можно попытаться раскрыть даже в том случае, если игрок положил двенадцатую карту в один из рядов сброса. При успехе игра продолжится.
Преследование
Теперь, когда снежный человек обнаружен, туристам необходимо его поймать. Для этого нужно проложить кольцевую тропу через карту, на которой находится его фигурка. Тропа должна соответствовать типу карты, на которой находится Снежный Человек, и примыкать к соответствующей базе. Если снежный человек был выставлен на карту гибридной базы, то туристам достаточно проложить к ней кольцевую тропу любой продолжительности. Ну а если снежный человек случайно оказался на уже готовой кольцевой тропе, то туристы немедленно побеждают.
После начала преследования необходимо провести небольшую подготовку к этому этапу игры:
Карты троп, находящиеся на руках у игроков-туристов, немедленно отправляются в отдельную стопку сброса, не связанную с основной зоной сброса, в которую ранее выкладывались карты троп.
Игрок-Снежный Человек перемешивает каждый ряд сброса по-отдельности и выкладывает рядом с соответствующей базой рубашкой вверх.
Выставляется карта логова, на нулевое деление которой помещается маркер подсчета.
На этом Снежный Человек прекращает выполнять какие-либо действия. Игроку с этой ролью теперь остается только ждать и надеяться на победу. Оставшиеся ходы производят исключительно туристы.
Начиная и игрока, сидящего слева от Снежного Человека, а далее по часовой стрелке игроки берут по две карты и выкладывать одну из них на игровое поле, а вторую в отдельный сброс. Карты можно брать как из общей колоды, так и из колод, сформированных и карт сброса, расположенных рядом с базами. Можно взять по одной карте из разных колод. При наличии неразыгранных гибридных баз, можно выложить и их, но это делается исключительно по желанию игроков.
Если на одной или обеих картах, взятых туристом присутствует изображение животного, маркер на карте логова передвигается на одно деление. Если маркер переместится на деление 5, то у игрока, в начале чьего хода это произошло, останется последний шанс закончить тропу. В случае неудачи побеждает Снежный Человек.
Итог
Покорители троп — очень приятная и легкая игра с незатейливым игровым процессом. В первую очередь она сильно подкупает своим продакшеном — компактная и с большой кучей компонентов. За счет простых правил, которые можно объяснить кому угодно, в нее можно будет играть даже с малознакомыми людьми, которые встретятся вам во время путешествий. Партии длятся примерно полчаса, из-за чего игра не успевает надоесть людям, непривыкшим к тому, что в настолки можно играть часами.
Несмотря на простоту, у игры есть стратегический потенциал: путей к победе достаточно много: можно побеждать исключительно на выполнении промежуточных или конечных целей, можно пытаться быстрее всех выполнять промежуточные цели, а потом полностью перекраивать свои тропы для выполнения конечных. Можно попробовать просто строить большие тропы, приносящие много победных очков. Все это делает игру интересной даже для опытных игроков.
К небольшому минусу можно отнести то, что прямого взаимодействия между игроками в игре нет. Все заняты исключительно своими игровыми зонами. Из-за этого игра может больше напоминать пазл, в котором игроки просто размещают элементы так, чтобы получить оптимальную картинку, приносящую максимальное количество победных очков. По сути, своей задумкой и реализацией это напомнило мне игру Кофе, статься о которой есть на канале. Только в этом плане Кофе сложнее, поскольку игрокам приходится строить оптимизированный движок, позволяющий делать больше действий и получать больше ресурсов.
Но вот что точно приводит в восторг — так это дополнение Снежный Человек. Игра не просто добавляет дополнительные карты или жетоны, как в случае с дополнением Животные, но и меняет игровой процесс. Особенно интересными получаются партии, когда карта снежного человека не ушла в сброс, а игрок-импостер по итогу раскрылся ближе к моменту, когда один из рядов оказался заполнен. Изначально все работают сообща, стараясь набрать как можно больше очков, а из-за начала преследования итоговая цель кардинально меняется, и о победных очках приходится забыть, переключая внимание на поимку неуловимого обитателя лесов.
В итоге я бы посоветовал игру тем, кто хочет простую, но не примитивную игру, и для кого не принципиально наличие прямого взаимодействия между игроками. Ну и, конечно, тем, кто, как и я, любит брать игры с собой в дорогу или путешествия — или даже просто носить их в рюкзаке или сумке в повседневной жизни.
🗣 Спасибо, что дочитали статью до конца! Делитесь в комментариях своим мнением и игровым опытом. Если вам интересны новые обзоры — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Кроме того, еще больше обзоров можно найти в соответствующей подборке.
📃 Обзор на игру Кофе, упомянутую в статье:
📱 Дополнительно о выходе статей, я сообщаю в телеграм-канале: