Найти в Дзене

Японская живопись

Институт стран Востока продолжает публикацию серии статей о культуре Страны восходящего солнца. Японская живопись — одна из самых самобытных художественных традиций в мире, развивавшаяся на протяжении более тысячи лет. Она включает в себя множество стилей, от классических монохромных свитков до ярких гравюр укиё-э. В этой статье рассмотрены ключевые периоды, школы и техники японской живописи, а также её влияние на мировое искусство. В VI–VII веках из Кореи и Китая в Японию стали проникать буддистские учения, а вместе с ними и первые художественные техники. Буддийские изображения — мандалы, бодхисаттвы, сцены из священных текстов — выполнялись минеральными красками на шёлке или дереве, отличаясь строгой симметрией и насыщенной цветовой гаммой. В период Нара (VI–VII века) живопись продолжает своё развитие, ориентируясь на китайские техники. Безымянные художники оставляют на стенах храмов изображения сцен из жизни Будды Шакьямуни. Позднее, в период Хэйан появляются первые иллюстрации

Институт стран Востока продолжает публикацию серии статей о культуре Страны восходящего солнца.

Японская живопись — одна из самых самобытных художественных традиций в мире, развивавшаяся на протяжении более тысячи лет. Она включает в себя множество стилей, от классических монохромных свитков до ярких гравюр укиё-э. В этой статье рассмотрены ключевые периоды, школы и техники японской живописи, а также её влияние на мировое искусство.

В VI–VII веках из Кореи и Китая в Японию стали проникать буддистские учения, а вместе с ними и первые художественные техники. Буддийские изображения — мандалы, бодхисаттвы, сцены из священных текстов — выполнялись минеральными красками на шёлке или дереве, отличаясь строгой симметрией и насыщенной цветовой гаммой.

В период Нара (VI–VII века) живопись продолжает своё развитие, ориентируясь на китайские техники. Безымянные художники оставляют на стенах храмов изображения сцен из жизни Будды Шакьямуни.

-2

Позднее, в период Хэйан появляются первые иллюстрации к художественной литературе, в частности к самому известному произведению той эпохи – «Повести о Гэндзи», рассказывающей о приключениях сына императора.

Постепенно развивается и портретная живопись, возникшая в период Камакура. На полотнах появляются изображения самураев и монахов. В XIV–XVI веках под влиянием дзен-буддизма появляется монохромная живопись тушью (суми-э).

-3

Наконец, в период Момояма (XVI в.) традиционная японская живопись достигает своего расцвета. Золотые ширмы Корина и Сотацу, принадлежавших школе Римпа, превращались в настоящие сияющие полотна, изображавшие природу и сцены из классической литературы. Параллельно развивалась школа Кано, чьи работы украшали замки и дворцы, сочетая японские мотивы с элементами китайской живописной традиции.

В эпоху Эдо искусство в Японии стало более демократичным благодаря массовому производству гравюр укиё-э. Такие мастера, как Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ, прославились своими пейзажами, где Фудзи или дорога Токайдо представали в динамичных ракурсах и смелых цветовых решениях. Китагава Утамаро, напротив, воспевал красоту куртизанок и актёров театра кабуки, создавая утончённые, почти эротические образы.

-4

Именно укиё-э оказали огромное влияние на европейских импрессионистов и постимпрессионистов. Ван Гог копировал гравюры Хиросигэ, а Клод Моне коллекционировал японские гравюры, что отразилось на его собственном творчестве.

В последующие периоды традиционная живопись сильно трансформировалась под влиянием западной культуры, активно проникающей в Японию. Это привело к появлению стиля нихонга — «японской живописи», где традиционные материалы стали сочетаться с новыми сюжетами и композиционными приёмами.

-5

Сегодня японская живопись продолжает развиваться, сохраняя связь с традицией, но оставаясь открытой для новых идей. Её наследие — это не только музейные экспонаты, но и живая часть мирового художественного процесса.

Присоединяйтесь к нашему Институту, и мы познакомим Вас с удивительными культурными традициями Азии, а также поможем в изучении одного из самых перспективных и востребованных восточных языков.

-6