Найти в Дзене
🫵Ты Красотка💃

Вдохновение эпохой: как стандарты женской привлекательности менялись в XX–XXI веках

Оглавление

Женская красота как зеркало своей эпохи

Что общего между скромной барышней на портрете конца XIX века и девушкой с актуального TikTok? Обе примеряют на себя невидимую одежду — стандарты женской привлекательности, неизменно присутствующие на каждом витке истории. Они диктуют, во что одеваться, какую форму тела иметь, как относиться к себе — и влияют на судьбы гораздо сильнее, чем может показаться.

Поколения женщин учились соответствовать этим “идеалам”, которые то требовали хрупкости, то — спортивности, то — полной индивидуальности. Как менялся этот волшебный и порой жестокий эталон на стыке ХХ и XXI веков? И неужели сегодня мы действительно живём в эпоху без стандартов?

Эта статья — не только историческая экскурсия, но и попытка понять себя сквозь призму перемен.

До 1920-х: Викторианская строгость и корсетные жертвы

В самом начале XX века “красота” почти математически просчитывалась: длинные распущенные волосы, бледная кожа, подчеркнуто тонкая талия, плавно уходящие под массу ткани формы. Верх совершенства — утянутый предельно туго корсет.

«Я помню, как мать каждое утро затягивала мне корсет,

— пишет современница из дневника 1903 года.

— Дышать было трудно, тело ныло, но только так я ощущала себя настоящей женщиной».

Корсет был не просто аксессуаром — это был своеобразный “пропуск в общество”.

Девушка до 1920-х в корсете.
Девушка до 1920-х в корсете.

Женская красота идеализировалась в живописи: томные героини Ренуара, загадочные дамы на английских портретах. Даже литература восхваляла “анемичность”, крайнюю хрупкость и скованность.

В статье Елизаветы Гилл “Корсетированное тело: одежда и гендер в викторианскую эпоху” отмечается:

Женскую внешность сознательно формировали, подгоняя живое тело под идеал статуи, а физический дискомфорт считался “ценой настоящей женственности”.

1920–1930-е: Мальчишеская хрупкость и “новая женщина”

Война лишила женщин привычных рамок. В 1920-ом наступило время флэпперов: короткие стрижки “боб”, прямой силуэт без акцента на талию, платья выше колена и лёгкая, почти подростковая худоба.

Женщина “нового типа” требовала свободы: она хотела двигаться, работать, выбирать свою судьбу.

Как писалось в рекламном буклете 1928 года:

«Быть женщиной — значит идти вперёд, дышать свободно, танцевать от заката до рассвета и не думать о длине юбки».

Символы времени — звезды немого кино (Луиза Брукс, Клара Боу), которые впервые на глазах у миллионов позволяли не скрывать характер и порыв.

Женщины начинают бегать, плавать, кататься на велосипеде — спорт становится частью жизни и образа. Именно андрогинность, хрупкость и почти мальчишеская лёгкость становятся синонимом “модерна”.

В книге Антонии Лант “Красное бархатное кресло отмечалось:

Женские образы в кино” анализирует, как кинематограф помог изменить не только стандарты привлекательности, но и самоощущение женщин в современном мире.

Женщина 1920-1930 гг.
Женщина 1920-1930 гг.

1940–1950-е: Триумф «песочных часов» и возвращение женственности

После аскетичных военных лет общество мечтало о красоте, домашнем уюте, устойчивости. Кристиан Диор вводит легендарный new look: тонкая талия, округлые бёдра, подчёркнутая грудь. Мир обретает новую иконографию женского тела — воплощение мягкости и изысканности.

Главный редактор советского журнала «Работница» в 1957 году отмечал:

«Девушки украшают платья широкими лентами, талию стягивают поясом, словно и вправду, как на модной картинке».

Идеал — фигура а-ля Мэрилин Монро или Софи Лорен.

Фильмы с этими актрисами в СССР смотрят запоем, а журналы смело публикуют выкройки пышных юбок.

«Несовершенства делают нас живыми. Мне жаль людей, которые пытаются быть идеалами — они забывают быть настоящими»
Мэрилин Монро (адаптировано)
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

Как менялись ожидания в те годы:

  • Женственность стала синонимом достоинства, опоры для семьи;
  • Даже в СССР культ аккуратно уложенных волос и мягко очерченной талии становится заметен;
  • В массовой культуре закрепляется образ доброжелательной, немного мечтательной, ухоженной женщины.

Исследование в докладе Университета Оксфорда (2021) подчёркивается:

послевоенная женская мода — реакция на желание забыть тревоги войны, когда общество как будто хотело укутаться в мягкие линии и спокойствие.

А Наоми Вулф в книге “Миф о красоте” пишет следующее:

«Тогдашний образ был создан для мужского взгляда, но женщины с энтузиазмом примеряли его на себя — как броню от тревог»

1960–1970-е: Твигги, мини-юбка и смена канона

Революция в культуре — революция в теле. Твигги становится иконой: худоба, мальчишеский силуэт, отсутствие округлостей.

Почти шок — ведь ещё вчера идеалом была пышная Монро.

Английская подростковая модель Твигги говорила:

«Меня называли худой доской, а сейчас мои ноги на обложке Vogue — кто бы мог подумать?!»

Символы эпохи этой эпохи:

  • мини-юбки, платье-трапеция, отсутствие бюстгальтера

В СССР школьницы начинают подшивать платья выше колена, а на Западе открывается безбрежное пространство самовыражения.

Советская комсомолка на страницах «Крокодила» в 1973 отмечает:

«У нас свои мини скромнее, но даже они вызывают споры»

Потом пришло новое восприятие себя:

  • Молодёжь за естественность и протест против шаблонов взрослых;
  • В моду входит естественный макияж, андрогинность, "детскость" образа;
  • В США и Европе подиумы открываются для моделей разного происхождения и телосложения — этноразнообразие становится ценностью.

Авторитетный журнал “Body Image” (Grabe et al., 2008) отмечает:

Скачок тематических материалов в медиа об идеальной фигуре, и параллельно рост числа “недовольных своим телом” среди молодёжи.

Известно, что одновременно появляется и движение: “Будь собой” — первые попытки полюбить свою индивидуальность.

1960–1970-е: Твигги, мини-юбка
1960–1970-е: Твигги, мини-юбка

2010–2020-е: Эпоха бодипозитива, TikTok-революция и настоящее принятие

Бодипозитив выходит на подиум

Движение за принятие разных тел с триумфом пробирается в масс-маркет, соцсети, медиа — и уже невозможно игнорировать их голос. Появляются крупные кампании: #BodyPositive, #LoveYourself, plus-size-модели на обложках Vogue, бренды вроде Dove и Aerie делают натуральность новой нормой.

  • Примеры инфлюенсеров и моделей: Эшли Грэм, Саша Палмер, Лиззо открыто говорят о трудностях, комплексе “идеала” и показывают своё тело без фильтров.
  • Бренды не стесняются демонстрировать целлюлит, складки, разный цвет кожи, возраст, инвалидность.

Молодёжь в соцсетях — за ВАУ-уникальность

TikTok и Instagram создают моду на честность: прямые включения “до и после съёмки”, “как на самом деле выглядят звёзды без макияжа и фотошопа”.

В контркультуру превращается уже “отказ переснимать” якобы неидеальные фотографии — чем “реальнее”, тем круче.

А вот, что нам показывают цифры и свежие исследования:

  • Согласно опросу Gallup (2022), около 67% опрошенных девушек в возрасте 14–25 лет декларируют, что хотят "нравиться прежде всего себе", независимо от стандартов (и доля эта ежегодно растёт).
  • Отчёт Statista (2023): вырос спрос на одежду для самых разных типов фигур и размеров, рынок plus-size в мире вырос на 27% за 5 лет.
  • Но и тревожный тренд: по исследованию Journal of Adolescent Health (2021), негативное влияние соц. сетей на самооценку всё ещё сохраняет силу — особенно если в ленте преобладают “гламурно-идеальные” фотографии.
-7

Личный выбор и современный рефрейм: зачем вообще все эти идеалы?

Сегодня мы впервые за несколько веков можем выбирать, каким быть — в рамках своего выбора, не диктуемого сверху.

Рынок, реклама, модные журналы по-прежнему предлагают образы, но всё чаще посыл звучит иначе: “Самая ценная красота — индивидуальная”.

Появляются тренды на “гибридные” стили, микроэстетики (от Y2K до “пышных ведьм”), сверхконкретные фишки (разные зубы, нестандартные черты, волосы на теле, тату и пирсинг).

Тренд на осознанность:

  • Девушки всё чаще выбирают не “быть такой, как на фото”, а “чувствовать себя хорошо в том, что есть”.
  • Косметика, уход, диеты — больше как часть заботы о себе, а не как кара за несовершенство.

Вывод напрашивается сам собой:

«История стандартов женской внешности — это история попыток удержать, а потом вырваться из рамок. И, похоже, в XXI веке победа — за правом быть собой»

Какой идеал, выбирать тебе?

  • Обратный взгляд на все эпохи учит: нет универсального “правильного” тела.
  • Каждый новый стандарт когда-то был революцией, но по факту — всего лишь отражением эпохи и массовой культуры.
  • Самое здоровое сегодня — выбирать идеал для себя самой, не подрывая психику в угоду трендам и рекламе.

И помни: ни фото в Instagram, ни подиумы, ни даже научные исследования не могут дать тебе столько силы, сколько даёт внутреннее принятие и забота о себе.

А какая эпоха женской красоты вдохновляет именно тебя?

Поделись в комментариях, чей образ или цитата тебе понравились больше всего? Может быть, тебя вдохновляет смелость флэпперов, изящество Монро или бодипозитив сегодняшней TikTok-героини? Напиши — обсудим, соберём галерею самых удивительных современных стандартов!

«Красота начинается в тот момент, когда вы решаете быть собой.»
Коко Шанель

*******

Не забывай подписаться на канал🤝

Красивая жизнь начинается с любви к себе. Сияй каждый день! С любовью и заботой от всего коллектива канала Ты Красотка❤️

"Делай добро – получай вдохновение!" – Каждый донат движет нас к созданию чего-то уникального и ценного. Спасибо за твою поддержку!

Подписывайся на канал в телеграм и забирай чек-листы для красоты и здоровья👇

🫵Ты Красотка💃

Сейчас читают: