Найти в Дзене
🫵Ты Красотка💃

Вдохновение эпохой: как стандарты женской привлекательности менялись в XX–XXI веках

Что общего между скромной барышней на портрете конца XIX века и девушкой с актуального TikTok? Обе примеряют на себя невидимую одежду и стандарты женской привлекательности, неизменно присутствующие на каждом витке истории. Они диктуют, во что одеваться, какую форму тела иметь, как относиться к себе и влияют на судьбы гораздо сильнее, чем может показаться. Поколения женщин учились соответствовать этим “идеалам”, которые то требовали хрупкости, то спортивности, то полной индивидуальности. Как менялся этот волшебный и порой жестокий эталон на стыке ХХ и XXI веков? И неужели сегодня мы действительно живём в эпоху без стандартов? Эта статья не только историческая экскурсия, но и попытка понять себя сквозь призму перемен. В самом начале XX века “красота” почти математически просчитывалась: длинные распущенные волосы, бледная кожа, подчеркнуто тонкая талия, плавно уходящие под массу ткани формы. Верх совершенства: утянутый предельно туго корсет. «Я помню, как мать каждое утро затягивала мне к
Оглавление

Женская красота как зеркало своей эпохи

Что общего между скромной барышней на портрете конца XIX века и девушкой с актуального TikTok? Обе примеряют на себя невидимую одежду и стандарты женской привлекательности, неизменно присутствующие на каждом витке истории. Они диктуют, во что одеваться, какую форму тела иметь, как относиться к себе и влияют на судьбы гораздо сильнее, чем может показаться.

Поколения женщин учились соответствовать этим “идеалам”, которые то требовали хрупкости, то спортивности, то полной индивидуальности. Как менялся этот волшебный и порой жестокий эталон на стыке ХХ и XXI веков? И неужели сегодня мы действительно живём в эпоху без стандартов?

Эта статья не только историческая экскурсия, но и попытка понять себя сквозь призму перемен.

До 1920-х: Викторианская строгость и корсетные жертвы

В самом начале XX века “красота” почти математически просчитывалась: длинные распущенные волосы, бледная кожа, подчеркнуто тонкая талия, плавно уходящие под массу ткани формы. Верх совершенства: утянутый предельно туго корсет.

«Я помню, как мать каждое утро затягивала мне корсет, дышать было трудно, тело ныло, но только так я ощущала себя настоящей женщиной».

— пишет современница из дневника 1903 года.

Корсет был не просто аксессуаром — это был своеобразный “пропуск в общество”.

Девушка до 1920-х в корсете.
Девушка до 1920-х в корсете.

Женская красота идеализировалась в живописи: томные героини Ренуара, загадочные дамы на английских портретах. Даже литература восхваляла “анемичность”, крайнюю хрупкость и скованность.

В статье Елизаветы Гилл “Корсетированное тело: одежда и гендер в викторианскую эпоху” отмечается:

Женскую внешность сознательно формировали, подгоняя живое тело под идеал статуи, а физический дискомфорт считался “ценой настоящей женственности”.

1920–1930-е: Мальчишеская хрупкость и “новая женщина”

Война лишила женщин привычных рамок. В 1920-ом наступило время флэпперов: короткие стрижки “боб”, прямой силуэт без акцента на талию, платья выше колена и лёгкая, почти подростковая худоба.

Женщина “нового типа” требовала свободы: она хотела двигаться, работать, выбирать свою судьбу.

Как писалось в рекламном буклете 1928 года:

«Быть женщиной — значит идти вперёд, дышать свободно, танцевать от заката до рассвета и не думать о длине юбки».

Символы времени: звезды немого кино (Луиза Брукс, Клара Боу), которые впервые на глазах у миллионов позволяли не скрывать характер и порыв.

Женщины начинают бегать, плавать, кататься на велосипеде, а спорт становится частью жизни и образа.

В книге Антонии Лант “Красное бархатное кресло отмечалось:

Женские образы в кино” анализирует, как кинематограф помог изменить не только стандарты привлекательности, но и самоощущение женщин в современном мире.

Женщина 1920-1930 гг.
Женщина 1920-1930 гг.

1940–1950-е: Триумф «песочных часов» и возвращение женственности

После аскетичных военных лет общество мечтало о красоте, домашнем уюте, устойчивости. Кристиан Диор вводит легендарный new look: тонкая талия, округлые бёдра, подчёркнутая грудь. Мир обретает воплощение мягкости и изысканности.

Главный редактор советского журнала «Работница» в 1957 году отмечал:

«Девушки украшают платья широкими лентами, талию стягивают поясом, словно и вправду, как на модной картинке».

Идеал фигуры а-ля Мэрилин Монро или Софи Лорен.

Фильмы с этими актрисами в СССР смотрят запоем, а журналы смело публикуют выкройки пышных юбок.

«Несовершенства делают нас живыми. Мне жаль людей, которые пытаются быть идеалами, они забывают быть настоящими»
Мэрилин Монро (адаптировано)
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

Как менялись ожидания в те годы:

  • Женственность стала синонимом достоинства, опоры для семьи;
  • Даже в СССР культ аккуратно уложенных волос и мягко очерченной талии становится заметен;
  • В массовой культуре закрепляется образ доброжелательной, немного мечтательной, ухоженной женщины.

Исследование в докладе Университета Оксфорда (2021) подчёркивается:

послевоенная женская мода — реакция на желание забыть тревоги войны, когда общество как будто хотело укутаться в мягкие линии и спокойствие.

А Наоми Вулф в книге “Миф о красоте” пишет следующее:

«Тогдашний образ был создан для мужского взгляда, но женщины с энтузиазмом примеряли его на себя — как броню от тревог»

1960–1970-е: Твигги, мини-юбка и смена канона

Революция в культуре, революция в теле. Твигги становится иконой: худоба, мальчишеский силуэт, отсутствие округлостей.

А ведь ещё вчера идеалом была пышная Монро.

Английская подростковая модель Твигги говорила:

«Меня называли худой доской, а сейчас мои ноги на обложке Vogue — кто бы мог подумать?!»

Символы эпохи этой эпохи:

  • мини-юбки, платье-трапеция, отсутствие бюстгальтера

В СССР школьницы начинают подшивать платья выше колена, а на Западе открывается безбрежное пространство самовыражения.

Советская комсомолка на страницах «Крокодила» в 1973 отмечает:

«У нас свои мини скромнее, но даже они вызывают споры»

Потом пришло новое восприятие себя:

  • Молодёжь за естественность и протест против шаблонов взрослых;
  • В моду входит естественный макияж, андрогинность, "детскость" образа;
  • В США и Европе подиумы открываются для моделей разного происхождения и телосложения — этноразнообразие становится ценностью.

Авторитетный журнал “Body Image” (Grabe et al., 2008) отмечает:

Скачок тематических материалов в медиа об идеальной фигуре, и параллельно рост числа “недовольных своим телом” среди молодёжи.

Известно, что одновременно появляется и движение: “Будь собой” — первые попытки полюбить свою индивидуальность.

1960–1970-е: Твигги, мини-юбка
1960–1970-е: Твигги, мини-юбка

2010–2020-е: Эпоха бодипозитива, TikTok-революция

Движение за принятие разных тел с триумфом пробирается в масс-маркет, соцсети, медиа — и уже невозможно игнорировать их голос.

  • Примеры инфлюенсеров и моделей: Эшли Грэм, Саша Палмер, Лиззо открыто говорят о трудностях, комплексе “идеала” и показывают своё тело без фильтров.
  • Бренды не стесняются демонстрировать целлюлит, складки, разный цвет кожи, возраст, инвалидность.

Молодёжь в соц. сетях за ВАУ-уникальность

Соц. сети создают моду на честность: прямые включения “до и после съёмки”, “как на самом деле выглядят звёзды без макияжа и фотошопа”.

В контркультуру превращается уже “отказ переснимать” якобы неидеальные фотографии, чем “реальнее”, тем круче.

А вот, что нам показывают цифры и свежие исследования:

  • Согласно опросу Gallup (2022), около 67% опрошенных девушек в возрасте 14–25 лет декларируют, что хотят "нравиться прежде всего себе", независимо от стандартов.
  • Отчёт Statista за 2023, вырос спрос на одежду для самых разных типов фигур и размеров, рынок plus-size в мире вырос на 27% за 5 лет.
  • По исследованию Journal of Adolescent Health (2021), негативное влияние соц. сетей на самооценку всё ещё сохраняет силу — особенно если в ленте преобладают “гламурно-идеальные” фотографии.
-7

Сегодня мы впервые за несколько веков можем выбирать, каким быть в рамках своего выбора, не диктуемого сверху.

Рынок, реклама, модные журналы по-прежнему предлагают образы, но всё чаще посыл звучит иначе: “Самая ценная красота — индивидуальная”.

Появляются тренды на “гибридные” стили, микроэстетики (от Y2K до “пышных ведьм”), сверхконкретные фишки (разные зубы, нестандартные черты, волосы на теле, тату и пирсинг).

Тренд на осознанность:

  • Девушки всё чаще выбирают не “быть такой, как на фото”, а “чувствовать себя хорошо в том, что есть”.
  • Косметика, уход, диеты: больше как часть заботы о себе, а не как кара за несовершенство.

Вывод напрашивается сам собой:

«История стандартов женской внешности — это история попыток удержать, а потом вырваться из рамок. И, похоже, в XXI веке победа — за правом быть собой»

Какой идеал, выбирать тебе?

  • Обратный взгляд на все эпохи учит: нет универсального “правильного” тела.
  • Каждый новый стандарт когда-то был революцией, но по факту всего лишь отражением эпохи и массовой культуры.
  • Самое здоровое сегодня: выбирать идеал для себя самой, не подрывая психику в угоду трендам и рекламе.

И помни: ни фото в соц. сетях, ни подиумы, ни даже научные исследования не могут дать тебе столько силы, сколько даёт внутреннее принятие и забота о себе.

А какая эпоха женской красоты вдохновляет именно тебя?

Поделись в комментариях, чей образ или цитата тебе понравились больше всего? Может быть, тебя вдохновляет смелость флэпперов, изящество Монро или бодипозитив сегодняшней TikTok-героини? Напиши, обсудим, соберём галерею самых удивительных современных стандартов!

«Красота начинается в тот момент, когда вы решаете быть собой.»
Коко Шанель

*******

Не забывай подписаться на канал🤝

Красивая жизнь начинается с любви к себе. Сияй каждый день! С любовью и заботой от всего коллектива канала Ты Красотка❤️

"Делай добро – получай вдохновение!" – Каждый донат движет нас к созданию чего-то уникального и ценного. Спасибо за твою поддержку!

Подписывайся на канал в телеграм и забирай чек-листы для красоты и здоровья👇

🫵Ты Красотка💃

Сейчас читают: