Почему новым законом решили надавить на должников по алиментам — и что это изменит для всех.
Есть одна категория автомобилистов, которых боятся не только на дороге, но и в суде. Это те, кто умудряется водить Lexus, а алименты платит “когда вспоминает” — если вообще платит. Пока машина на учёте, пока ездит — значит, всё хорошо, всё на ходу. Только вот бывшие жёны и дети живут не на бензине, а на хлебе и коммуналке. И вот, похоже, терпение законодателей лопнуло.
Новый рычаг: без алиментов — без машины
Сейчас в Госдуме рассматривают инициативу, которая может перевернуть игру: запретить регистрационные действия с автомобилем тем, кто числится должником по алиментам. Это значит, что если у тебя долг — ни продать, ни переоформить машину не получится. Ни себе, ни людям.
Звучит строго? Так и задумывалось. Потому что стандартные меры вроде списания с карты или ареста имущества уже не работают: у некоторых всё оформлено на третьих лиц, а от приставов — бегают, как от камер на трассе.
Теперь же — блокировка идёт на уровне ГИБДД. То есть захотел человек продать авто, оформить новую машину на себя, подарить — а в базе: «Долг по алиментам, регистрационные действия невозможны». Придётся сначала разбираться с финансами, а не с антикрылом и литьём.
Как это работает сейчас?
На сегодняшний день меры против должников по алиментам есть, но работают они местами выборочно. Судебные приставы могут:
- ограничить выезд за границу,
- заблокировать счета,
- арестовать имущество,
- временно приостановить права (водительское удостоверение),
- наложить запрет на регистрационные действия.
Но последнее — по решению суда и далеко не всегда. А теперь хотят, чтобы такая мера включалась автоматически по факту просрочки и долга — без лишней волокиты. То есть как только алименты не платятся в срок, и образуется сумма задолженности — доступ к регистрационным действиям блокируется автоматически. Всё как с «тревожной кнопкой»: нажал — и сигнал пошёл. Только сигнал — в базу данных МВД.
Почему это может сработать?
Потому что автомобиль в России — это не роскошь, а часто и единственный способ передвижения, особенно в регионах. А ещё это актив, который многие должники пытаются сохранить или перепродать, чтобы не платить по долгам. Новая мера заставляет их вспомнить: семья — это не только фото в телефоне.
Представим типичную ситуацию: должник накопил долг, получил повестку, проигнорировал. А потом решил сменить машину или подарить её кому-то из родных — и тут оп! «Регистрация невозможна». Приходится идти к приставам, договариваться, погашать. То есть впервые появляется реальный стимул для взаимодействия с законом, а не бегства от него.
А если машину уже продал?
Вот тут интересный момент. По задумке, ограничения должны быть «живыми»: если в момент сделки человек числился в базе как алиментщик, то переоформление будет невозможно. Даже если договор купли-продажи подписан — ГИБДД просто не примет документы.
Более того, обсуждаются схемы, при которых ГИБДД и налоговая смогут автоматически сигнализировать друг другу о попытках обойти запрет. Например, если авто уходит по «фиктивной» доверенности или оформляется на подставное лицо.
Кого это затронет?
По данным Федеральной службы судебных приставов, на начало 2025 года в России более 1,3 млн человек имеют задолженности по алиментам. Из них значительная часть — мужчины трудоспособного возраста, часто имеющие транспортные средства. А значит, новая мера затронет тысячи владельцев.
И это не только те, кто не хочет платить. Иногда есть реальная финансовая трудность, потеря работы, здоровье. Но закон не делит: есть долг — есть санкции. Хотя в некоторых случаях пристав может приостановить ограничения, если должник начал погашать задолженность или вышел на связь.
Есть ли опасения?
Конечно, как и у любого закона, есть вопросы:
- Не начнётся ли вал фиктивных сделок? Будут оформлять на родственников, прятать в теневой продаже.
- Как обезопасить честных покупателей? Вдруг человек купил авто, а оно оказалось под запретом?
- Как отличить злостного неплательщика от временно попавшего в беду?
Пока конкретных механизмов фильтрации и автоматической апелляции нет. Но в МВД обещают, что при грамотной реализации закон станет действительно работающим инструментом.
А может, и к лучшему?
Судя по откликам в соцсетях, инициатива вызывает поддержку. Особенно у тех, кто сталкивался с подобными ситуациями лично или в кругу знакомых. Потому что речь не просто о деньгах — а о детях, которых оставляют без поддержки, в то время как родители разъезжают на новых «Камри» или «Крузах».
Именно поэтому общество всё чаще требует не просто наказаний, а действенных механизмов давления. Закон — это не о мести, а о справедливости. И если такие меры могут заставить хоть кого-то вспомнить о своих обязанностях — значит, они нужны.
Вывод
Законопроект о запрете регистрационных действий для должников по алиментам — это не месть, а прагматичная попытка заставить исполнять свои обязанности. Машина — это ресурс, который легко контролировать. А значит, и инструмент давления, который может работать.
Пока проект на стадии обсуждения, но если его примут — правила игры изменятся. И те, кто раньше мог не платить и ездить спокойно, теперь будут выбирать: или машину, или долги. А ещё лучше — и то, и другое, но честно.
Если ты платишь — тебе нечего бояться. А если нет — скоро, возможно, и поехать будет не на чем.