Найти в Дзене
PRO АВТО

От алиментов не уедешь: новые правила для водителей

Оглавление

Почему новым законом решили надавить на должников по алиментам — и что это изменит для всех.

Есть одна категория автомобилистов, которых боятся не только на дороге, но и в суде. Это те, кто умудряется водить Lexus, а алименты платит “когда вспоминает” — если вообще платит. Пока машина на учёте, пока ездит — значит, всё хорошо, всё на ходу. Только вот бывшие жёны и дети живут не на бензине, а на хлебе и коммуналке. И вот, похоже, терпение законодателей лопнуло.

Новый рычаг: без алиментов — без машины

Сейчас в Госдуме рассматривают инициативу, которая может перевернуть игру: запретить регистрационные действия с автомобилем тем, кто числится должником по алиментам. Это значит, что если у тебя долг — ни продать, ни переоформить машину не получится. Ни себе, ни людям.

Звучит строго? Так и задумывалось. Потому что стандартные меры вроде списания с карты или ареста имущества уже не работают: у некоторых всё оформлено на третьих лиц, а от приставов — бегают, как от камер на трассе.

Теперь же — блокировка идёт на уровне ГИБДД. То есть захотел человек продать авто, оформить новую машину на себя, подарить — а в базе: «Долг по алиментам, регистрационные действия невозможны». Придётся сначала разбираться с финансами, а не с антикрылом и литьём.

Как это работает сейчас?

На сегодняшний день меры против должников по алиментам есть, но работают они местами выборочно. Судебные приставы могут:

  • ограничить выезд за границу,
  • заблокировать счета,
  • арестовать имущество,
  • временно приостановить права (водительское удостоверение),
  • наложить запрет на регистрационные действия.

Но последнее — по решению суда и далеко не всегда. А теперь хотят, чтобы такая мера включалась автоматически по факту просрочки и долга — без лишней волокиты. То есть как только алименты не платятся в срок, и образуется сумма задолженности — доступ к регистрационным действиям блокируется автоматически. Всё как с «тревожной кнопкой»: нажал — и сигнал пошёл. Только сигнал — в базу данных МВД.

Почему это может сработать?

Потому что автомобиль в России — это не роскошь, а часто и единственный способ передвижения, особенно в регионах. А ещё это актив, который многие должники пытаются сохранить или перепродать, чтобы не платить по долгам. Новая мера заставляет их вспомнить: семья — это не только фото в телефоне.

Представим типичную ситуацию: должник накопил долг, получил повестку, проигнорировал. А потом решил сменить машину или подарить её кому-то из родных — и тут оп! «Регистрация невозможна». Приходится идти к приставам, договариваться, погашать. То есть впервые появляется реальный стимул для взаимодействия с законом, а не бегства от него.

А если машину уже продал?

Вот тут интересный момент. По задумке, ограничения должны быть «живыми»: если в момент сделки человек числился в базе как алиментщик, то переоформление будет невозможно. Даже если договор купли-продажи подписан — ГИБДД просто не примет документы.

Более того, обсуждаются схемы, при которых ГИБДД и налоговая смогут автоматически сигнализировать друг другу о попытках обойти запрет. Например, если авто уходит по «фиктивной» доверенности или оформляется на подставное лицо.

Кого это затронет?

По данным Федеральной службы судебных приставов, на начало 2025 года в России более 1,3 млн человек имеют задолженности по алиментам. Из них значительная часть — мужчины трудоспособного возраста, часто имеющие транспортные средства. А значит, новая мера затронет тысячи владельцев.

И это не только те, кто не хочет платить. Иногда есть реальная финансовая трудность, потеря работы, здоровье. Но закон не делит: есть долг — есть санкции. Хотя в некоторых случаях пристав может приостановить ограничения, если должник начал погашать задолженность или вышел на связь.

Есть ли опасения?

Конечно, как и у любого закона, есть вопросы:

  • Не начнётся ли вал фиктивных сделок? Будут оформлять на родственников, прятать в теневой продаже.
  • Как обезопасить честных покупателей? Вдруг человек купил авто, а оно оказалось под запретом?
  • Как отличить злостного неплательщика от временно попавшего в беду?

Пока конкретных механизмов фильтрации и автоматической апелляции нет. Но в МВД обещают, что при грамотной реализации закон станет действительно работающим инструментом.

А может, и к лучшему?

Судя по откликам в соцсетях, инициатива вызывает поддержку. Особенно у тех, кто сталкивался с подобными ситуациями лично или в кругу знакомых. Потому что речь не просто о деньгах — а о детях, которых оставляют без поддержки, в то время как родители разъезжают на новых «Камри» или «Крузах».

Именно поэтому общество всё чаще требует не просто наказаний, а действенных механизмов давления. Закон — это не о мести, а о справедливости. И если такие меры могут заставить хоть кого-то вспомнить о своих обязанностях — значит, они нужны.

Вывод

Законопроект о запрете регистрационных действий для должников по алиментам — это не месть, а прагматичная попытка заставить исполнять свои обязанности. Машина — это ресурс, который легко контролировать. А значит, и инструмент давления, который может работать.

Пока проект на стадии обсуждения, но если его примут — правила игры изменятся. И те, кто раньше мог не платить и ездить спокойно, теперь будут выбирать: или машину, или долги. А ещё лучше — и то, и другое, но честно.

Если ты платишь — тебе нечего бояться. А если нет — скоро, возможно, и поехать будет не на чем.