Найти в Дзене
Боевая вахта

В ПОИСКАХ «МАЛЮТКИ»

В 2025 году наша страна отмечает поистине великий праздник — 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На Тихоокеанском флоте отдают воинские почести морякам-тихоокеанцам, не вернувшимся из боевых походов. Среди них экипаж печально известной подводной лодки М-49, недавно обнаруженной на дне залива Петра Великого. О том, как проходила операция по поиску «Малютки», рассказал её непосредственный участник Михаил Сажаев.  

Михаил Иванович — гость интересный. С 2001 по 2010 год он занимал должность главного штурмана Тихоокеанского флота, а далее с 2010 года был начальником кафедры кораблевождения и затем начальником кафедры штурманской службы ВМФ Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия». В настоящее время Михаил Иванович продолжает трудиться гражданским специалистом в гидрографической службе ТОФ.   

Не вернувшаяся в родную базу более 80 лет назад подводная лодка ТОФ М-49 типа «Малютка» была заложена в 1937 году на стапеле завода «Красное Сормово» в городе Горьком. В 1939-м спущена на воду и в том же году введена в строй. В октябре 1939 года подводная лодка М-49 была перевезена по железной дороге во Владивосток, где и вошла в состав ТОФ.  

Для Тихоокеанского флота Великая Отечественная война началась тоже 22 июня 1941 года. Несмотря на то что бои и сражения с фашистской Германией шли на западе, у нас на востоке флот решал не менее важные задачи, прежде всего — обороны побережья и военно-морских баз.  

С целью создания системы морской обороны силами Тихоокеанского флота в июле 1941 года в заливе Петра Великого были выставлены оборонительные минные заграждения — более 15 тысяч мин различного типа.   

Подводные лодки Тихоокеанского флота также привлекались к решению оборонительных задач. В частности, субмарины выходили из бухты Улисс на дозорные позиции в залив Петра Великого, которые располагались мористее выставленных оборонительных минных заграждений.  

9 августа 1941 года подводная лодка М-49 вышла из бухты Улисс в залив Петра Великого и заняла назначенную дозорную позицию №2 мористее оборонительных минных заграждений. 10 и 11 августа подводная лодка доносила о движении через её позицию судов и транспортов. Последняя радиограмма от неё была принята в 08.30 15 августа 1941 года. Радиограмма составлена с использованием специальной радиостанции, но принята без позывных. Её содержание: «Неизвестный ТР (транспорт. — Прим. ред.) курсом на зюйд-вест».   

Командиром ПЛ М-49 был получен приказ командира бригады в 05.00 16 августа 1941 года завершить дозорную службу, освободить позицию и возвратиться в базу. На случай плохой видимости во время перехода и неточного знания своего места для М-49 был определён запасной район, где она должна находиться до улучшения погоды. Об оставлении дозорной позиции №2 командир подводной лодки не доносил, на запросы по радио не отвечал. В родную базу подводная лодка так и не вернулась. Проведённый силами флота в 1941 году поиск результатов не дал. Также в августе 1942 года из дозора не вернулась ещё одна «Малютка» Тихоокеанского флота — М-63. Навечно в море остались два экипажа подводников: 22 военных моряка М-49 и 21 — М-63.  

По словам Михаила Сажаева, более 80 лет не удавалось установить причины и место гибели тихоокеанских «Малюток». Версий и предположений много, но достоверных сведений практически не было.  

— В начале 2000-х годов поиск возобновился, ещё раз были проанализированы условия, в которых действовали подводные лодки, вероятные причины их гибели и уточнены возможные районы их нахождения для каждой из версий гибели. Начался систематический поиск в заливе Петра Великого, прежде всего, силами гидрографической службы Тихоокеанского флота, — рассказывает Михаил Иванович.  

К поиску подключали и суда других ведомств и организаций на Дальнем Востоке. Результативными оказались поисковые работы в период с 2005 по 2010 год, выполняемые научно-исследовательским судном «Павел Гордиенко», гидрографическими судами «Маршал Геловани» и «Вице-адмирал Воронцов», парусным научно-поисковым судном «Искра». Обнаружено множество затонувших объектов, которые необходимо было обследовать и классифицировать.  

В 2023–2024 годах гидрографическими судами Тихоокеанского флота с установленным на них современным поисковым оборудованием проводились работы южнее острова Аскольд в районе бывшего оборонительного минного заграждения. В ходе этой работы гидрографическим судном «Вице-адмирал Воронцов» на глубине 98 метров обнаружен затонувший объект, который классифицировался как подводная лодка типа «М».  

— При визуальном обследовании этого объекта с помощью телевизионного необитаемого подводного аппарата «Пантера +» с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» было подтверждено: обнаружена подводная лодка типа «Малютка». По месту её нахождения сделано заключение, что обнаружена именно М-49, — вспоминает Михаил Сажаев.  

По характеру повреждений однозначно назвать причину гибели ПЛ сегодня нельзя. Повреждений, характерных для подрыва на мине, на подводной лодке нет, корпус не разрушен. Лодка сильно опутана рыболовецкими сетями, что не позволяет рассмотреть повреждения. Отсутствуют винторулевая группа, кормовые рули. Видны повреждения на кормовой надстройке. Для установления причин гибели требуется дообследование повреждений подводной лодки.  

Между тем участники комплексной научно-исследовательской экспедиции по обследованию советской подводной лодки М-49 подняли со дна Японского моря антенну затонувшей субмарины. Достать артефакт с глубины 93 метров удалось при помощи телеуправляемого подводного аппарата.  

Экспедиция провела обследование советской подводной лодки М-49, затонувшей в заливе Петра Великого в августе 1941 года. В ходе работ специалистам удалось обнаружить объект, похожий на приёмное устройство станции звукоподводной связи.  

Обнаруженный артефакт будет передан в Военно-исторический музей Тихоокеанского флота для дальнейшего изучения. По результатам экспедиции на основе полученных данных фотограмметрии специалисты составят детальную трёхмерную модель подводной лодки, которая дополнит информацию цифровой библиотеки о затонувших объектах.  

В конце беседы Михаил Сажаев добавил, что поиск второй подлодки — М-63 — продолжается. В ходе навигационно-гидрографических работ в заливе Петра Великого гидрографическими судами спланировано обследование районов, где она может находиться.  

Неотъемлемой частью поисковой работы на Тихоокеанском флоте является сохранение памяти о погибших подводниках. В Книгу Памяти подводников-тихоокеанцев, выпускников Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О.Макарова внесены данные о погибших подводниках, установлены мемориальные плиты с их фамилиями на мемориале «Боевая слава ТОФ» и у памятника подводникам в бухте Улисс. Приказом командующего ТОФ определены памятные места и проводятся морские церемонии.   

Имена подводников тихоокеанских «Малюток», не вернувшихся из боевых походов, бережно хранятся в памяти благодарных потомков — моряков ТОФ.

 

ИЛЬДУС ГИЛЯЗУТДИНОВ. 

Фото автора.