Найти в Дзене
Жизнь миллионера

Погоня за вещами, статусом и счастьем

Эта статья - вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера "Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости". Предыдущая статья здесь. Наша культура была основана на идее, что рост производства равен росту счастья. В прошлом достижение этой цели вызывало восхищение, поскольку любое увеличение производства приводило к повышению благосостояния: лучшей еде, лучшим лекарствам, лучшей одежде, лучшему жилью, лучшей работе и лучшему образу жизни. В какой-то момент фокус сместился с лучшего на большее: больше еды, больше лекарств, больше одежды, больше спален, больше ванных комнат и больше работы. Но можем ли мы честно сказать, что это все еще приводит к улучшению жизни и повышению благосостояния? Смена акцента — с лучшего на большее - ознаменовала переход от экономики производства к экономике потребления. В то время как самая большая проблема экономики производства была в том, как производить и распределять достаточное количество тов

Эта статья - вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера "Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости". Предыдущая статья здесь.

Наша культура была основана на идее, что рост производства равен росту счастья. В прошлом достижение этой цели вызывало восхищение, поскольку любое увеличение производства приводило к повышению благосостояния: лучшей еде, лучшим лекарствам, лучшей одежде, лучшему жилью, лучшей работе и лучшему образу жизни. В какой-то момент фокус сместился с лучшего на большее: больше еды, больше лекарств, больше одежды, больше спален, больше ванных комнат и больше работы. Но можем ли мы честно сказать, что это все еще приводит к улучшению жизни и повышению благосостояния?

Смена акцента — с лучшего на большее - ознаменовала переход от экономики производства к экономике потребления. В то время как самая большая проблема экономики производства была в том, как производить и распределять достаточное количество товаров для выживания - проблема, которая до сих пор не решена в глобальном масштабе, - самая большая проблема экономики потребления заключается в том, как очистить рынок от излишков перепроизводства товаров.

Есть два способа решить эту проблему: либо производить меньше, либо увеличить потребление. Различные стратегии сокращения рабочей нагрузки, такие как увеличение количества отпусков и более продолжительное обучение, снижают производительность. Тем не менее, как государства, так и корпорации используют множество стратегий увеличения потребления.

Стратегии правительства, определяемые политической валютой народных голосов, включают стимулирующую инфляцию денежно-кредитную политику, которая заставляет людей тратить свои деньги сейчас, а не откладывать их на потом, фискальную политику, которая продвигает правительственные проекты, начиная от военных расходов и войн и заканчивая проектами по созданию рабочих мест, такими как строительство мостов в никуда и пакетами стимулирующих мер для потребителей, ранее известных как граждане.

Многие корпоративные стратегии, ориентированные на получение прибыли, основаны на моде, запланированном устаревании, ненужных обновлениях и мастерском эмоциональном манипулировании - маркетинге, - заставляющем людей постоянно заменять товары, которые все еще находятся в хорошем рабочем состоянии.

Хотя кажется, что эти стратегии почти предсказуемым образом терпят тактическую неудачу, сопровождаясь взлетами и спадами, рецессиями и депрессиями или просто хронической бесхозяйственностью, при централизованном регулировании и руководстве эти стратегии доказали свою огромную эффективность на значительном временном отрезке.

Одним из результатов такой деятельности является то, что человечество израсходовало половину нефти - древнего ресурса, который накапливался миллионы лет, - в течение столетия, оказав при этом заметное влияние на мировую биосферу и климат. Поскольку такие ресурсы ограничены, эти стратегии не могут быть устойчивыми. Экономический рост - то, насколько быстро ресурсы превращаются в потребительские товары, - считается желательным для экономистов, в то время как биологи, психологи и социологи подсчитывают потери. Однако, если бы отдельные компании измеряли рост таким же образом - учитывая только доход, игнорируя при этом быстрое сжигание основных фондов, - акционеры были бы недовольны.

В мире, где автоматизация вытеснила из продуктов гордость за качество изготовления и ни у кого нет времени ни на что другое, кроме работы, статус основан на приобретении и накоплении. Покупка и потребление продуктов стали суррогатом созидания и творения. Самоуважение и статус перестали быть связанными с внутренними ценностями, - такими, как кто вы есть, что вы можете делать или что вы знаете. Они связаны с внешними ценностями, такими как то, что вы можете купить, автомобиль, который вы водите, количество спален и ванных комнат в вашем доме и ценники на вашей одежде.

Посмотрите популярные сериалы, в каждом - дома в одном стиле, с телевизором в каждой комнате - телевизор, кстати, отнимает больше времени, чем денег, - с дорогой мебелью и репродукциями картин на стенах. Посмотрите еще раз, но обратите внимание на количество книг на книжных полках, инструментов для хобби-проектов, незавершенную работу, разложенную на столе. Их нет. Какими пустыми жизнями, должно быть, живут эти люди.

Шоппинг заменил креативность и технические навыки потреблением, он становится формой самоактуализации - немалое количество девочек-подростков связывают личностный рост со сменой гардероба - "розничная терапия" становится активным способом получения хорошего самочувствия. Покупки стали самоцелью, а не средством достижения цели.

Вместо того чтобы самостоятельно продумать свой образ, люди предпочитают покупают профессиональный дизайн или "образ жизни", связанный с названием бренда. Использование определенных брендов показывает другим, кто вы есть, и потребители начинают взаимодействовать друг с другом в зависимости от того, какие вещи и какие бренды они покупают.

Есть и другие варианты проявления такого потребления.

Некоторых людей интересует статусный опыт. Вместо того чтобы углублять восприятие и впечатления, например, учиться распознавать пение птиц во время прогулки по парку, они ищут новые, более необычные впечатления, а туристические агентства с радостью их предлагают. Многие такие поездки напоминают утомительные деловые поездки, а не спокойный отпуск. "Тяжело работать, жестко отрываться".

Другие пытаются найти смысл в коллекционировании, то есть форме систематического накопления. Созданы целые отрасли промышленности, которые апеллируют к инстинкту накопления, создавая вещи, нужные только для коллекций, без полезного применения. Эти вещи даже не имеют никакой внутренней или коллекционной ценности, но потребители все равно собирают их и усердно работают, чтобы этим заниматься.

Для многих статус ассоциируется с дорогими вещами, которые, как считается, должны быть у людей с хорошим доходом. Все виды работ, прочно связаны с определенным уровнем расходов. Это означает, что цена сама по себе часто считается дополнительным товаром - товар покупают просто потому, что он дорогой. Это вовлекает человека в спираль "обновления": дорогая рубашка ведет к покупке дорогого костюма; машина должна соответствовать дорогому дому. Увеличение заработной платы позволяет покупать товары, которые раньше казались роскошью. Очередное повышение приводит к очередному обновлению. Вскоре это становится частью обыденной жизни, и люди начинают отождествлять себя с этим. Когда вы отождествляете себя с объектом, вы определяетесь этим объектом, затем управляетесь им и, в конечном счете, принадлежите ему. Если вы отождествляете себя со своим имуществом, то оно владеет вами, и оно будет принимать за вас многие решения. Эта ловушка не только ментальная, но и физическая.

При переезде на новое место наблюдается тенденция быстро заполнять все комнаты мебелью (и телевизорами) - возможно, существует табу на пустующие комнаты? Эти дополнительные помещения, которые используются редко - так называемые медиа-залы, бар в подвале, мастерская, - затем используются как складские помещения и постепенно заполняются вещами, которые людям "нужны", но которые никогда не используются (прим. переводчика, в России - лоджии, балконы, встроенные шкафы, кладовки и гаражи). Фактически, во многих домах эти комнаты, как и пристроенные гаражи, не служат никакой другой цели, кроме хранения неиспользуемых вещей и мебели. Это, конечно, затрудняет переезд в какое-либо помещение меньшего размера. В частности, отвергается сама идея переезда, потому что требует слишком больших усилий. Таким образом, люди привязаны не только к своим вещам, но и к своим домам.

Постоянно накапливающийся хлам вскоре делает любой дом слишком маленьким, независимо от его размера. Начинаются траты на оптимизацию общей площади, включая перепрофилирование гаража и парковку автомобиля на улице. Люди, похоже, не понимают, что стремление принести побольше вещей через парадную дверь - это хроническое заболевание, и что нехватка места - скорее симптом, чем основная проблема. В результате, современные дома строятся большой площади, но плохого качества, в плохих местах, и требуют постоянных расходов.

По иронии судьбы, покупка вещей часто используется как "заслуженная" награда за тяжелую работу: "Почему бы тебе не пойти и не купить себе что-нибудь приятное?" Идея заключается в том, что любая работа - страдание, поэтому, чтобы облегчить боль, заработанные деньги тратятся на какое-нибудь устройство. А чтобы купить новое устройство - нужно еще поработать. В этой спирали мало смысла. Либо работа не настолько плоха, либо есть другая причина для такого поведения.

Одной из причин может быть то, что многим людям приходится работать полный рабочий день. Им нельзя работать меньше, поэтому приходится тратить лишние деньги.

В результате, независимо от того, сколько кто зарабатывает, расходы, как правило, догоняют доходы. Это называется инфляцией образа жизни. Без мудрости, позволяющей определить, когда достаточно, потребление доведено до крайности, и люди по-прежнему работают столько же, сколько и прежде, если не больше, несмотря на удвоение производительности за последние полвека.

В домашних условиях растущее использование технологий, экономящих время, также не приводит к экономии времени. Скорее, это приводит к увеличению объема работы. Например, благодаря стиральной машине одежду теперь стирают чаще, чем раньше, и в результате семьи тратят на стирку столько же времени, сколько и до того, как стиральные машины появились в домах и квартирах. Кажется трагикомичным тот факт, что каждое изобретение, позволяющее сэкономить время, немедленно сводится на нет увеличением активности или изменением поведения. Когда автомобиль стал доступным для широких масс, люди стали жить дальше от работы и от магазинов. По мере увеличения скорости транспорта, пропорционально увеличивалось и расстояние, при этом время в пути не менялось. Однако это привело к созданию автомобильной промышленности и, таким образом, создало рабочие места.

На первый взгляд создание рабочих мест - позитивный момент, но все, чего оно достигло, - это замена ранее простого и не задействованного в экономике вида деятельности, такого как ходьба, целой индустрией строительства автомобилей, автомагистралей и нефтяных вышек для выполнения той же задачи по перемещению с места на место. На автомобиле можно проехать по многим местам, но большинство поездок с таким же успехом можно совершить за час ходьбы пешком, если грамотно выбрать местоположение своего дома. Если нужно преодолеть большее расстояние, есть другие способы.

Многие другие виды деятельности, которые люди раньше выполняли сами, также были превращены в продукты. Люди тратят время на покупку продуктов, а не на обучение и выполнение этой деятельности самостоятельно. Результатом является нисходящая спираль: меньше навыков -> большая потребность в технологиях -> больше работы -> меньше времени для отработки оставшихся навыков -> дальнейшая потеря компетентности. Чем больше вещей, по мнению потребителей, им нужно, тем больше контроля они теряют над своей жизнью и тем в большей степени их жизнь определяется продуктами, которыми они владеют.

Из-за сосредоточенности на технологиях многие навыки были забыты: яйца невозможно сварить без яйцеварки, хлеб невозможно поджарить без тостера, а столешницу невозможно очистить без химических средств красивого цвета. Пройти пять миль пешком сейчас считается тяжелым испытанием, которого следует избегать. Никто с обычным складом ума не станет тратить один час на ходьбу каждый день, если можно доехать на машине. Людей даже не останавливает необходимость потратить 10 полных рабочих недель в году на содержание автомобиля, лишь бы только избежать неудобств, связанных с ежедневной "трудоемкой" прогулкой и свежим воздухом.

Идея такого экономического роста представляется очень замысловатой версией выкапывания ям и их повторного засыпания. Она создает экономический рост в традиционном смысле этого слова, но с таким же успехом его можно создать, разбив и заменив его. При этом игнорируются напрасно потраченные усилия и природные ресурсы. По-хорошему, для того, чтобы показать, насколько хорошо живут люди, а не "экономика", их нужно вычесть из роста.

Погоня за вещами, статусом и счастьем Кандинского
Погоня за вещами, статусом и счастьем Кандинского

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме - ссылка находится здесь.