Найти в Дзене
Упрямый рок

Предводитель «Рубиновой атаки»: Владимиру Рацкевичу — 75

Композитор, мультиинструменталист, продюсер — так определяют Рацкевича средства массовой (и не очень) информации. Это действительно так, и он по праву занимает достойное место в российской музыкальной индустрии. Но я убежден, что в историю Владимир Рацкевич войдет в другом качестве — как основатель и гитарист группы «Рубиновая атака». В семидесятые годы она была культовой. Рок-подполье тогда делилось условно на текстовиков и нотников. Первые вылились позже в явление под названием «русский рок», т. е. бардовскую песню в сопровождении электромузыкальных инструментов. Вторые получили меньшее развитие, но в семидесятые, особенно в первой половине, были весьма востребованы. Они делали упор на музыкальную составляющую и качество исполнения, играли «фирму» (с ударением на последнем слоге), пели преимущественно на английском. Нотниками их называли потому, что процент умеющих читать ноты в этой категории был значительно выше, чем в первой. В Москве наиболее котировались три группы этого направл
Владимир Рацкевич на вечере памяти Чеслава Немена. Клуб «На Брестской», 21 апреля 2004 г.
Владимир Рацкевич на вечере памяти Чеслава Немена. Клуб «На Брестской», 21 апреля 2004 г.

Композитор, мультиинструменталист, продюсер — так определяют Рацкевича средства массовой (и не очень) информации. Это действительно так, и он по праву занимает достойное место в российской музыкальной индустрии.

Но я убежден, что в историю Владимир Рацкевич войдет в другом качестве — как основатель и гитарист группы «Рубиновая атака». В семидесятые годы она была культовой. Рок-подполье тогда делилось условно на текстовиков и нотников. Первые вылились позже в явление под названием «русский рок», т. е. бардовскую песню в сопровождении электромузыкальных инструментов. Вторые получили меньшее развитие, но в семидесятые, особенно в первой половине, были весьма востребованы. Они делали упор на музыкальную составляющую и качество исполнения, играли «фирму» (с ударением на последнем слоге), пели преимущественно на английском. Нотниками их называли потому, что процент умеющих читать ноты в этой категории был значительно выше, чем в первой. В Москве наиболее котировались три группы этого направления, все с характерным неймингом из прилагательного и существительного: «Удачное приобретение», «Второе дыхание» и «Рубиновая атака».

Группа «Рубиновая атака», слева направо: Александр Зайцев, Сергей Шевелев, Владимир Рацкевич. Кадр из фильма «Шесть писем о бите», 1977 г.
Группа «Рубиновая атака», слева направо: Александр Зайцев, Сергей Шевелев, Владимир Рацкевич. Кадр из фильма «Шесть писем о бите», 1977 г.

Группа, руководимая Рацкевичем, ориентировалась на хард-роковые стандарты. Сейчас ее назвали бы кавер-группой, но в этом понятии есть нечто снисходительно-ущербное — мол, не могут свое придумать. А в «Рубиновой атаке» не было ни грамма ущербности, команда уверенно играла фирму, давала шоу, сочиняла собственные вещи. Молодежь рвалась на концерты, вынося двери в прямом смысле слова — как, например, в 1971 году в ДК «Энергетик».

Эта история стала уже былинной. Как вспоминал сегодняшний именинник, в «Энергетике» был объявлен вечер отдыха: первое отделение — ансамбль «Рубиновая атака», второе — встреча с артистами Театра им. Маяковского. Еще за час до начала Раушская набережная плотно заполнилась волосатыми молодыми людьми, страждущими попасть на концерт. Затруднилось движение транспорта, вызвали конную милицию. Началось братание — хиппи кормили лошадей сахаром (у каждого порядочного хиппи есть сахар в его холщовой сумке), милицанерам дарили желтые одуванчики, предлагая спешиваться и вместе идти на концерт. Мощные чугунные ворота, ограждающие вход на территорию «Энергетика», не выдержали напора волосатиков и сорвались с петель (хиппи потом их подняли и аккуратно прислонили к стене), поток хлынул внутрь. Рацкевич отмечал, что зрительный зал в тот день напоминал трамвай в час пик.

А артисты «Маяковки» — Джигарханян, Лазарев и Немоляева — так в ДК и не попали, физически не смогли подойти к зданию. «Интересно, что это за ансамбль, который вызывает больший интерес, чем я», — произнес Армен Борисович, плотно прижатый толпой к бетонной стене. «Рубиновая атака» благополучно отыграла второе отделение под всеобщее ликование.

К сожалению, мне не довелось слышать «Рубиновую атаку» живьем, а записи не сохранились, их нет даже у Рацкевича. Поэтому я полагаюсь на опыт старших товарищей, которые бывали на сейшенах и имели удовольствие лицезреть рок-н-рольное буйство. Их обобщенное мнение таково: «мощь, драйв, феерия». Несомненно, что экзистенциальное значение «Рубиновой атаки» для становления рока в России неизмеримо.

В восьмидесятые годы Рацкевич увлекся электронной музыкой, которую культивирует по сей день. Были заставки для программы «Взгляд», музыка для кино и телевидения, различные совместные проекты. Шестьдесят лет из своих семидесяти пяти Рацкела — так его называют в тусовке — сеет разумное, доброе, вечное. Звук летит, прожектора горят, атака продолжается.

Владимир Рацкевич, 1972 г. Фото из архива В. Рацкевича.
Владимир Рацкевич, 1972 г. Фото из архива В. Рацкевича.