Найти в Дзене
Легкое чтение: рассказы

Неудачный муж

— Ну и на черта тебе такой муж сдался? Зарабатывает в три раза меньше, да еще и половину откладывает. Машину ему, видите ли, поменять хочется. Пусть сначала семью обеспечит, а потом свои хотелки выпячивает. И здесь от него помощи никакой. Всю мужскую работу твоему отцу делать приходится да нам, двум бабам. А у отца здоровье не железное, между прочим.

Оксана вскапывала грядки в теплице и высказывала дочери все, что думала про собственного зятя.

— Мам, вообще-то у нас с Игорем дочь, твоя единственная внучка. И пока я сидела с ней, он нас обеспечивал.

Настя сажала салат и базилик за мамой по следам, так что от проповеди было никуда не деться.

— Ха, тоже мне ― обеспечивал! Я тебя умоляю. Вспомни, как вы жили. С хлеба на воду перебивались. Да если бы не мы с отцом, вы бы ноги от голода протянули.

— Не преувеличивай. Нормально мы жили. Не хуже многих. Просто сейчас грянул кризис, и таких, как Игорь, попросили с работы.

— Правильно. Кто нахлебников держать будет? Рекламой он занимается. Да их пруд пруди, бездельников. Надо было слесарем идти или сварщиком. Вот кто сейчас деньги зашибает.

— Мам, ну какой сварщик со зрением минус шесть? Он пытается найти себе что-нибудь по профилю, но пока не получается, вот и устроился, куда смог.

— Ладно, — Оксана вытерла пот со лба. — Хватит о нем, слишком много чести. Давай заканчивай, и пойдем обедать и отдыхать.

* * *

Игорь ей не понравился сразу, как только Настя привела его знакомиться. Долговязый, подслеповатый, он беспомощно улыбался и все больше молчал, а на вопросы за него отвечала дочь.

«Да что он за мужик такой? — подумала тогда Оксана. — Где ему семью содержать, быть надежной опорой, если он всего стесняется?»

Но выяснилось, что дочь уже беременна, и расстраивать ее нельзя, поэтому пришлось временно смириться. Но сейчас-то, когда Маше уже пять, что за него держаться? Нет, Оксана не спорила: пока Настя была в декрете, а потом в отпуске по уходу за ребёнком, Игорь работал на двух работах, чтобы обеспечить семью. Но потом-то!..

Ее дочь, ветеринар по образованию, сидела дома с ребенком и одновременно смогла закончить курсы грумеров. И, когда Машка пошла в детский сад, Настя вышла на работу.

В свое время Оксана была против и ветеринарного института, и стрижки животных. Но, увидев, какие деньги за это готовы платить, и сколько дочь стала зарабатывать, решила, что, вопреки ее прогнозам, все сложилось у Насти неплохо.

Вот только когда Игорь понял, что Настя начала нормально зарабатывать, то сразу ушел со второй работы и уселся Насте на шею. Это больше всего и раздражало Оксану.

Зачем теперь тащить балласт в виде мужа-бездельника? Дочь у нее красивая, молодая, еще найдет свое счастье. А он пусть идет своей дорогой.

* * *

— А что, зятек, ты не собираешься работу менять? — поинтересовалась Оксана, когда Игорь приехал к семье на дачу.

— Нет, Оксана Владимировна, меня на моей все устраивает.

Он привык к нападкам и старался не реагировать на ехидный тон.

— Даже зарплата? — спросила Оксана, хитро прищурившись

— Зарплата пока небольшая ― ну так и опыта у меня в этой сфере нет. Зато, когда я куплю машину, мне ребята из нее конфетку сделают бесплатно, просто по дружбе.

Игорь работал мастером-приемщиком в автосервисе. Ему всегда нравились машины, но из-за плохого зрения он еще в юношестве распрощался с мечтой быть профессиональным водителем или автомехаником. Теперь же, когда Настя зарабатывала неплохо, а рекламный отдел, в котором он работал, сократили, Игорь решил сменить сферу деятельности и рискнуть. А вдруг получится устроиться поближе к автомобилям?

— То есть себе конфетку, а жене с дочкой фиг с маслом, да? — с издевкой приподняла брови Оксана.

— Почему это? Они вон на две недели съездили в круиз по Волге, а я второй год без отдыха работаю.

— Ну, допустим, съездили, да только на наши деньги и на отпускные твоей жены. Ты-то тут при чем?

Игорь не выдержал:

— При том, что я муж вашей дочери и отец вашей внучки. И я тоже участвовал деньгами в их поездке, понятно?

Со стуком поставил кружку на стол и вышел из дома, хлопнув дверью.

* * *

Когда Настя сказала матери, что они с мужем подали на развод, Оксана даже обрадовалась.

— Ну наконец-то! Хоть одного верного шага я от тебя дождалась! Вот и отлично! Зато теперь мы сможем тебе найти настоящего мужика.

— Мам, не надо мне никого, я и одна прекрасно справляюсь.

Настя была не готова рассказывать, что Игорь не выдержал именно Оксаниного отношения к себе. Однажды, вернувшись домой после ужина, где Оксана всю дорогу поливала его грязью, Игорь просто и тихо предложил Насте развестись. Сказал: «Я вас с Машкой не брошу, обещаю. Но так жить больше не могу. Понимаю, что она твоя мать, но я тоже человек и заслуживаю хотя бы элементарного уважения».

Настя расплакалась, два дня с мужем не разговаривала, а потом они вместе с Игорем пошли в ЗАГС.

— Что значит «не надо»? — возмутилась мать. — Это хорошо, что мы с отцом живы и здоровы. А случись с нами что? Ты останешься одна с Машей на руках? Нет, конечно же, тебе нужна надежная опора в жизни. И мой материнский долг сделать тебя счастливой. Вон, посмотри хотя бы на Михаила с двадцать второго участка. Красивый, спортивный. Бизнесмен, между прочим. И пахнет от него приятно. Следит за собой, сразу видно.

— Мам, ты чего? Миша ведь женат. И потом, они с Игорем хорошие приятели.

— Ой, я тебя умоляю! Что такое «приятели»? Стоит тебе одеться и накраситься, и любая мужская дружба пойдет прахом. Тем более, что ты скоро станешь свободной женщиной.

— А как же Алена? — возмутилась Настя. — Ты что, хочешь разрушить чужую семью?

— Ради счастья собственной дочери я могу разрушить Великую Китайскую стену, а не только чью-то там семью. Жена ― не стена, можно и подвинуть! И потом, ты видела эту клушу? Ходит медленно, разговаривает тихо, детей ему не родила. А еще говорят, — Оксана понизила голос до шепота, — что она его старше на семь лет, представляешь? Значит, ей рожать уже поздно. А он-то парень хоть куда. И свои дети у вас появятся. Ох, думаю, и красавчики же они будут!

Настя разозлилась.

— Ты и так за нас с Игорем все решила, а теперь и за Мишину семью тоже? А меня спросить не пробовала? Может, Миша мне не нравится?

— Ладно! Я видела, кто тебе нравится. Бездельник и лоботряс Игорь. Ты мне потом еще спасибо скажешь!

Оксана с победным видом посмотрела на дочь и вышла во двор.

* * *

— Миш, там на сайт запрос поступил ― просчитать отделку. Можешь посмотреть? Я тебе сейчас ссылку перешлю.

Алена сидела за компьютером и вносила изменения в сайт компании, владельцем которой считался ее муж.

Когда они с Мишей познакомились, он только что распустил фирму по продаже камер видеонаблюдения и метался из стороны в сторону, не зная, на какой сфере остановиться, чтобы не разориться в конец.

Алена работала в интернет-магазине, торгующем строительными и отделочными материалами. Когда она поняла, что у Миши руки, что называется, растут из правильного места, то предложила ему подработать отделочником, в которых был острый дефицит.

После третьего объекта Миша уже сколотил бригаду. А через год Алена предложила ему создать свою фирму. Миша опасался бюрократии, связанной с регистрацией новой фирмы, ее бухгалтерии и прочего. Предыдущая компания у него была на упрощенной схеме, а здесь надо было впрягаться по полной. Алена все взяла на себя. Проштудировала интернет, нашла сведущих знакомых, и дело завертелось. Алена занималась основным инструментом рекламы и продажи — сайтом, а Миша организовывал поставки и предоставлял рабочих.

— Аленушка, но они на другом конце области. Да еще и просят работы проводить в конце лета. А вдруг откажутся? Куда мне потом все материалы девать? Мы и так еле-еле в плюс выходим.

— Миш, если мы от всех заказов будем отказываться по таким причинам, то скоро у нас клиентов не останется.

Кроме работы у мужа, Алена по-прежнему занималась сайтом интернет-магазина, где работала, когда они познакомились. Причем делала его полностью, от каталога продукции до рассылок и баннеров. Получала неплохие деньги. Впрочем, Миша все равно приносил в семью приличную долю доходов. Зато Алена была тем самым двигателем, который заставлял мужа двигаться вперед.

Отправить Мишу учиться? Алена находила нужные слова, чтобы убедить, что это необходимо. Купить хорошую рабочую машину? Конечно, без нее ― как без рук, и Алена стала поручителем по кредиту. Хорошо, что дача досталась от бабушки. У Миши были большие планы по переделке старенького дома, и он, пусть и не быстро, но воплощал их в жизнь, советуясь с женой и пользуясь не только собственным заработком, но и ее финансовыми возможностями. Но для всех в дачном товариществе Миша был обаятельным, преуспевающим молодым человеком, а Алена — так, просто его незаметной женой.

* * *

— Михаил, вы не могли бы зайти к нам? У нас с мужем есть вопросы по отделке. Мы хотим маленький дом переделать, чтобы Настя с Машей в нем жили. А вы профессионал с большой буквы, вот я и подумала: может, что дельное подскажете.

Оксана встретила соседа в магазине и тут же взяла быка за рога.

— Внутренняя отделка или внешняя?

— Внешняя.

— Ну, пусть Игорь с Настей к нам зайдут, я им каталоги покажу, и Алена ссылку на сайт даст. Они выберут, что им по душе.

— Ну уж нет. Во-первых, дача наша с мужем, и поэтому решать буду я, а во-вторых, Настя теперь одна, они с Игорем развелись. Для меня все эти ссылки ― как китайская грамота. Вы приходите и приносите каталоги с собой, мы обсудим.

* * *

— Аленушка, а ты слышала, что Настя с мужем развелась? — удивленно спросил Миша, когда вернулся из магазина.

— Ну, я была в курсе, что у него какие-то нелады с тещей, но вот что прямо до развода дойдет…

— Удивительно, а мне он ни слова, ни полслова не сказал. Надо будет ему позвонить. Оксана меня позвала, хочет в маленьком доме внешнюю отделку поменять. Пойдешь со мной? Послушаешь, а потом нарисуешь несколько вариантов, чтобы я «сломанным телефоном» не работал. А я по твоим макетам сметы посчитаю.

* * *

— Ты представляешь, она за ним хвостиком бегает. Даже сюда увязалась. Вообще не отпускает. Ну ничего, я своего добьюсь! Он для Насти подходящая партия. Жаль, что у дочери характер не тот, чтобы его добиваться, но тут я помогу. Ты бы его видела! Высокий, спортивный, деньги хорошие зарабатывает. Машину вот недавно новую купил. Так что моя Настька за ним как за каменной стеной будет.

Алена стояла около глухого забора, который разделял их и соседний участок, и слушала, как Оксана по телефону рассказывает подруге об их с Мишей визите. Тихонько включила диктофон и поднесла смартфон поближе к забору.

— А ты знаешь, зачем нас Оксана приглашала? — спросила Алена у мужа, вернувшись в дом.

— Как зачем? Обсудить проект отделки.

— А вот и нет, — улыбнулась Алена. — Послушай это.

И включила запись подслушанного разговора.

— Вот оно что!

Миша сначала посмеялся, потом нахмурился, обнял жену ― не любил, когда ее даже мельком задевали ― и вытащил уже свой телефон, набрал номер…

— Гарик, привет. Есть повод встретиться…

* * *

Настя объявила матери, что она не собирается принимать участие в сводничестве и уезжает с дочерью в город, а потом на две недели на море.

— Пока в квартире побудем, а после отдыха приедем вас проведать. Мне этот ремонт совсем не нужен, но ты опять все решила сама.

— Езжай-езжай. Как раз отдохнешь, подумаешь о жизни и, когда вернешься, Миша уже будет тебя ждать.

Пока работала бригада, Михаил каждый день наведывался к соседке проверить ход работ. Оксана потчевала его разносолами собственного приготовления, рассказывала, как отдыхает дочь с внучкой, показывала фотографии, которые присылала Настя в мессенджере.

— Вот они приедут, и ты, Миша, приходи. Отпразднуем новоселье.

— А я-то тут при чем?

— Ну как же! У моих девчонок теперь есть красивый дом. Настя лично хотела тебя поблагодарить, сама мне по телефону сказала. Ну так как, придешь?

— Пока не знаю, — пожал он плечами. — Сейчас лето, работы много. Могу быть на другом объекте.

— Ты уж постарайся, — улыбнулась ему Оксана, как она сама думала, обворожительно. Мише же ее улыбка показалась плотоядной.

* * *

Когда к ограде подъехала большая темно-синяя машина, Оксана вышла посмотреть, кто это остановился у ее участка. Из автомобиля выскочила загорелая Машка и побежала к ней.

— Бабушка, привет! Мы приехали! Знаешь, сколько сахарной ваты я съела на море? А еще мы с мамой ракушки собирали, я тебе их целый мешок привезла!

— Ой, как хорошо! Я так соскучилась по тебе, — подхватила Оксана внучку.

Настя, широко улыбаясь, тоже подошла к матери. Они обнялись, потом дочь сказала:

— А у нас гость, — и помахала водителю рукой. — Ты же хотела, чтобы я подумала о втором замужестве? Я подумала.

Дверь открылась, и из машины появился…

— Игорь?! Ты что, теперь в такси работаешь?

— Нет, мама, — как всегда ответила вместо него Настя, — это та самая машина, на которую он копил. Кстати, его повысили, и Игорь теперь начальник смены автосервиса. А что касается нашего развода, то я снова беременна, и мы подали заявление. Так что ты зря присматривала мне другого.

Мать опешила.

— Как снова беременна? От кого?

— Разумеется, от меня, — сказал Игорь и приобнял Настю. — У нас был отличный отпуск на море, правда, дорогая?

— А как же Миша? — растерянно смотрела Оксана на дочь, все еще не веря происходящему.

— А Миша, как мой друг, будет присутствовать на нашей регистрации, конечно же, вместе с Аленой, — улыбнулся Игорь теще, взял у нее из рук дочь и пошел в дом.

― И мам, ― добавила Настя, ― мы должны с тобой очень серьезно поговорить про твою манеру общения с Игорем и со мной. Мы с ним все обсудили, пока были в отпуске. Короткий вывод по итогам наших обсуждений…

Игорь подхватил и закончил неожиданно четко:

― Как только вы позволяете себе любое оскорбление ― меня, Насти, Маши, будущего ребенка, любых выборов внутри нашей семьи ― мы собираемся и уходим. Это не обсуждается.

И глаза его блеснули неожиданно жестко.

Огорошенная новостью, Оксана на мгновение замерла, потом обреченно махнула рукой и пошла за ними.

Автор: Лариса Черная

Фальшивое солнце

То лето выдалось жарким и сухим. Дождей не было вот уже третью неделю, и вся листва в городе пожухла, покрылась пылью. Где-то на западе каждый вечер клубились тучи, делая воздух тяжелым и влажным, как в парной. Там, далеко, сверкали молнии и проливался ливень на чьи-то счастливые головы. Мрачные, наполненные водой, тучи, как стадо огромных коров, разгуливали сами по себе и не хотели идти в город со своего приволья — так и уплывали дальше, в суровые карельские края, не оставляя людям никакой надежды.

***

Ленка чуть не плакала, глядя вслед ленивым предательницам.

— Ну что вы там забыли! Там и без вас слякоти хватает! — и обессилено падала на скамейку, с трудом переводя дух.

Она чувствовала себя абсолютно несчастной! Все плохо! Дождя нет, жара такая, муж — дурак, мама вечно на работе, а Ирку отправили отдыхать в лагерь. И что теперь? Умирать ей тут одной?

Да еще этот живот, коленок не видно! Ноги отекли, а лицо раздулось так, что глаза превратились в две щелки как у китайца. Лене было стыдно за свой вид: и куда подевалась тоненькая девочка с распахнутыми ланьими очами — по городу переваливалась огромная, толстая, беременная бочка!

Врачиха предупреждала: много пить категорически запрещено! Но Лена разве кого слушала? Ей постоянно, до дрожи хотелось томатного сока. Наверное, так алкоголики не хватали стакан с пойлом, как она — стакан с красной, прохладной жидкостью. Сок, соленый, пряный, с легкой остринкой, тек по горлу, оставляя после себя восхитительное послевкусие. Постояв с минуту около лотка, она опять просила продавца повторить. Баба в белой косынке, кокетливо повязанной, недовольно зыркала на Елену, кидала мелочь в жестяную коробку и открывала краник конусообразной емкости, наполовину заполненной соком, и через несколько секунд стакан снова оказывался в Ленкиных цепких ручках.

Здесь, в парке, она проводила все последнее время: поближе к воде, к деревьям, дающим хоть какую-то тень. Ленка бродила по дорожкам, усыпанным сосновой хвоей, слушала визги ребятни, катающейся на аттракционах, охи и ахи мамаш и бабулек, волновавшихся за своих дитять, видела, как парочки катаются на лодках и катамаранах и… ненавидела весь белый свет. Потому что ему, всему белому свету, было хорошо и весело, в отличие от несчастной Ленки Комаровой, жительницы маленького городка, любимой дочери, молодой жены, и будущей матери нового советского человека. Этот новенький пинал родительницу маленькими ножонками, не давал спать в любимой позе и заставлял свою юную маму с отвращением отворачиваться от всего, что она раньше так любила. Зачем ей это все, господи? За каким бесом она вышла замуж за дурака Витальку? И к чему ей, собственно, этот ребенок?

Наручные часики, свадебный подарок матери, показывали четыре. Пора ползти на автобус — к пяти явится Виталик и будет просить ужин. А ей не хотелось стоять у плиты и вдыхать эти отвратительные запахи супа с килькой и жареной картошки. Лена хотела спать. Спать долго и не просыпаться никогда. Но ведь нет: на кухню обязательно притащится соседка, бабка Паня, и начнет свою песню:

— Ленушка, доченька, у тебя живот огурчиком — парня Виташе родишь. Уж так и знай, у меня глаз наметанный!

Виталик будет смотреть на Ленку счастливыми глазами, еще и начудит: брякнет ложкой и бросится целовать жену. Бе-е-е! Целоваться совсем не хотелось, потому что от усов мужа сильно пахло табаком!

Она думала, что он — сильный. А он влюбился и сделался круглым дураком. Бегает следом и в глаза заглядывает, как пес цепной. Лена не любила слабаков.

***

С Виталиком она познакомилась год назад. Нечаянно, на танцах. В клуб Лену затащили подруги. Вышло так случайно. Лена совсем не собиралась на танцульки, она ждала парня из армии.

-2

Долго ждала. Осталось столько же. Конечно, было скучно и грустно. Но ведь слово дала… Сашка возил Ленку в Устюжну, где жила его мать — знакомиться.

Красивый старинный город, с его тихими улочками и купеческими домами, с многочисленными церквушками покорил Лену с первого взгляда. Она уже представляла, как уедет с мужем сюда, в Вологодчину, тихий русский северный край. На площади, заполненной народом: зареванными мамашами и девчонками, пьяненькими батями и дядьями, они стояли перед автобусом и держались за руки. Саша достал из кармана малюсенький футляр, щелкнул замочком и достал тоненькое золотое колечко. Венчал его маленький топаз.

Саша надел кольцо на пальчик Елены.

— Вот. Окольцевал. Жди и не рыпайся. . .

. . . ДОЧИТАТЬ>>