Борисова Ольга Михайловна, педагог психолог ОЧУ МГ «Сколково» с более чем двадцатилетним опытом работы, сертифицированный преподаватель хатха-йоги, преподаватель йоги для детей, делится своим мнением и отвечает на вопросы о необходимости, вреде и пользе занятий спортом и танцами в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Заканчивается учебный год и многие родители уже строят планы на будущий: чем занять ребенка, в какой кружок или секцию его записать. Стоит ли сейчас этим заниматься или еще рано, может ли за лето многое измениться?
- Вот именно! Родителей волнует вопрос ЧЕМ занять ребенка, а я задам встречный вопрос:а НАДО ли его занимать? В психологических и педагогических книгах, на сайтах и на родительских форумах много говорят про личность ребенка. А в реальности забывают про его субъектность и инициативность. У нас в детских садах, школах, секциях, кружках ОБУЧАЮТ (чему-то), ДАЮТ (например, знания), ЗАНИМАЮТ (чем-то). При этом теряется важность собственной позиции ребенка.
По этому поводу у меня есть яркий пример. Возвращаюсь из детского сада и слышу разговор девочки лет пяти и мамы. Девочка спрашивает маму: «Мама, а мне сегодня куда?» Мама отвечает: «Я что ли должна помнить твое расписание?» Она открывает что-то в телефоне и говорит: «Так у нас сегодня вторник, у тебя гимнастика». «Мам, а может плавание?» – «Нет, оно по средам и пятницам». – «Мама, а когда я просто смогу погулять?» – «Ты что издеваешься, я в воскресенье записала тебя на мастер класс по вокалу!»
В крупных городах появилась новая тенденция записывать ребенка в спортивную секцию или студию танцев как можно раньше, лет с трёх. Принесет ли это пользу? Делая ребенка ловким, выносливым, гибким, скоординированным, задумываемся ли мы, как они будут воздействовать на него? Придется ли ребенку проходить через боль и слезы? Вы, как родитель, хотите, чтобы ребенка ДЕЛАЛИ ловким и владеющим своим телом или ПОМОГАЛИ ему таким? Ведь это разные подходы. На мой взгляд, во многих местах именно делают, а не помогают, не учитывая физические и возрастные особенности детей.
На одном из семинаров для преподавателей йоги для детей женщина, занимающаяся танцами с детьми, говорила с серьезным видом, что вынуждена растягивать детей, несмотря на то, что им больно, потому что родители хотят видеть результат.
-Наступит ли время, когда у ребенка появится желание заниматься конкретной физической активностью, спортом, танцами, акробатикой? Может ли такая инициатива появится сама по себе?
-Конечно! Но не все так просто. Важно, чтобы такое желание и сами занятия не были предметом манипуляции.
В моей практике психолога часто сталкиваюсь с тем, что занятие спортом/танцами становится инструментом манипуляции ребенком: получишь тройку в четверти – конец футболу, танцам (продолжите дальше сами).
-А что делать, если ребенок «тихоня»? Ведешь его гулять – гуляет, скажешь ему поиграть дома – поиграет? Надо его как то расшевелить?
- Физическая активность полезна большинству людей, если они здоровы и не ограничены в движениях. А потому пример родителя для такого ребенка будет первым шагом. Вместе можно сходить на каток, покататься на лыжах, поиграть во дворе в футбол, волейбол. Ребенку не так страшно осваивать уже знакомое.
-А если ребенок менее подвижен и более крупной комплекции, как в этом случаебыть родителям?
-Первое – это помнить, что ребенок быстро меняется и на его изменения влияют образ жизни, питание и ценности окружающих.
Второе – физическая активность в этом случае очень даже нужна, но какая и в какой степени, вы узнаете после консультации с детским врачом. Исключите из жизни ребенка такие обращения к нему, как «пирожочек», «булочка», «поросеночек» и т.п., даже любя. Говорите про процесс обмена веществ и про то, что в организме все взаимосвязано. Обратите внимание на йогу для детей. На этих занятиях дети начинают лучше чувствовать свое тело и управлять им, что сильно будет способствовать стремлению к оптимальной форме.
-Сейчас пользуются большой популярностью игровые виды спорта. Когда ими лучше начинать заниматься с точки зрения психолога?
-В дошкольном возрасте любая физическая активность начинается с игры. Именно в подвижных играх развивается координация движений, умение вырабатывать и придерживаться правил, которые уже негласно содержатся в формате игры. Начните с простых подвижных игр: догонялок, пряток, «ноги выше от земли» и т.п. А потом можно перейти и к играм с предметами: со скакалкой, мячом, резиночкой. Организуйте с друзьями семейные эстафеты.
Следующий этап – посещение футбольного, хоккейного, баскетбольного, волейбольного матчей. И не важно, девочка у вас или мальчик: переживание за команду, слежение за игрой и важными моментами, насмотренность на технику игроков, – все попадет в копилку опыта и социализацию ребенка. Посещение спортивных соревнований, возможно, малышу - дошкольнику будет менее интересно, чем матчи, но школьник точно проникнется атмосферой и красотой спорта. Получив свой опыт в подвижных играх и посещении спортивных соревнований, ребенок уже начнет отдавать предпочтение игровым видам спорта или индивидуальным.
-То есть вот он – момент проявления инициативы – наступил?
-Да, и тут важно не сразу бежать в секцию. Готов ли ребенок к соблюдению правил, к труду и самоорганизации? А ведь это важные навыки для занятий спортом и танцами.
-А можно ли родителям немного подтолкнуть ребенка в спорт? Например, часто вижу историю «давай попробуем», когда родители уговаривают ребенка и записывают в разные секции.
-Иногда – да, может сработать. Но если ребенок чувствует, что его куда-то ТЯНУТ, то у родителей ничего не получится, зря потратят деньги и время. Некоторые дети проявляют характер и отказываются, некоторым отказать родителям сложно. Вот потом появляются люди, для которых физическая активность – обуза, ею приходиться заниматься, потому что часы об этом напоминают, лишний вес, здоровье (перечислите дальше сами).
-Давайте подведем итог нашей беседы. Итак, с психологической точки зрения, что важно иметь в виду родителям о ребенке и его физической активности?
-Существует много разных видов физической активности. Для каждого ребенка можно подобрать оптимальный в соответствии с его интересом, возрастом, особенностями здоровья и нервной системы.
Перечислю, что на взгляд психолога важно в физической активности ребенка:
- желание ребенка двигаться и играть (если планируете отдавать в игровые виды спорта);
(Родители, задайте себе вопрос: есть ли у ребенка навыки социального взаимодействия, чтобы заниматься игровыми видами спорта?)
- понимание сути игры, действия;
- готовность заниматься даже без организационной помощи родителей, даже если самому ребенку трудно;
(Родители, задайте себе вопрос: ваш ребенок доделывает дело до конца? Убирает ли за собой посуду, кровать, одежду? Есть ли у него какое-нибудь домашнее дело?)
- умение соблюдать правила;
(Родители, задайте себе вопрос: в детском саду, школе ребенок соблюдает правила?
- желание ребенка двигаться;
(Родители, задайте себе вопрос: для кого занимается ребенок? Для вас или для себя?)
С точки зрения детского психолога, спортивная секция, студия танцев/ йоги должны ПОМОГАТЬ в развитии, но не исправлять ребенка и не заставлять его что-то делать. Занимается и развивается сам РЕБЕНОК для СЕБЯ, ради интереса, ради получения для себя от других внимания, любви, поддержки.