Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Ты Окей - Я Окей

Ты О’кей — я О’кей

Книга, к которой я снова и снова возвращаюсь, когда речь заходит об отношениях

В последнее время я всё чаще вспоминаю одну книгу. Не новую. Не модную. Но очень точную. Это — «Ты О’кей — я О’кей» Томаса Харриса. Я снова мысленно достаю её с полки всякий раз, когда в работе (а иногда и в жизни) поднимается тема отношений. И не только романтических.

Речь может идти о:

– детско-родительских,

– дружеских,

– рабочих,

– терапевтических,

– внутри команды,

– и даже — внутри самого человека, когда он спорит с собой.

Эта книга всплывает в разговорах с клиентами, когда звучат фразы вроде:

«Я будто всё время виноват(а)»

– «Он/она никогда не бывает доволен мной»

– «Кажется, что я — хуже»

– «Я стараюсь не злить, подстраиваюсь, избегаю конфликта»

– «Всё на мне, я не могу расслабиться»

– «Я не знаю, что со мной, но я чувствую себя как-то не так»

Это те моменты, когда человек теряет равновесие между собой и другим.

Контакт не приносит опоры. Внутри — напряжение, попытка заслужить близость или, наоборот, жёсткая защита от неё.

«Ты О’кей — я О’кей» — это книга о транзактном анализе (ТА), подходе, объясняющем, как устроено наше взаимодействие с миром и друг с другом.

Автор говорит о том, что внутри каждого человека есть три части:

Родитель — носитель правил, оценок и запретов;

Ребёнок — источник уязвимости, чувств, импульсивности, а также творчества;

Взрослый — рациональный, наблюдающий, способный принимать решения.

Мы постоянно переключаемся между этими ролями, чаще — неосознанно.

Ребёнок может страдать, Родитель — осуждать, а Взрослый — молчать, если его не включить специально.

Жизненные позиции

Каждый человек живёт с определённой внутренней установкой — по отношению к себе и другим.

Эта установка работает как внутренний фон:

«Я в порядке или нет? А другой человек — в порядке?»

Из этих двух простых вопросов рождаются четыре жизненные позиции:

  1. «Я не О’кей — Ты О’кей»
  • Я хуже. Я виноват. Ты важнее.
  • Подстраивание, тревога, избегание конфликта.
  • «Я О’кей — Ты не О’кей»
  • Я прав. Ты ошибаешься. Я справлюсь сам.
  • Контроль, обесценивание, дистанция.
  • «Я не О’кей — Ты не О’кей»
  • Никто не заслуживает доверия.
  • Ощущение бессмысленности, отчуждение.
  • «Я О’кей — Ты О’кей»
  • Мы оба в порядке. Даже если разные.
  • Возможна близость, диалог, взаимное уважение.

Эти позиции — не приговор, и не черта характера.

Мы можем переходить от одной к другой, но у каждого человека есть привычная, автоматическая позиция, особенно в ситуациях стресса или конфликта.

Книга помогает:

- давать имена своим состояниям. Не «я странная», а: «во мне сейчас говорит Ребёнок».

- заметить автоматические сценарии — где мы снова и снова реагируем одинаково.

- выйти из замкнутого круга: «я жду, что ты изменишься», а сам повторяю то же поведение.

- увидеть другого как отдельного и равного, даже если мы не во всём совпадаем.

Иногда всё начинается с малого — с наблюдения:

– Кто сейчас во мне говорит: Родитель, Ребёнок или Взрослый?

– Чувствую ли я себя в порядке? А другого вижу, как достойного?

– Что бы сказал мой Здоровый взрослый в этой ситуации?

– Могу ли я сказать это так, чтобы сохранить и границу, и уважение?

Если появляются честные ответы — контакт становится другим. Даже без техник. Просто потому, что внутри появляется ясность.

В терапии книга хорошо сочетается с:

  • схема-терапией — установки «я не в порядке» соотносятся с Уязвимым ребёнком, Критиком, Капитулянтом и др.;
  • когнитивной терапией — позволяет отслеживать автоматические мысли и менять их на более зрелые;
  • работой с границами, идентичностью и самоуважением.

Я часто предлагаю её не как «домашнее задание», а как возможность услышать себя — простым, понятным языком.

Кто-то находит в ней нужные слова. Кто-то — узнаёт себя. Кто-то — чувствует поддержку и возможность двигаться иначе.

И напоследок

Иногда всё, что нужно — не менять себя, а просто заметить, как ты устроен(а).

И тогда появляется возможность сказать себе и другому:

«Я не идеален. Но я — в порядке. И ты — тоже.»

P.S.

Весь важный материал и упражнения я подготовила в виде карточек, которые удобно:

– использовать в терапии или самопомощи,

– давать клиентам как наглядные напоминания,

– распечатать или сохранить на телефон,

– возвращаться к ним, когда нужно навести порядок внутри — и понять, кто сейчас говорит: Родитель, Ребёнок или Взрослый.

Также есть несколько лёгких, но ёмких упражнений — тоже в карточках.

Они помогают не только осознать, но и практически применить идеи книги — мягко, шаг за шагом.

Автор: Евгения Завадская
Врач-психотерапевт, КПТ СхемаТерапевт Групповая

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru