Ты О’кей — я О’кей
Книга, к которой я снова и снова возвращаюсь, когда речь заходит об отношениях
В последнее время я всё чаще вспоминаю одну книгу. Не новую. Не модную. Но очень точную. Это — «Ты О’кей — я О’кей» Томаса Харриса. Я снова мысленно достаю её с полки всякий раз, когда в работе (а иногда и в жизни) поднимается тема отношений. И не только романтических.
Речь может идти о:
– детско-родительских,
– дружеских,
– рабочих,
– терапевтических,
– внутри команды,
– и даже — внутри самого человека, когда он спорит с собой.
Эта книга всплывает в разговорах с клиентами, когда звучат фразы вроде:
– «Я будто всё время виноват(а)»
– «Он/она никогда не бывает доволен мной»
– «Кажется, что я — хуже»
– «Я стараюсь не злить, подстраиваюсь, избегаю конфликта»
– «Всё на мне, я не могу расслабиться»
– «Я не знаю, что со мной, но я чувствую себя как-то не так»
Это те моменты, когда человек теряет равновесие между собой и другим.
Контакт не приносит опоры. Внутри — напряжение, попытка заслужить близость или, наоборот, жёсткая защита от неё.
«Ты О’кей — я О’кей» — это книга о транзактном анализе (ТА), подходе, объясняющем, как устроено наше взаимодействие с миром и друг с другом.
Автор говорит о том, что внутри каждого человека есть три части:
Родитель — носитель правил, оценок и запретов;
Ребёнок — источник уязвимости, чувств, импульсивности, а также творчества;
Взрослый — рациональный, наблюдающий, способный принимать решения.
Мы постоянно переключаемся между этими ролями, чаще — неосознанно.
Ребёнок может страдать, Родитель — осуждать, а Взрослый — молчать, если его не включить специально.
Жизненные позиции
Каждый человек живёт с определённой внутренней установкой — по отношению к себе и другим.
Эта установка работает как внутренний фон:
«Я в порядке или нет? А другой человек — в порядке?»
Из этих двух простых вопросов рождаются четыре жизненные позиции:
- «Я не О’кей — Ты О’кей»
- Я хуже. Я виноват. Ты важнее.
- Подстраивание, тревога, избегание конфликта.
- «Я О’кей — Ты не О’кей»
- Я прав. Ты ошибаешься. Я справлюсь сам.
- Контроль, обесценивание, дистанция.
- «Я не О’кей — Ты не О’кей»
- Никто не заслуживает доверия.
- Ощущение бессмысленности, отчуждение.
- «Я О’кей — Ты О’кей»
- Мы оба в порядке. Даже если разные.
- Возможна близость, диалог, взаимное уважение.
Эти позиции — не приговор, и не черта характера.
Мы можем переходить от одной к другой, но у каждого человека есть привычная, автоматическая позиция, особенно в ситуациях стресса или конфликта.
Книга помогает:
- давать имена своим состояниям. Не «я странная», а: «во мне сейчас говорит Ребёнок».
- заметить автоматические сценарии — где мы снова и снова реагируем одинаково.
- выйти из замкнутого круга: «я жду, что ты изменишься», а сам повторяю то же поведение.
- увидеть другого как отдельного и равного, даже если мы не во всём совпадаем.
Иногда всё начинается с малого — с наблюдения:
– Кто сейчас во мне говорит: Родитель, Ребёнок или Взрослый?
– Чувствую ли я себя в порядке? А другого вижу, как достойного?
– Что бы сказал мой Здоровый взрослый в этой ситуации?
– Могу ли я сказать это так, чтобы сохранить и границу, и уважение?
Если появляются честные ответы — контакт становится другим. Даже без техник. Просто потому, что внутри появляется ясность.
В терапии книга хорошо сочетается с:
- схема-терапией — установки «я не в порядке» соотносятся с Уязвимым ребёнком, Критиком, Капитулянтом и др.;
- когнитивной терапией — позволяет отслеживать автоматические мысли и менять их на более зрелые;
- работой с границами, идентичностью и самоуважением.
Я часто предлагаю её не как «домашнее задание», а как возможность услышать себя — простым, понятным языком.
Кто-то находит в ней нужные слова. Кто-то — узнаёт себя. Кто-то — чувствует поддержку и возможность двигаться иначе.
И напоследок
Иногда всё, что нужно — не менять себя, а просто заметить, как ты устроен(а).
И тогда появляется возможность сказать себе и другому:
«Я не идеален. Но я — в порядке. И ты — тоже.»
P.S.
Весь важный материал и упражнения я подготовила в виде карточек, которые удобно:
– использовать в терапии или самопомощи,
– давать клиентам как наглядные напоминания,
– распечатать или сохранить на телефон,
– возвращаться к ним, когда нужно навести порядок внутри — и понять, кто сейчас говорит: Родитель, Ребёнок или Взрослый.
Также есть несколько лёгких, но ёмких упражнений — тоже в карточках.
Они помогают не только осознать, но и практически применить идеи книги — мягко, шаг за шагом.
Автор: Евгения Завадская
Врач-психотерапевт, КПТ СхемаТерапевт Групповая
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru