Когда заходит речь о величайших достижениях в Формуле-1, разговор почти всегда уводит нас в сторону безоговорочного доминирования.
Ну а как иначе? Сложно не восхищаться сезоном Михаэля Шумахера в 2002 году, где он умудрился не сойти с подиума ни разу, или недавним парадом триумфов Макса Ферстаппена в 2023-м.
Эти парни действительно не оставили соперникам ни шанса. Но если бы меня попросили назвать самое впечатляющее личное выступление в истории — я бы выбрал совсем не очевидного героя. И уж точно не фаворита букмекеров.
Я говорю о сезоне 1986 года и втором титуле Алена Проста в составе McLaren.
Многие, конечно, сразу вспоминают не Проста, а то, как у Найджела Мэнселла на последнем этапе лопнула шина, когда чемпионский кубок уже светился в его зеркалах заднего вида. Удачливый француз, оказавшийся в нужном месте в нужное время — разве не так?
Но Формула-1 — это не гонка длиной в один уик-энд. И я постараюсь объяснить, почему триумф Проста в том году был не случаем, а настоящим шедевром выживания, расчёта и хладнокровия. И почему, на мой взгляд, именно это — одно из лучших выступлений за всю историю спорта.
Для начала — немного фона. На старте сезона 1986 года McLaren и Прост пребывали в отличной форме. Турбоэры только начинались: моторы были мощными, но прожорливыми, а плавный, расчётливый стиль Проста — за что он и получил кличку «Профессор» — идеально подходил под такие условия.
Годом ранее он наконец-то добрался до первого титула в битве, где четверо соперников всерьёз претендовали на корону. И всё шло к тому, что в 1986-м он только закрепит свои позиции.
Однако Просту не приходилось расслабляться — его путь к защите титула в 1986-м явно не сулил лёгкой прогулки.
Во-первых, в McLaren началась перестройка. В конце 1985 года его напарник, легендарный Ники Лауда, окончательно повесил шлем на гвоздь. На его место Рон Деннис пригласил Кеке Росберга — чемпиона 1982 года и, мягко говоря, не самого покладистого товарища по команде. В отличие от Лауды, с которым у Проста была вполне мирная кооперация «интеллектуалов руля», Росберг предпочитал стиль «газ в пол и держись, кто может», что обещало лёгкий душевный дискомфорт в боксах.
Но и это было не всё. Настоящую тревогу вызывал не Росберг, а команда, которую он покинул, — Williams. Они долго раскачивались в эпоху турбодвигателей: их FW09 1984 года был скорее злобным пылесосом на колёсах, чем болидом. Но уже к концу 1985-го Williams преобразился. Новый шасси, мотор Honda, доработанная подвеска — и команда выиграла три заключительные гонки сезона подряд. Прост стал чемпионом, но будущее выглядело не слишком радужно.
В 1986-м Williams усилился ещё больше — пригласил двукратного чемпиона Нельсона Пике, заменившего Росберга, и выкатил новую машину, вобравшую в себя всё лучшее, что они поняли годом ранее. В McLaren, тем временем, решили «освежить» проверенное старое шасси MP4/2, которое, откровенно говоря, начало проигрывать конкурентам в темпе.
Открытие сезона в Рио-де-Жанейро расставило акценты. Поул-позиция — за Айртоном Сенной на его чёрно-золотом Lotus: дерзкий новичок выжал максимум из ревущего мотора Renault с пневмоклапанами. За ним — оба Williams: Пике и Мэнселл подтвердили, что успехи конца прошлого года — не случайность. Honda хоть и не блистала в квалификационном режиме, зато впечатляла надёжностью и эффективностью в боевых условиях.
А где же McLaren? Прост — лишь седьмой, Росберг — девятый. Для непосвящённого — катастрофа. Но для тех, кто в теме, — всё вполне привычно.
McLaren никогда и не славился взрывными квалификациями. Их мотор TAG-Porsche был хорош на длинной дистанции, но категорически отказывался превращаться в «одноразовый снаряд» с бешеным наддувом, в отличие от агрессивных агрегатов Renault и BMW. К 1986 году разрыв в квалификационной мощности доходил до абсурдных 300 л.с.
Тем не менее, McLaren уже два года показывал, что умеет превращать скромные старты в триумфальные финиши. Главное — хладнокровие, расчёт и пилот, способный превратить хаос в победу. Алан Прост умел именно это.
Сезон 1986 года начался с драмы и дал понять, что борьба за титул будет напряжённой.
С поула стартовал Сенна на «Лотусе», за ним — оба Williams. Мэнселл обошёл Пике и бросился в атаку на Сенну, но уже на первом круге попытка обгона закончилась столкновением и сходом. Впереди остались Сенна и Пике — и вскоре последний вышел в лидеры, показав силу Williams.
Но Прост действовал иначе: на фоне двух пит-стопов у соперников он выбрал стратегию с одной остановкой. Это позволило ему вырваться в лидеры, когда Сенна и Пике остановились. Однако вскоре после пит-стопа двигатель TAG-Porsche подвёл — и Прост выбыл из борьбы. Пике выиграл домашнюю гонку, а Сенна занял второе место.
В Испании Сенна снова победил, опередив Мэнселла на сотую секунды. Прост на уступающем шасси всё же финишировал третьим и начал набирать очки.
В Сан-Марино он победил благодаря экономии топлива — объём баков сократили до 195 литров, и многие сошли, не доехав до финиша. Затем последовал Монако, где Прост взял единственный поул в сезоне и одержал победу. Росберг помог оформить дубль для McLaren, вырвавшись с 9-го места. Прост стал лидером чемпионата, а McLaren — в зачёте конструкторов.
Но затем проснулся Мэнселл. Начиная с Бельгии, он выдал впечатляющую серию, выиграв четыре гонки из пяти (в Детройте помешал Сенна). Особенно повезло британцу в Брэндс-Хэтче: после поломки он пересел на запасную машину и выиграл, воспользовавшись остановкой гонки из-за аварии Лаффита.
Тем не менее Прост не отставал. За исключением Бельгии, где был вынужден финишировать шестым после контакта с Бергером, он неизменно финишировал на подиуме — дважды вторым, дважды третьим. Впечатляющая экономия и стратегия принесли ему успех во Франции, где он обогнал два Williams.
К середине сезона Мэнселл лидировал с 47 очками, Прост дышал в спину с 43. Сенна отстал после аварии во Франции и технических проблем в Британии, а Пике имел лишь 29 очков, потеряв позиции из-за поломок и ошибок.
Однако в Германии удача отвернулась от Проста.
Уик-энд начался многообещающе: McLaren отлично выступили на тренировках, а в квалификации Росберг и Прост заняли первые места — несмотря на то, что мощность двигателя уступала конкурентам на скоростной трассе Хоккенхайма. Шасси MP4/2C в конфигурации с низкой прижимной силой позволило компенсировать этот недостаток.
Прост плохо стартовал, но уверенно пробивался вперёд, пока в McLaren не начали возникать проблемы. Росберг потерял лидерство за 5 кругов до финиша, а затем и Прост резко начал терять темп. На последнем круге Сенна его обогнал — и тут всё стало ясно: в обоих болидах заканчивалось топливо. Росберг заглох, а Прост, почти добравшись до финиша, остановился, не рискуя получить дисквалификацию за пересечение финиша на неработающей машине. Вместо потенциального второго места — лишь шестое.
Ущерб был смягчён тем, что победил Пике, а не Мэнселл. Однако борьба за титул обострилась — теперь в ней участвовали сразу четыре гонщика.
Следом пришёл первый Гран-при Венгрии, и Проста снова постигла череда неудач.
После третьего места в квалификации — между двумя Williams — француз был настроен оптимистично. Но всё пошло наперекосяк: основная машина сломалась до старта, пришлось пересаживаться на запасную. Затем возникли проблемы с электрикой, и на 16-м круге Прост потерял восемь кругов. Попытка доехать хотя бы до финиша закончилась столкновением с Ligier Рене Арну. И вновь победил Пике, а Мэнселл вновь был лишь третьим. Француз остался позади в чемпионате на 11 очков — больше, чем даётся за победу.
В Австрии удача улыбнулась Просту: его три главных соперника — Пике, Мэнселл и Сенна — сошли, а он сам уверенно выиграл гонку. Однако в целом ситуация сравнялась — у всех претендентов были неудачи.
В Монце Прост снова показал отличное время, но старт с первого ряда обернулся катастрофой: обе машины переднего ряда — его и Фаби — заглохли на парадном круге. Фаби удалось реанимировать, а у Проста машина окончательно вышла из строя. Француз пересел на запасную и стартовал с пит-лейна.
Разъярённый Прост прорвался сквозь пелотон, показывая круги быстрее всех, но был оштрафован за смену машины после начала парадного круга — редкое правило, о котором почти никто не знал. А вскоре и вовсе сошёл с перегоревшим двигателем. Сенна тоже выбыл — из-за коробки передач.
Пике снова победил, обогнав Проста в турнирной таблице.
В Португалии Мэнселл взял верх, Прост финишировал вторым, сократив потери. Но до конца сезона оставалось всего две гонки, а отрыв от лидера составлял 11 очков. Надежды Проста угасали, но он пообещал бороться до конца — впереди был Гран-при Мексики, возвращение страны в календарь после 1970 года.
На автодроме «Эрманос Родригес» угасающие шансы Проста на титул получили внезапный импульс. В квалификации он был лишь шестым, Мэнселл — третьим. Но на старте гонки пилот «Уильямса» неожиданно провалился: машину обошли почти все. По слухам, он забыл включить первую передачу, перегорев под давлением, ведь победа означала бы чемпионство. Как бы то ни было, это резко повысило шансы Проста.
Затем ситуация осложнилась проблемами с резиной Goodyear — именно на ней ехали все претенденты на титул. Пике пришлось трижды останавливаться, а Мэнселл — дважды. Прост, как обычно, избрал тактику с одной остановкой и вырвался вперёд. Но на этот раз победу у него увёл Бергер на «Бенеттоне» — с шинами Pirelli, гораздо менее подверженными износу на мексиканской высоте.
Австриец поехал всю гонку без пит-стопов, комбинируя жёсткие шины слева и мягкие справа, и принёс команде её первую победу. Прост финишировал вторым, несмотря на отказ цилиндров. Мэнселл — лишь пятым, и из-за системы зачёта очков остался ни с чем. Прост же получил 6 очков и почти сравнялся с британцем.
А затем — Аделаида. Именно Австралия стала символом сезона 1986 года. В решающей гонке трое претендентов боролись за титул — редкость даже по меркам Формулы-1.
Ключевым моментом стал эффектный прокол шины Мэнселла. Он удержал вилявшую машину, но сошёл. До этого ему нужно было всего лишь третье место для титула. Прост тоже проколол колесо, но восстановился и выиграл гонку — и второй титул.
С первого взгляда кажется, что Мэнселлу просто не повезло. Но если оценить сезон в целом, всё выглядит иначе. У Мэнселла это была уже четвёртая авария за год, включая столкновение с Сенной в Бразилии. Прост также не финишировал четыре раза, но всегда — из-за техники, а не ошибок.
Даже если считать, что бразильская авария была случайной, уровень невезения у обоих был примерно равен. Всё остальное — дело мастерства.
Благодаря упорству, умелому использованию своего далеко не лучшего болида и выгоде от разногласий между соперниками, он сумел завоевать титул — редчайшее достижение в истории Формулы-1.
И всё же, глядя на недавние события, может статься, что нечто подобное вскоре повторится…