Найти в Дзене

Воспоминания "Это было недавно, это было давно..." Часть первая. Интурист, 1980 год

Воспоминания бортмеханика Воронежского авиаотряда о поездке интуристом в Румынию и Венгрию. 1980 год Вначале, маленькое предисловие. Традиционно, как и прежде, перед некоторыми темами, которые я хочу затронуть, не лишне напомнить сильно "продвинутым" читателям - это лично мое восприятие событий. Да и происходили они довольно давно, - в совсем другой стране, которая называлась СССР. Многое, что сейчас является нормой, тогда было не доступным или находилось под жестким контролем. Если сказать более простым языком, то очень многое было совсем не так, как сейчас. Для тех кто этого не знал, думаю, такого объяснения вполне достаточно. В те годы побывать за рубежом, даже в качестве туриста, для подавляющего большинства граждан нашей страны было из области чего то несбыточного. Во первых, тур за границу стоил очень больших денег, во вторых многие желающие просто не могли бы выехать за рубеж по причине того, что работали на "режимных" предприятиях или имели допуски к информации, которая автом

Воспоминания бортмеханика Воронежского авиаотряда о поездке интуристом в Румынию и Венгрию. 1980 год

Вначале, маленькое предисловие. Традиционно, как и прежде, перед некоторыми темами, которые я хочу затронуть, не лишне напомнить сильно "продвинутым" читателям - это лично мое восприятие событий. Да и происходили они довольно давно, - в совсем другой стране, которая называлась СССР. Многое, что сейчас является нормой, тогда было не доступным или находилось под жестким контролем. Если сказать более простым языком, то очень многое было совсем не так, как сейчас. Для тех кто этого не знал, думаю, такого объяснения вполне достаточно.

В те годы побывать за рубежом, даже в качестве туриста, для подавляющего большинства граждан нашей страны было из области чего то несбыточного. Во первых, тур за границу стоил очень больших денег, во вторых многие желающие просто не могли бы выехать за рубеж по причине того, что работали на "режимных" предприятиях или имели допуски к информации, которая автоматически ограничивала выезд.

Ну, а в третьих сама возможность попасть кандидатом в туристическую группу для любого желающего, тоже была не совсем простой. Это и обязательное прохождение медицинской комиссии (прямо, чуть ли не в летчики или космонавты собирался турист?), и "чистая" анкета, и положительная производственная характеристика, утвержденная руководителем предприятия, парткомом и профкомом. А это для некоторых тоже было труднопреодолимым препятствием к поездке. Причины на то у каждого могли быть разные...

А теперь по теме. Начну с того, что я родился за границей, в одной из европейских стран. И раннее детство у меня прошло как раз там, за рубежом, и даже не в одной стране. Но, разумеется, запомнил я многие эпизоды, места и события, - только те, когда мне уже было 4-6 лет. Этой памяти о тех годах способствовали еще и совместные воспоминания детских лет со старшим братом. И еще неоднократные просмотры кинолент, снятых моим отцом на любительскую кинокамеру. А эти семейные фильмы мы как правило просматривали с комментариями наших родителей. Так что забыть те годы было просто невозможно...

Прошли годы с тех пор, как наша семья вернулась после длительной командировки в СССР. Я закончил среднюю школу, затем авиационное училище, работал авиатехником, служил в армии, переучился и стал летать бортмехаником. Начинал с самолетов Ли-2 и Ан-2 на авиазаводе, а потом в Воронежском авиаотряде летал на Ан-24, а к зиме 1979 года уже переучился на реактивный Ту-134. С момента, как мы уехали из Будапешта, где наша семья как раз и жила последние годы перед возвращением в СССР, прошло уже двадцать пять лет. Но в моей памяти все же сохранилось многое из того периода детства. И как у любого взрослого человека события раннего детства всегда вспоминались в каком то сказочном и романтическом ореоле, - разумеется, сужу это по себе.

Я не забыл тех беззаботных и прекрасных лет, которые у меня прошли в Будапеште. Но повзрослев, и погруженный в насыщенные учебой, работой и динамикой будни, вспоминал о детских годах уже не часто. И за все эти годы у меня даже мысли не возникало - "а вот интересно бы было, наверное, побывать в местах того раннего детства"!

Где, где, простите - за границей?!! В Будапеште?!! Как говорится - "ой, да не смешите мои тапочки"! Какая еще может быть заграница?
Тогда подобная крамольная мысль "побывать там" просто даже не могла прийти в голову среднего советского обывателя, к каковым я относил и себя. Все, что было в том раннем моем детстве, давно уже в памяти воспринималось не более, как красивым и сказочным сном...

В начале декабря 1979 года, когда я вернулся в Воронеж после переучивания на самолет Ту-134, меня, и весь наш экипаж, в котором я летал последние годы, "выгнали" в длительный отпуск. И вот именно тогда и произошло знаковое в моей жизни событие. Чтобы "не лезть в дебри", которые в общем то никого не должны касаться, я просто ограничусь одной фразой - событие это оставило в моей жизни очень яркий след.
А началось все с вечернего телефонного звонка моего друга, второго пилота Бориса Жуковского, с которым мы, уже не один год, летали на Ан-24 в одном экипаже. Так же как и я, он находился в то время в длительном отпуске...

А позвонил мне Борис для того, чтобы сообщить, что в Управлении Облсельхозтехника, где тогда работала его мама, по линии Интурист формируется туристическая группа для поездки в Румынию и Венгрию на 16 дней, - по 8 дней в каждой стране. Желающих поехать в этот тур в Облсельхозтехнике оказалось очень мало, и поэтому в группу стали набирать так же желающих "со стороны".

Вот мне Борис и предложил - а давай поедем вдвоем, тем более что мы сейчас в длительном отпуске. Это же так интересно, - побывать за границей, да еще сразу и в двух странах:
- А уж как тебе (то есть мне) - говорил Борис, - эта поездка будет интересна и важна! Ведь ты сможешь побывать в городе своего детства, в Будапеште...
Да, может быть конечно и интересно. Но мне от разных людей, и в разное время, уже доводилось слышать, что это такое - поездка за границу

Я уже тогда немного представлял, какая это будет волокита и тягомотина - собирать документы, характеристики, фотографии, заполнять специальные анкеты, проходить собеседования и инструктаж для поездки за границу... В общем тогда, хоть где то в мыслях какая то искорка и проскочила, но я ответил Борису, что скорее нет, чем да. Не охота затевать всю эту волокиту, тем более что и период для поездки не совсем подходящий, - с конца января до почти середины февраля. Короче, отказался я от этого предложения.

Но, так просто меня в покое не оставили. Не буду вдаваться в подробности, но Борис, и его жена, а потом и моя жена, совместными "усилиями" все же убедили меня на эту поездку, - разумеется, что мы с Борисом поедем вдвоем . Я согласился "попробовать" и съездить на следующий день вместе с Борисом в отдел Интурист, который располагался в Областном Совете профсоюзов.

В глубине души у меня была надежда, что вряд ли мы сможем попасть кандидатами в формирующуюся туристическую группу. Тем более, что она формировалась из работников Управления "Облсельхозтехника". Да и времени до отъезда еще оставалось больше месяца. Возможно, еще найдутся желающие из "своих". Хотя, конечно, для меня это был "зигзаг судьбы" - нежданно, негаданно появился шанс попасть в места моего раннего детства, и увидеть то, что за прошедшие годы я только иногда видел во сне! Я даже никогда и не допускал мысли, чтобы поехать в отпуск туристом за границу. Такие мысли просто даже не появлялись в мозгу. Почему? Да потому что... Просто надо было жить в то время..

Наутро мы с Борисом, встретившись в условленном месте в городе, пришли в этот отдел Интурист. По сути, этот "Интурист" - это было два кабинета в одном из коридоров здания, которое носило название "Облсовпроф". Кажется, на втором этаже... По коридору сновали чиновники - все как обычно в советском государственном учреждении. Сотрудников Облсовпрофа и посетителей было очень легко отличить друг от друга. Ведь была уже зима, а чиновники ходили по коридору и из кабинета в кабинет без верхней одежды. И все были нарядно одетыми. А посетители, или "просители" (это я так их мысленно окрестил) ходили по коридорам и неуверенно заглядывали в кабинеты. Они, в отличии от чиновников, были одетыми в верхнюю одежду - в расстегнутых пальто, куртках или шубах, с папками или бумагами в руках...

На двери одного из кабинетов была таблички "Интурист", а чуть ниже другая - "Тов. Дубровин. Оформление документов". В этот кабинет мы и зашли...
В кабинете, куда мы зашли, сидел пожилой представительный дядя, на его пиджаке, на груди, было множество орденских планок. По выправке, голосу и осанке сразу стало понятно, что он бывший военнослужащий. Понятное дело, что это как раз и был товарищ Дубровин.
Хочу здесь добавить - я с полной уверенностью сразу предположил, в каком "
ведомстве" он когда то служил. Много фантазии здесь не требуется...

Воронеж.  В этом здании в конце 70-х годов и располагался Областной Совет Профсоюзов.
Воронеж. В этом здании в конце 70-х годов и располагался Областной Совет Профсоюзов.

Товарищ Дубровин выслушал нашу просьбу, записал наши данные к себе в журнал, и сказал нам примерно следующее:
- Да, в группу Румыния-Венгрия пока большой недобор. Но, постепенно желающие поехать находятся. Обещать я вам ничего не могу, но шанс попасть в эту группу у вас есть. А пока вам необходимо будет сделать фотографии установленного образца для международного паспорта, заполнить анкеты и собрать остальные документы. Перечень необходимых документов я вам сейчас дам. И все это, что я перечислил, вы обязательно должны будете мне сдать не позднее _ _ декабря.

На том мы расстались. Надо сказать, что пакет документов и фотографии мы с Борисом не спеша подготовили где то в течении недели. Почему то самым сложным оказалось взять на работе характеристики! И не потому, что мы были какими то "недостойными". Нет, все было гораздо прозаичнее - командир эскадрильи и его заместитель практически каждый день находились в рейсах, и у них никак не находилось хоть полчаса, чтобы уделить их нам.
(Вот она и началась,
волокита!)

В конце концов, зам командира эскадрильи вынул из наших личных дел ранее написанные на нас характеристики (когда мы подавали документы на повышение в классе), и сказал:
- Возьмите свои характеристики, идите в методический класс, и перепишите их слово в слово сами. Только в конце, вместо фразы "достоин присвоения второго класса.." - напишите фразу "Рекомендуется к туристической поездке за границу в Румынию и Венгрию".

Разумеется, мы быстро все переписали. Теперь надо было заверить эти характеристики подписями секретаря парткома ЛО (летного отряда), председателя профкома ЛО и командира нашего ЛО. И если подписи и рекомендации парткома и профкома мы собрали в течении нескольких минут, то последнюю подпись, командира ЛО получить на эти наши характеристики оказалось не то что не легко, а даже просто невозможно!..

Во первых, командир ЛО тоже постоянно находился в полетах, а когда прилетал и была возможность его "захватить" в кабинете, он вечно был занят - то звонки и деловые переговоры с Москвой, - с Управлением или с Министерством. То частые совещания командного состава, то еще какие то причины. Несколько раз мы уже заходили в кабинет, и несколько раз командир, даже не выслушав нас, просил выйти и обождать - мол, сейчас занят.

В один из дней так случилось, что Борис по каким то домашним причинам вынужден был пораньше уехать домой. А я продолжил с нашими бумагами "дежурить" возле кабинета командира. И вот, о радость! - он пришел с какой то планерки или совещания, и проходя мимо меня, сказал - "Зайдите!"
Я зашел в кабинет и сказал, что мы сейчас в длительном отпуске, и собрались съездить в турпоездку за границу. И протянув ему бумаги, попросил его подписать наши с Борисом характеристики. А вот тут меня ждал "сюрприз"... Командир ЛО не стал даже смотреть эти характеристики, и сказал:
- Ну что вы все за мной ходите? Я не буду подписывать вам эти характеристики, потому что до меня дошли сведения (!!!), что эти характеристики вы написали на себя сами!

А я даже не стал "отпираться", и сказал что да, эти характеристики действительно мы, только не написали, а просто переписали сами, - по указанию заместителя командира эскадрильи. А за образцы он нам сам дал наши характеристики полугодовой давности из наших же личных дел..
Командир ЛО не стал меня дальше слушать, и на этом моя аудиенция была завершена. Как у меня тогда на душе было гадко - словами просто не передать...

Я зашел в соседнюю комнату - в нашу эскадрилью, положил характеристики командиру АЭ на стол, и кратко доложил, как меня "отфутболил" командир ЛО. Потом еще раз попросил - найти время написать нам характеристики и рекомендации для поездки за границу. А потом вышел из эскадрильи, и уехал домой. Больше обивать пороги и терпеть унижения желания не было. И главное где?! В своем родном летном отряде.

Мы совершенно не заслуживали к себе такого равнодушного и даже можно сказать хамского отношения. Ведь не сами же мы придумали переписывать характеристики на себя. А нашим "отцам-командирам" просто было лень сделать это самим. А еще у меня машинально возник вопрос - это какая же бл... донесла на нас командиру ЛО, которого в те дни практически невозможно было застать на месте?! Ведь мы переписывали свои бумаги в практически пустом методическом классе. И никого рядом с нами тогда в классе не было, никто не видел что за бумаги мы там писали. Прошло уже почти полвека, но на этот вопрос так до сих пор ответа нет...

Придя домой, я позвонил Борису, все ему рассказал, и сказал, что я больше в аэропорт за характеристикой не поеду, и больше никого ни о чем просить не буду. Сейчас уже не помню, но в эскадрилье характеристики нам кажется наши командиры все же переписали. Во всяком случае, оформленные и подписанные характеристики Борис через день привез. Готовые пакеты документов мы отнесли в Интурист.

Дубровин просмотрел все наши бумаги, и сказал, что все оформлено правильно. Затем, скрепив бумаги и фотографии скрепкой, сложил их в пухлую папку, где лежало уже много подобных "пакетов" документов. После этого он сказал:
- Если вы будете утверждены и зачислены в группу, то по почте вам придет уведомление и извещение на оплату тура. Оплатить поездку надо будет в любой сберкассе до срока, указанного в письме, и принести квитанцию об оплате мне. Тогда я вам скажу, когда вам надо будет явиться сюда на
инструктаж... Ориентировочно подтверждение или отказ вы получите не позднее, чем за две недели до отъезда.

На этом мы и расстались с Дубровиным. Шли последние, предновогодние дни уходящего 1979 года. Хоть мы с Борисом и находились в длительном отпуске, но в случае нашей поездки нам необходимо было бы продлить отпуска еще на 10 дней. На работе этот вариант уже был оговорен, а нам оставалось только ждать. Хоть мне уже порядком испортило настроение вся эта чехарда со сбором документов и заполнением анкет, в душе все же начал тлеть какой то огонек надежды. Неужели все получится, и я увижу город своего детства?! Даже не верилось, что такое, если повезет, может произойти уже через месяц!
Хоть и маловероятно, но а вдруг?!

Только закончились новогодние каникулы, как и я, и Борис по почте получили уведомление - мы включены в состав группы РВ-13, выезжающей 22 января из Воронежа! Там же, в письме лежало и извещение на оплату тура (где то в пределах 750 рублей) и была указана дата, до которой надлежало произвести оплату. Я в тот же день оплатил тур, и на следующий день отнес квитанцию об оплате Дубровину в Интурист. То же сделал и Борис.

Дубровин нам сказал, что ровно за неделю до отъезда, 15 января, в актовом зале Облсовпрофа с нашей группой будет проводиться инструктаж. Явка строго обязательна. Явиться на инструктаж мы должны к 9:00 утра, при себе обязательно иметь паспорт, 300 рублей, (которые за границей потом будут обменяны на местную валюту) и еще некоторую сумму денег (не помню, но кажется 50 рублей), которые так же надо будет сдать в так называемый "сувенирный фонд".
На следующий день мы с Борисом с утра съездили в аэропорт и продлили свой отпуск. Хоть с этим проблем у нас, слава Богу, тогда не произошло...

Если сейчас начать рассказывать об инструктаже, который проводил лично тов. Дубровин, то придется писать еще целую главу, а то может и две. Поэтому подробности я опускаю, и скажу только, что инструктаж шел почти до обеда. Было сказано столько, что я, честно говоря, уже стал жалеть, что связался с этой ...ной "заграницей"! Главная тема инструктажа - чего ТАМ нельзя и запрещено, и если выразиться кратко - мы все твердо уяснили, что любой шаг в сторону (без разрешения старшего группы) мог быть приравнен к измене Родины.

И в дополнении к образу Дубровина и его инструктажа - одна женщина, турист нашей группы, опоздала и пришла к концу инструктажа. (Она жила в области, и не смогла своевременно доехать до Воронежа). Никакие ее оправдания приняты не были. Она была тут же исключена из состава группы, и вместо нее, перед самым отъездом была зачислена другая туристка. Ну, с ней Дубровин наверное проводил инструктаж персонально? Кто его знает...

Так же на инструктаже мы сдали на хранение Дубровину (в сейф Интуриста) свои паспорта, а взамен получили новые, международные. Так же всеми были сданы под роспись в ведомостях и деньги, - по 300 рублей, плюс "сувенирные" для гидов и экскурсоводов "там". Была назначена "сувенирная" группа из двух девушек, которым совместно со старшим группы надлежало закупить сувениры в Москве, где у нас должна была быть пересадка и полный свободный день.

Маршрут нашего тура был следующим: вечером 22.01 выезд поездом из Воронежа в Москву. Там сразу автобусом Интуриста с Казанского вокзала нас перевозят на Киевский вокзал. Вещи сдаем в камеру хранения, и день гуляем по Москве. А в ночь на 24.01 из Москвы мы едем поездом в Кишинев. В Кишиневе нас встречает автобус "Совтрансавто", на котором мы путешествуем по Румынии 8 дней. Затем, на этом автобусе мы заезжаем в Венгрию, где пересаживаемся на другой такой же автобус "Совтрансавто", и 8 дней на нем путешествуем по Венгрии. После чего въезжаем в СССР на вокзал в городе Чоп. Далее поездом Чоп-Москва до Москвы. Там, опять же автобусом Интуриста нашу группу перевозят с Киевского на Казанский вокзал, откуда вечером мы убываем поездом Москва-Воронеж "домой".

На вокзале в Воронеже нас встретит представитель Интуриста (от тов. Дубровина) и каждый сдаст свой международный паспорт в обмен на свой родной, советский. Сразу по прибытию, прямо на вокзале в Воронеже!
На этом наш тур завершится.
Забегая вперед скажу, что вся транспортная часть Интуриста сработал как часы. Таких позорных "проколов" и недоразумений, как сейчас часто происходят у российских туроператоров, не было и в помине. Да и не могло такого быть в той стране в принципе.

В поездах мы, вся группа, ехала в купейных вагонах (все в одном вагоне), автобусы Интуриста в Москве и Совтрансавто по Румынии и Венгрии были новые, чистые и комфортные Икарусы. Трехразовое питание в ресторанах с момента пересечения границы СССР и до въезда в СССР в Чопе (все 16 суток) было включено в стоимость тура. Кормили нас (иногда и с употреблением) очень хорошо, грех на что то жаловаться. В Москве и в поездах каждый питался самостоятельно.

Автобус Совтрансавто Икарус 250.
Автобус Совтрансавто Икарус 250.

Хоть уже реально и замаячила в обозримом будущем поездка в Венгрию, но после инструктажа и правил, которые нам выдал "на гора" Дубровин, меня начали терзать смутные сомнения - а найду ли я возможность увидеть дом, в котором жила в Будапеште наша семья? Похоже, это вряд ли удастся. Но, как говорится, надежда всегда умирает последней. И я все таки надеялся. А как это сделать - не привлекая внимания найти свой дом, надо будет решать по ходу тура. Времени, чтобы "осмотреться" и принять какое то решение у меня было.

Адреса я конечно не знал, да и не мог знать - когда мы уезжали из Будапешта мне не было еще и шести лет. Однако, я был уверен, что смогу без труда найти свой дом визуально. И для этого у меня было несколько ориентиров, главным из которых была достопримечательность, куда со 100% уверенностью я точно знал, - нас туда обязательно привезут. Туда привозят всех туристов, посещающих Будапешт. Эта достопримечательность является визитной карточкой Будапешта. Ее знают все, даже те, кто никогда в этом городе и не был. И называется она Hősök Tere (Площадь Героев)
Мы с родителями там очень часто бывали, тем более, что рядом с площадью, - прямо за ней, находились Будапештский зоопарк, цирк и большой парк аттракционов Vidampark.

Будапешт.   Площадь Героев
Будапешт. Площадь Героев

А мы тогда жили совсем недалеко от этого места, и ходили по выходным, или по вечерам туда гулять или кататься на аттракционах. И идти там надо было всего то минут 15 спокойным прогулочным шагом, прямо по улице от входа в парк аттракционов, вдоль трамвайной линии. Расстояние здесь было менее двух трамвайных остановок, и мы всегда тут ходили пешком. Ну, и как бы я мог забыть эти исхоженные места?! Эх, только бы было свободное время, да отель недалеко отсюда!

В общем, момент истины приближался, и через неделю вечерним поездом я в составе группы интуристов должен был выезжать в тур за рубеж. На душе было и радостно, и немного тревожно. Очень хорошо, что мы ехали вдвоем с товарищем и другом, с которым уже не один год летали в одном экипаже. На тот момент мы уже вместе много чего прошли. И прекрасно друг друга знали, и полностью друг другу доверяли.

Вся эта поездка за границу предполагалась быть очень интересной, тем более в те годы, когда "железный занавес" только-только начал немного приоткрываться. Но главное для меня в той поездке была, конечно, Венгрия. Я очень хотел увидеть знакомые места, город моего детства Будапешт, побывать рядом и увидеть свой дом, с которым было связано так много ярких воспоминаний детства. А в то, что я скоро окажусь в Будапеште - мне тогда, честно говоря, и верилось, и не верилось...