Найти в Дзене
Сослан Меладзе

Невроз, психоз, перверсия

О чем же мы говорим в психоанализе, если не о диагнозах и заболеваниях? Мы говорим о структурах личности. Психоаналитики не ставят диагнозы. Проблема диагноза в том, как он влияет на наше виденье другого человека. Диагноз — это клеймо, ярлык, постановка диагноза уничтожает то единственное и главное, с чем мы имеем дело в кабинете; диагноз уничтожает субъекта. В каком смысле «уничтожает»? Я имею в виду, что диагноз заставляет нас вновь откатиться в до-Фрейдовскую эпоху, в которой мы снова начинаем мыслить категориями нормы и патологии. Если мы говорим о патологии, еще одна ее проблема в том, что мы начинаем видеть субъекта как нечто, сформированное вокруг его заболевания. Субъектность, введенная Фрейдом, вновь исчезает, уходит за кулисы, мы снова начинаем видеть субъекта как объект с некоторой «неправильностью». Вместо диагноза мы говорим о более широком понятии: о структуре личности. В психоанализе выделяют три структуры: невротическую, психотическую и перверсивную. Психотическая струк

О чем же мы говорим в психоанализе, если не о диагнозах и заболеваниях? Мы говорим о структурах личности.

Психоаналитики не ставят диагнозы. Проблема диагноза в том, как он влияет на наше виденье другого человека. Диагноз — это клеймо, ярлык, постановка диагноза уничтожает то единственное и главное, с чем мы имеем дело в кабинете; диагноз уничтожает субъекта.

В каком смысле «уничтожает»? Я имею в виду, что диагноз заставляет нас вновь откатиться в до-Фрейдовскую эпоху, в которой мы снова начинаем мыслить категориями нормы и патологии. Если мы говорим о патологии, еще одна ее проблема в том, что мы начинаем видеть субъекта как нечто, сформированное вокруг его заболевания. Субъектность, введенная Фрейдом, вновь исчезает, уходит за кулисы, мы снова начинаем видеть субъекта как объект с некоторой «неправильностью».

Вместо диагноза мы говорим о более широком понятии: о структуре личности. В психоанализе выделяют три структуры: невротическую, психотическую и перверсивную.

Психотическая структура — это все то, что в обыденной жизни мы зовем шизофренией, паранойей, бредом и всем подобным. И, конечно, она не связана ни с какими заболеваниями мозга, дофамином, норадреналином и бешеством матки. Психотическая структура сформированна особым психическим механизмом, Отбрасыванием (Verwerfung), но об этом в другой раз.

Невротическая же структура — это все мы. Неосведомленный в дела бессознательные слух привык считать, что невроз — это, мол, заболевание, ОКР и бла-бла-бла. Чтобы понять, что такое невроз в психоанализе необходимо обратиться к поздней работе Фрейда «Недовольства в культуре».

Если предельно упрощать, можно сказать что невроз — это симптом. Невроз проявляется как результат борьбы недопустимых желаний и запрет культуры. Но что такое культура? Культура — это всегда и есть запрет. Культура всегда накладывает на нас ограничения. Мы, человечество, сформировали общество чтобы бороться с силами природы, но взамен лишились возможности полного и сиюминутного удовлетворения желаний. Именно это Фрейд и хочет сказать в той работе: «культура из каждого сделает невротика». В этом плане полностью «здоровый» человек — это Маугли, ведь он не находится в пределах и ограничениях культуры.

Момент вступления в культуру, момент поглощения культурой и усвоения культурных норм — это и есть момент формирования невротической структуры. Когда-то человечество сделало выбор в пользу культуры, и это то бремя, которое мы, невротики, несем с собой. И невроз как симптом уж точно никак не связан с конкретным заболеванием. Невроз — это то, что отличает человека от животного.