Когда речь заходит о коррекционной работе, часто возникает путаница между такими специалистами, как логопед и дефектолог. На первый взгляд, эти профессии могут показаться схожими, ведь обе связаны с поддержкой детей с особыми образовательными и коммуникативными потребностями.
Тем не менее у каждой из них — свои задачи, методы и цели. В этой статье мы разберёмся, чем логопед отличается от дефектолога и какую роль играет каждый из этих специалистов в развитии ребёнка.
Начну с определения:
Дефектология — это научная и педагогическая дисциплина, изучающая закономерности развития детей с отклонениями в психофизическом развитии, а также разрабатывающая методы их обучения, воспитания и социальной адаптации.
Дефектология как наука включает несколько отраслей, которые изучают разные нарушения развития. К ним относятся:
Сурдопедагогика👨🏻🎓
Занимается обучением, воспитанием и социальной адаптацией детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с учётом их психофизических особенностей.
Цель сурдопедагогики обеспечить полноценное развитие личности ребёнка с нарушением слуха. Помочь интегрировать детей с нарушением слуха в общество. Подготовить к самостоятельной жизни через специализированное обучение и коррекционную работу.
Задачи⚙️сурдопедагогики:
- разработка и применение методик обучения, учитывающих особенности восприятия и коммуникации глухих и слабослышащих;
- формирование и развитие речевых навыков (устной и письменной речи);
- обучение невербальным средствам общения (дактильная азбука и жестовый язык);
- развитие когнитивных функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
- подготовка к школьному обучению и освоению профессии;
- формирование учебных и трудовых навыков;
- помощь в социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха.
Логопедия🧑🏻🎓
Изучает причины, механизмы возникновения, закономерности развития и методы коррекции речевых нарушений у детей и взрослых. Логопедия изучает речь людей, помогает преодолеть трудности с речью. Логопеды работают с детьми и взрослыми, у которых есть нарушения произношения. Развивают импрессивную (внутреннею) и экспрессивную (внешнюю) речь. Работают над темпом и ритмом речи.
Цель логопедии научить человека правильно и красиво говорить, понятно выражать свои мысли и свободно общаться с другими людьми.
В задачи⚙️логопедии входит:
- дифференциальная диагностика различных видов речевых расстройств;
- Разработка и применение коррекционных методик, направленных на речевые нарушения;
- формирование и развитие правильного звукопроизношения, фонематических процессов, лексики;
- работа над грамматической стороной речи;
- развитие и совершенствование связной речи;
- коррекция и профилактика нарушений письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография);
- развитие когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), непосредственно влияющих на речевую деятельность.
Тифлопедагогика👩🏻🎓
Занимается обучением, воспитанием и социальной адаптацией людей с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих.
Целью тифлопедагогики является создать условия для полноценного личностного, интеллектуального и социального развития лиц с нарушениями зрения. Обеспечить их доступ к образованию, трудовой деятельности и самостоятельной жизни.
К задачам⚙️тифлопедагогики относятся:
- разработка и внедрение адаптированных программ обучения, соответствующих возможностям и потребностям слепых и слабовидящих обучающихся;
- формирование навыков ориентировки в пространстве, передвижения и самообслуживания;
- развитие компенсаторных механизмов — особенно осязания, слуха и двигательных навыков;
- обучение чтению и письму по системе Брайля;
- содействие в социальной интеграции и преодолению барьеров, связанных с ограниченными возможностями здоровья.
Олигофренопедагогика👩🏼🎓
Занимается обучением, воспитанием и социальной адаптацией детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести).
Эта наука разрабатывает методы и приёмы обучения, учитывающие особенности познавательного развития детей с нарушением интеллекта. Она направлена на максимальное развитие способностей детей к самостоятельной жизни и общению.
Задачи⚙️олигофренопедагогики:
- содействие интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество и снижение стигматизации;
- разработка и применение адаптированных программ обучения и воспитания, соответствующих уровню психического развития ребёнка;
- формирование базовых навыков самообслуживания, поведения в обществе и элементарной трудовой деятельности;
- развитие когнитивных функций в пределах возможностей обучающегося.
Путаница понятий 🤯
Таким образом, исходя из вышеописанного, логопедия является одним из направлений дефектологии. Логопед это дефектолог, только отрасль у него — логопедия.
Приведу пример по аналогии с медициной: педиатр — это врач, стоматолог — это врач, хирург — это врач и т.д. У каждого врача есть отрасль в которой он специализируется. Так и у дефектологов есть своя отрасль: логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика.
Дело в том, что олигофренопедагогика подвергается стигматизации в обществе (вызывает страх, неприятие, отвержение). Скорее это из-за известного социального слова «олигофрен», которое вышло из слова олигофрения, а олигофрения означает — умственная отсталость.
С 1 марта 2025 года в России запрещено использовать термин «умственно отсталый» в сфере образования. Этот термин заменили на «нарушение интеллекта». Только вот что получается, термин то заменили, а отрасль олигофренопедагогика как была так и осталась. И в дипломах у специалистов она прописана и факультеты в институтах никуда не делись, которые выпускают олигофренопедагогов.
В общем, как не называй — смысл от этого не изменится и дети с этим нарушением не исчезнут. А вот путаница в названиях будет существенная.
Вот и получается, чтобы не пугать сильно родителей детей с интеллектуальной недостаточность (умственной отсталостью до 01.03.25 г.), специалисты придумали «хитрый» ход — называть олигофренопедагогов дефектологами. Это все-равно что гинеколога не называть гинекологом, а просто — врачом.
Таким образом, возникла путаница у людей, которые далеки от коррекционной педагогики. Почему-то логопедов и сурдопедагогов спокойно называют «своими именами», а вот с олигофренопедагогами случилась такая странная история.
Сам по себе вопрос «Чем отличается логопед от дефектолога» — некорректен, надеюсь, я смогла объяснить почему. Это все-равно, что спросить: «Чем отличается врач от уролога?»
Логопед – тот же дефектолог, но специализирующийся конкретно на исправлении речевых патологий. Дефектологами являются также сурдопедагоги, тифлопедагоги и олигофренопедагоги – узкие специалисты, работающие с детьми с конкретной проблемой.
И теперь, когда стало понятно, что в социуме вместо понятия «олигофренопедагог» больше используется «дефектолог», можно сформулировать корректный вопрос:
Чем логопед отличается от олигофренопедагога?
Хотя обе профессии связаны с поддержкой детей с особенностями развития, олигофренопедагог и логопед решают разные задачи и работают с разными категориями детей.
Ребенок нуждается в олигофренопедагоге, если имеются расстройства, которые невозможно преодолеть в процессе среднестатистической обучающей деятельности.
Если у ребёнка интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся нарушениями речи, то ведущим специалистом станет олигофренопедагог. Подобный выбор связан с ведущим нарушением – распадом познавательной деятельности, в процессе которого нарушается и речь. Основной упор олигофренопедагоги делают на развитии познавательных процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления.
Олигофренопедагог работает, прежде всего, над мышлением ребенка, над его способами познания мира, а точнее над вниманием и восприятием речи. В отличие от логопеда, он не исправляет дефекты произношения, а лишь помогает малышу высказывать свои мысли. Олигофренопедагог не занимается коррекцией речи, а только решает задачи, вызванные когнитивными нарушениями.
Олигофренопедагог может начать работу с детьми годовалого возраста, а логопед приступает к занятиям с малышами примерно от трех лет. Логопед корректирует и развивает речь, а олигофренопедагог занимается отставанием в развитии ребенка. Помогает малышу познавать мир и социализироваться в нем.
Так, например, задача логопеда не учить с ребенком цвета, а учить правильно проговаривать их названия, с учетом грамматических форм. А задача олигофренопедагога – ознакомить малыша с цветами и выучить название каждого из них.
Логопед корректирует и развивает речь, которая базово сформирована центральной нервной системой ребенка. Однако, если ЦНС повреждена настолько, что речь невозможна или возможна в крайне ограниченной форме, логопед передает ребенка олигофренопедагогу.
Олигофренопедагог занимается бучением и развитием детей с интеллектуальными нарушениями. И его основные задачи формирование базовых навыков самообслуживания, общения и поведения. Развитие простых мыслительных процессов, памяти, внимания. Адаптация ребёнка к школьным условиям и социальной среде. Подготовка к элементарной трудовой деятельности в будущем.
Подводя итог, еще раз отмечу, что логопед работает с нарушениями речи при сохранном интеллекте. Олигофренопедагог работает с интеллектуальными нарушениями, часто в комплексе с речевыми и другими проблемами.
Возможно и совместное взаимодействие логопеда и дефектолога. Однако, в том случае, если степень интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) имеет легкую форму, которая позволит логопеду корректировать и развивать речь.