Найти в Дзене

Модели железных дорог. Часть 19. Реконструированные 2-х и 3-х-осные вагоны ГДР.

Оглавление
Коллаж KotRa.
Коллаж KotRa.

Всех приветствую! Продолжаю тему моделей ж. д. трехосными вагонами, которые, возможно, более знакомы коллекционерам масштаба ТТ, так как фирма БТТБ производила их в 70-80-х годах. Пико в Н0 выпустили такие только в 89/90-м. годах. Как обычно, сначала о настоящих вагонах, и о том что же это за Реко-вагоны:

  • Rekowagen — так назывались железнодорожные вагоны Немецкой железной дороги (DR), созданные путем реконструкции довоенных вагонов. Помимо пассажирских, рассмотренных в этой статье, были переоборудованы и грузовые вагоны. Термин «реконструкция» здесь следует понимать в том смысле, как он употреблялся в ГДР: он не означает восстановление или воспроизведение прежнего состояния, а скорее радикальную модернизацию. На Deutsche Bundesbahn (DB) такие вагоны назывались Umbauwagen.

1. Прототипы.

Как и DB, Немецкому Рейхсбану также пришлось столкнуться с серьезной нехваткой вагонов после Второй мировой войны, и вплоть до 1970-х годов со значительным старением парка пассажирских вагонов. Трех- и четырехосные купейные вагоны прусской и саксонской конструкции, а также большое количество двухосных вагонов периода до и после Первой мировой войны по-прежнему составляли большую часть подвижного состава пассажирских и экспресс-поездов. Немногих двухэтажных поездов, вагонов закупленных для метрополитена и пригородных перевозок, а также новых вагонов с центральным входом, построенных в 1950-х годах, было недостаточно для обновления и модернизации устаревшего оборудования для пассажирских перевозок, тем более что их техническое обслуживание влекло увеличение расходов. Так же, как DB поступила со своими восстановленными вагонами в 1950-х годах, DR начала модернизировать свои довоенные вагоны — это называлось реконструкцией. Количество выпущенных единиц было настолько велико, что к середине 1970-х годов более половины всех пассажирских вагонов DR были Reko.

В данной статье рассмотрим 2-х и 3-х осные вагоны "реко", в следующей- четырёхосные.

Трехосный восстановленный вагон в состоянии 1960-х годов. Источник wikipedia.
Трехосный восстановленный вагон в состоянии 1960-х годов. Источник wikipedia.

1. Пассажирские вагоны.

В 1956 году завод Raw «Einheit» из Лейпцига переоборудовал первый испытательный вагон из старого государственного железнодорожного вагона. От донора, купейного вагона с деревянным кузовом, сохранился только каркас пола с ходовой частью и тормозной системой. Колесные пары оставались на подшипниках скольжения. К раме приварили пол из гофрированного железа, на который установили новый каркас. В итоге был изготовлен новый стальной кузов вагона, концепция которого была очень похожа на концепцию трехосных переоборудованных вагонов DB 1953 года.

переоборудованные вагоны (Umbauwagen) DB. Источник Google.
переоборудованные вагоны (Umbauwagen) DB. Источник Google.

В отличие от типа вагона Федеральной железной дороги, между двумя раздвижными входными дверями имелось всего шесть (DB: семь) окон. Раздвижные двери открывались в сторону концов вагона. Окна соответствовали складным окнам двухэтажных вагонов (DB7/13). Кузов вагона был удлинен на 150 миллиметров за пределы буферного бруса, чтобы обеспечить возможность установки переходных "суфле". Прототип был оборудован 44 сиденьями второго класса и туалетом. Он занимал пространство четырехместной группы сидений и был доступен из зоны входа. Длина по буферам составила 13 080 миллиметров. За первым вагоном сразу же последовала пилотная серия из двенадцати единиц.

Rekowagen B3g(e) из первой партии постройки 1957 года. Источник Google.
Rekowagen B3g(e) из первой партии постройки 1957 года. Источник Google.

Производство серийных вагонов началось в 1960 году на заводе Raw Halberstadt. Рамы пола были выполнены одинаковой длины, длина кузова над буферами увеличена до 13 120 миллиметров. По сравнению с пилотной серией, с боков была установлена только одна широкая раздвижная дверь справа.

Серийный двухосный Rekowagen Bg(e) / Baag(e). Источник Google.
Серийный двухосный Rekowagen Bg(e) / Baag(e). Источник Google.

Первоначально они были сделаны из стали и имели засовы, но позже, во время капитального ремонта на заводе Raw Potsdam, их заменили алюминиевыми дверями с замками. Вход в туалет находился в тамбуре напротив двери. Проходы между вагонами закрывались шестистворчатой складной дверью (пятистворчатая — у туалета). Сиденья были изготовлены из искусственной кожи с подкладкой из вспененной резины, а багажные полки — из алюминия. Внутренние двери были сделаны из дерева, как и стеновые панели и оконные рамы, которые позже были заменены на алюминиевые. Все вагоны были оснащены циркуляционным отоплением низкого давления (Nuhz), а некоторые — отмеченные дополнительным символом «e» — также имели электрический нагреватель. Лампочки питались от генератора с ременным приводом, а аккумуляторный отсек располагался под вагоном.

В качестве вагонов-доноров использовались двух- и трехосные вагоны DRG, а также вагоны стандартной конструкции 1920-х и 1930-х годов. Всего в период с 1960 по 1964 год несколькими строительными партиями было построено 712 двухосных вагонов класса Bg(e) весом около 17 тонн и 1520 19-тонных трехосных вагонов B3g(e). С 1966 года, с введением номеров вагонов UIC, в Европе они стали известны как Baag(e) и Bag(e). Общим для обеих моделей, имеющих идентичный интерьер, было наличие 48 посадочных мест.

Интерьер вагона Baag / Bag. Источник Google.
Интерьер вагона Baag / Bag. Источник Google.

В 1962 и 1963 годах некоторые вагоны были оборудованы грузовыми отсеками путем удаления 16 сидений с каждого конца вагона. Двухосные вагоны с такими изменениями получили обозначения Baagtr(e) (до 1966 года: Bg[e]tr), трехосные — Bagtr(e) (до 1966 года B3g(e)tr). Двух- и трехосные пассажирские вагоны Reko долгое время имели большое значение в пассажирском транспорте ГДР. В 1970 году они составляли 30 процентов парка пассажирских вагонов. Плановый вывод вагонов из эксплуатации начался в начале 1980-х годов и был завершен к 1991 году.

2. Багажные и почтовые вагоны.

Серийный трехосный багажный Rekowagen Dag. Источник Google.
Серийный трехосный багажный Rekowagen Dag. Источник Google.

Помимо пассажирских вагонов, компания Raw Halberstadt с 1963 по 1965 год изготовила 280 трехосных багажных вагонов конструкции Reko. Эти 16,4-тонные вагоны были классифицированы как Pw3g(e). С 1966 года они стали называться Dage и Dag. В 1993 году транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, были присвоены типовые номера DB 953 (с паровым и электрическим отоплением) и 954 (только с паровым отоплением). В 1994 году 113 вагонов были переданы новой компании Deutsche Bahn AG.

Серийный трехосный багажный Rekowagen Dag. Источник Google.
Серийный трехосный багажный Rekowagen Dag. Источник Google.

Кроме того, с 1961 года выпускались железнодорожные почтовые вагоны , всего было выпущено 158 вагонов типа Posta-cl/12.8 (до 1966 года Post3-cl12.8). Вес их составил 16 тонн. Как и прототип пассажирского вагона и пилотная серия, багажные и почтовые вагоны имели по две входные двери с каждой стороны, но в отличие от них эти двери открывались по направлению к середине вагона. Багажные также имели по три окна по бокам и двустворчатую загрузочную дверь с каждой стороны, а внутри, помимо грузового отсека, имелось еще и служебное отделение. Почтовые вагоны имели только два боковых окна и одну раздвижную дверь с меньшим окном.

Модель почтового вагона Posta. Источник Google.
Модель почтового вагона Posta. Источник Google.

Они предназначались только для перевозки почтовых контейнеров на колесиках и имели единое грузовое пространство. Одной из зон входа была просто маневровая кабина без доступа к грузовому отсеку. Никаких переходных сооружений не было. Торцевые стены были вырезаны, чтобы обеспечить "Бернское пространство" (область между двумя вагонами, соприкасающимися друг с другом. Здесь требуется безопасное пространство, в котором персонал дороги может сцеплять или расцеплять подвижной состав. (Бернское соглашение о техническом единстве на ж. д.)).

Все двух- и трехосные вагоны Reko имели длину кузова 13 120 миллиметров (прототипы 13 080), ширину 3043 миллиметра и высоту четыре метра. Они использовались только в пассажирских поездах (с 1991 года: в пригородных поездах) и были одобрены для максимальной скорости 90 км/ч. Тормоза Knorr и Westinghouse были взяты с вагонов-доноров. Подшипники скольжения были сохранены. В конце 1970-х годов их постепенно заменили роликовыми подшипниками, начиная с двухосных вагонов. В центральных осях трехосных, подшипники скольжения сохранялись до момента их вывода из эксплуатации.

Источники: https://de.wikipedia.org/wiki/Reko-Wagen_(DR) , Stummiforum.de, https://de-academic.com/dic.nsf/dewiki/2557522

2. Модели в Н0 (1:87).

1. Пико.

Скан из каталога Пико 1989 года. Источник Google.
Скан из каталога Пико 1989 года. Источник Google.

Как я писал выше, впервые такие вагоны в Н0 выпустили Пико в 90-м году.

Модель Пико 90-х годов. Уже есть накладные детали, динамическое устройство сцепки с нем-шахтой и ранний вариант сближающей сцепки. Источник Google.
Модель Пико 90-х годов. Уже есть накладные детали, динамическое устройство сцепки с нем-шахтой и ранний вариант сближающей сцепки. Источник Google.

Модели этих вагонов от Пико уже имели накладные детали, динамическое устройство сцепки с нем-шахтой и ранний вариант сближающей (короткой) сцепки, идущей в комплекте на литнике накладных. У меня первый такой вагон был в этом варианте:

Фото из личной коллекции.
Фото из личной коллекции.

Ходовые качества правда были плохие, средняя ось часто не проходила остряки стрелок, проблему решил заменой родной пластиковой к.п. на роковскую. Позже такие вагоны поставлялись уже в стандартных современных коробках.

Фото из личной коллекции.
Фото из личной коллекции.

Фото на дороге:

Состав из Реко-вагенов на переднем плане. Фото из личной коллекции.
Состав из Реко-вагенов на переднем плане. Фото из личной коллекции.

И так же в сочетании и составе с другими вагонами:

2. Роко.

Набор ROCO арт№ 6200009. Источник Google.
Набор ROCO арт№ 6200009. Источник Google.

Роко выпустили примерно тот же ассортимент что и Пико, плюс вагон из "пилотной серии" с 2-мя узкими дверями по бокам. Так же наборы вагонов с другими номерами.

У меня не было этих моделей, потому про их качества не скажу, но коллекционеры на модельных форумах (Stummi, Modelldepo и др.) сошлись во мнении что модели выполнены лучше чем у Пико. И добавлю пару фото в сравнении, слева Пико, справа- Роко:

На сегодня другие производители этих вагонов в Н0 мне не известны, и мы идем смотреть масштаб по-меньше, ТТ:

3. Модели в ТТ (1:120).

1. Арнольд.

Состав реко вагонов от Арнольд в ТТ. Источник Google.
Состав реко вагонов от Арнольд в ТТ. Источник Google.

По этим вагонам пока инфы никакой, вроде были в новинках. Искал на сайте Хорнби- не нашел.

2. BTTB.

С этой "классики" и началась история моделей этих вагонов. А за тем был Тиллиг:

3. Тиллиг.

Модели от Тиллиг. Источник Google.
Модели от Тиллиг. Источник Google.

Практически те же модели с осовремененной ходовой частью.

4. Kuehn.

Как говорится, жаль, но фирмы Кюн уже не существует и теперь их производит-

5. Роко.

Модели фирмы РОКО TT. Источник Google.
Модели фирмы РОКО TT. Источник Google.

Модели внешне, на мой взгляд, лучшие в данном масштабе на сегодня. А теперь посмотрим что там с девяткой:

4. Модели в N (1:160).

И здесь нашелся только Арнольд:

MAD0373-Arnold-HN4135-N-DC-3-er-Set-sechs-zwei-und-dreiachsigen. Источник Google.
MAD0373-Arnold-HN4135-N-DC-3-er-Set-sechs-zwei-und-dreiachsigen. Источник Google.

И как обычно, в лучшем качестве. По крайней мере, визуально.

Arnold HN4166, HN4165. Источник Google.
Arnold HN4166, HN4165. Источник Google.

Ну и как обычно, прошу вас, если кого-то из производителей забыл указать, пишите пожалуйста в комментах, дополню.

В следующем обзоре напишу про 4-х осные реко-вагоны, а на сегодня все, благодарю вас за внимание и до новых встреч на моем канале!