Введение.
Двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокофьевич Лаптевы внесли в XVIII веке огромный вклад в исследовании таинственной ледяной пустыни и тундровой зоны современной России, в результате которого на карту были занесены ранее неизвестные реки и моря, острова и архипелаги, открыты морские и речные пути. Имена отважных первооткрывателей запечатлены в названии моря Лаптевых, пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых Восточно-Сибирское море, берега Харитона Лаптева северо-западной части Таймыра, мыса Дмитрия Лаптева в дельте реки Лены и мыса Харитона Лаптева на острове Пилота Махоткина.
Самое обидное, что многие современные жители г. Великих Лук Псковской области, а также жители России мало знают об удивительной истории этих героических людей. А великолучане и вовсе могут не знать, что Дмитрий и Харитон Лаптевы это фактически их земляки. В г. Великие Луки хоть и есть улица Братьев Лаптевых, но это даже улицей назвать нельзя!! А сама улица братьев Лаптевых находится в такой глуши города Великие Луки, что мне стыдно за тех, кто дал название такой улице именами таких великих людей. Даже на карте смотреть на это больно! Какой-то небольшой участок улицы, где и домов-то нет!
А какой вклад они внесли в развитие России читаем ниже.
Харитон Лаптев.
Харитон Прокофьевич Лаптев родился в 1700 году и является двоюродным братом Дмитрия Лаптева Дмитрия Лаптева. В 1718 году поступил на службу гардемарином и 24 мая 1726 года произведён в мичманы.
В 1734 году участвовал в войне против сторонников Лещинского на фрегате «Митава» под командованием Дефремери, и даже был обманом взят в плен французами. После возвращения из плена Х. П. Лаптев вместе со всеми офицерами корабля был приговорён к смертной казни за сдачу корабля без боя, но затем экипаж был признан невиновным. После освобождения Х. П. Лаптев вернулся во флот и прославил своё имя своим ратным трудом.
В 1736 году посылался на реку Дон для отыскания удобного места для постройки судов. В 1737 году командовал придворной яхтой «Декроне», и был произведён в лейтенанты. В декабре 1737 года был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. К этому времени из Якутска прибыл за указаниями для дальнейших действий Дмитрий Лаптев, участник Великой северной экспедиции, и при отъезде обратно взял с собой двоюродного брата Харитона и лейтенанта Чиханова. В марте 1738 года они отбыли в Якутск.
9 июля 1739 году Харитон Лаптев с заданием описать берег Ледовитого океана к западу от Лены, вышел из Якутска на дубель-шлюпке «Якутск» и 21 июля добрался до океана. Постоянно борясь со льдами, идя то под парусом, то под вёслами, то толкаясь шестами среди льдов, почти через месяц он добрался до устья реки Оленёк. Описав часть устья, прошёл до Хатангской губы, где был задержан льдами. Только 21 августа подошёл к мысу Святого Фаддея в 76°47' северной широты. Здесь встретил сплошные льды и вернулся к Хатангской губе, где 29 августа встал в устье речки Блудной под 72°56' северной широты. В марте 1740 года Харитон Лаптев послал геодезиста Чекина описать берег от реки Таймыры на запад до Пясины. Чекину удалось сделать лишь часть работы и в конце мая он вернулся пешком обратно.
Хатанга вскрылась 15 июня, но двинуться с зимовки, за льдами стало возможно только 12 июля, и к 13 августа добрались до выхода в океан.
На широте 75°30' судно затёрло льдами, носило по морю, ежеминутно грозя раздавить. Через двое суток было решено покинуть судно. До 30 августа перетаскивали запасы на берег по льду. Отсюда шли по берегу до старого зимовья. Таким образом двухлетние усилия обогнуть морем Таймырский полуостров не удались. Лаптев решил описать его берега сухим путём, на собаках, к чему и приступил весной 1741 года.
Для описи берегов Таймыра Лаптев разбил свой отряд на три партии. Партию Челюскина 17 марта 1741 года он отправил на запад для описи реки Пясины и берега от устья Пясины до реки Таймыры. Геодезиста Чекина 15 апреля 1741 года Лаптев послал описывать восточный берег Таймыра от зимовья до реки Таймыры, но из-за снежной слепоты Чекин описал только 600 километров берега и вынужден был вернуться к зимовью. Сам Лаптев 24 апреля 1741 года пошёл от зимовья до озера Таймыр, а далее по долине Нижней Таймыры достиг её устья — Таймырской губы. Далее, изменив первоначальный маршрут, он двинулся на северо-восток вдоль берега на предполагаемую встречу с Чекиным. Лаптев смог дойти только до 76°42’с. ш. Оставив для Чекина знак и страдая от снежной слепоты, Лаптев вернулся в Таймырскую губу.
Едва оправившись от болезни глаз, Лаптев пошёл на запад, усмотрел несколько островов (из архипелага Норденшельда), по его данным достигнув 76°38’с. ш. (истинная широта составляла 77°10’с. ш. — северная оконечность острова Русского) повернул на юго-юго-запад и 1 июня у мыса Лемана (в заливе Миддендорфа) встретился с Челюскиным. Далее в совместном походе они выявили и нанесли на карту ряд бухт, мысов и прибрежных островов. Весь этот участок впоследствии назвали берегом Харитона Лаптева.
9 июня оба вернулись к устью Пясины, где вновь разделились: Лаптев на лодке поднялся по реке до озера Пясино, а оттуда на оленях до Енисея, Челюскин же на оленях вдоль берега добрался до устья Енисея и там догнал Лаптева, а близ устья реки Дудинки их встретил Чекин. В августе все перебрались на Енисей и зимовали в Туруханске. Оставалось описать самую северную часть Таймырского полуострова, так называвшийся Северо-Восточный мыс, теперь мыс Челюскина. Для этого в декабре был послан Челюскин, который в 7 мая добрался до этого мыса и затем произвёл опись от мыса Святого Фаддея до реки Таймыры, куда Харитон Лаптев выехал к нему на встречу. После этого они вернулись в Туруханск, а Лаптев с отчётами поехал в Петербург. В 1743 году возвратился в Петербург, успешно выполнив задание. Донесения и отчёты Лаптева 1739—1743 гг. содержали ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр.
Впоследствии продолжил службу на судах Балтийского флота. До сентября 1745 года командовал лоц-галиотом «Тонеин». С 1746 года он командовал кораблём «Ингерманланд» в Балтийском море. В 1754 году произведён в капитаны 3 ранга, а в 1757-м — 2 ранга, и, тогда же командуя кораблём «Архангел Уриил», ходил к Данцигу и Карлскрону. В 1758 году произведён в 1 ранг и, командуя только что построенным 66-пушечным кораблём (ещё без названия), на переходе из Архангельска в Кронштадт, 19 сентября потерпел крушение: штормом были снесены все три мачты корабля, а затем волны перебросили его через рифы на песчаную отмель у Скагена. В этому крушении погибли 16 членов экипажа, включая мичмана Федота Лаптева (предположительно, племянника Х. Лаптева)[4][5].
В 1762 году назначен обер-штер-кригс комиссаром.
Ленско-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции.
Василий Васильевич Прончищев — русский полярный исследователь Арктики и морской офицер. Родился в 1702 году в усадьбе Богимово Тарусского уезда в дворянской семье Прончищевых. В 1718 году был переведён в Санкт-Петербург в Морскую академию (учился с Челюскиным, Харитоном и Дмитрием Лаптевыми)
В 1732 году Прончищев В.В. подал прошение о зачислении в состав Великой Северной экспедиции. В 1733 году он был произведён в лейтенанты и зачислен в состав Великой Северной экспедиции, это ускорило его свадьбу с Татьяной Кондыревой. Поскольку экспедиция была рассчитана на 6 лет, многие из офицеров и некоторые из нижних чинов ехали в Сибирь в сопровождении семей. Также поступил и Прончищев, взяв с собой жену.
Окрестности Лены встретили отряды Великой Северной экспедиции неласково. Один корабль погиб, экипажу другого пришлось пробивать себе проход во льдах. Люди гибли от цинги и чертили новые карты, почти ничего не видя из-за снежной слепоты. А позже на этих картах появлялись новые названия: имена этих людей.
Ленско-Хатангский отряд экспедиции исследовал территории к западу от дельты Лены. Во главе стоял Василий Прончищев, которого в путешествии сопровождала любимая жена Татьяна.
Был пятым ребёнком в семье. Его жена - Татьяна, стала первой женщиной, участвовавшей в арктической экспедиции. Берега к востоку от Лены и далее на юг, до Камчатки, должен был описать экипаж бота "Иркутск" под командованием Петра Ласиниуса, которого позже сменил Дмитрий Лаптев. 30 июня 1735 года оба корабля вышли из Якутска в низовье Лены и разошлись у острова Столб в дельте реки.
25 августа "Якутск" добрался до устья реки Оленёк, но идти дальше не смог — корабль дал течь. Отряду пришлось остановиться на зимовку, чтобы починить судно. Тогда же была составлена карта Лены от Якутска до моря — первая из известных карт этой реки, выполненная на основе инструментальной съёмки. 21 июня Оленёк вскрылся, но плавучий лёд не позволял кораблю выйти в море вплоть до 2 августа. 14 августа корабль пристал к восточному берегу Хатангского залива и пошёл на север вдоль восточного берега Таймырского полуострова, через три дня выйдя в залив Фаддея. От мыса, который сейчас носит имя Прончищева, экипажу пришлось повернуть назад.
Из судового журнала "Якутска":
За препятствием великих льдов для того, что в путь нам к Енисейскому устью не пропустило, понеже льды в море лежат далече к северу и от севера к востоку и льды плотные и густые и обойтить их и между ими пройтить невозможно, того ради, сделав консилиум, господин лейтенант Прончищев со всеми команды своея ундер-офицеры и поклялся он, господин лейтенант, и все ундер-офицеры, что за препятствием льдов не пройти к Енисейскому устью, того ради возвратились назад к реке Хатанге или где пристойнее будет зимовать".
Обратный путь дался тяжело — стоял штиль, идти приходилось на вёслах, которые постоянно обмерзали. Люди страдали от цинги. 29 августа умер командир корабля, через несколько дней — его жена, в Якутск судно привёл штурман Семён Челюскин. Ждать дальнейших указаний Коллегии пришлось не один год.
Наконец, 9 мая 1739 года прибыл Харитон Лаптев, чтобы принять командование экспедицией. Корабль вновь отправился в путь к заливу Фаддея, где подошёл к островам Самуила и миновал пролив, впоследствии названный в честь Лаптева. Сплошные льды заставили отряд повернуть обратно. На следующий год "Якутск" вновь вышел в плавание, как только вскрылся лёд, но далеко уйти ему не удалось. Судно попало в ледовый плен и 15 августа затонуло. Экипаж Лаптева чуть не погиб от голода, добираясь до зимовки.
Неудачи не остановили капитана. Он разделил людей на три группы, чтобы подробно исследовать Таймыр: Никифор Чекин пошёл к устью Хатанги, чтобы описать восточное побережье полуострова, Семён Челюскин отправился к устью Пясины, сам Лаптев — к устью Таймыры. Полярникам мешали туман и вьюги, они страдали от снежной слепоты, но продвинулись с описью новых земель куда дальше, чем в предыдущие годы. Челюскину удалось дойти до самой северной точки Таймыра — мыса, названного впоследствии его именем. В конце 1742 года весь отряд собрался в Туруханске, чтобы выехать в Петербург с картами реки Лены от Якутска до её устья и "части Ледовитого моря от устья реки Лены к западу до устья р. Таймыра с промером возле берега".
"Иркутск", отправившийся в сторону Колымы, попал в тяжёлые ледовые условия в губе Буор-Хая. 12 августа 1735 года капитан Ласиниус поставил корабль на зимовку на реке Хара-Улах. Решение стало роковым: отряд оказался отрезан от продовольственных баз. Сам капитан и ещё 37 человек умерли от цинги, остальных с трудом удалось спасти.
Новым руководителем отряда стал Дмитрий Лаптев, двоюродный брат Харитона Лаптева. 11 августа 1736 года "Иркутск" снялся с якоря, а через два дня упёрся в непроходимые льды у Святого Носа. Не прислушавшийся к мнению ленских старожилов, Дмитрий пришёл к выводу, что в местном море лёд летом не тает, а значит, на корабле пройти невозможно. Лаптев поехал в Петербург, чтобы убедить Коллегию в бессмысленности дальнейших изысканий.
Из рапорта Дмитрия Лаптева Адмиралтейств-коллегии:
"Суда по Северному морю от Лены подле берегов выходили, то правда, но хотя б одно из них имело счастливое возвращение, или пришло в желаемый путь, тому по видимым обстоятельствам, статся неможно, и по берегу, у реки Яны и у реки Индигирки от устья к востоку и западу суда выброшенные из моря с давних лет, и якоря и снасти и поныне есть, что видели высланные из бота служители, и следует, что они пропали".
Между тем правительство было крайне заинтересовано в морском пути на Камчатку, о чём настойчиво сообщили Лаптеву. По возвращении он взялся за тщательную подготовку к походу. 6 июня 1739 года "Иркутск" вновь отправился в плавание. Дойдя до льдов в бухте Буор-Хая, капитан на этот раз не сдался, а дал команду ломать проход в ледяной перемычке. Судно вышло к Янской протоке и 14 августа добралось до Восточно-Сибирского моря, что прежде считалось невозможным. На зимовку экипаж встал в Индигирке. Работа продолжалась — в чертежи заносились подробности окрестностей рек Яны и Хромы. Летом 1740 года бот вышел в дельту Колымы. Добраться до Камчатки Лаптеву так и не удалось, но он успешно выполнил другое поручение: подробно описал реку Анадырь вплоть до её впадения в море. На этом задачи Восточно-Ленского отряда были выполнены.
Юго-западное побережье полуострова Таймыр носит название берег Харитона Лаптева, а пролив между островом Большой Ляховский и материком Евразия, соединяющий море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, носит имя Дмитрия Лаптева. В 1913 году Русское географическое общество утвердило названия в честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича Лаптева, в честь которых также назвали море Лаптевых.
Ссылки:
1. Сайт Русского географического общества: https://rgo.ru/activity/redaction/articles/karty-pamyati-chast-tretya-kak-u-bratev-laptevykh-poyavilos-sobstvennoe-more/