Найти в Дзене
Колёса плюс

«Самые надежные двигатели за последние 20 лет: рейтинг от автомехаников»

Оглавление

Экспертное мнение о моторах Toyota, BMW и Mercedes, которые «выхаживают» 500+ тыс. км: Когда инженеры делают вечность, а владельцы — счастливыми

Если холодильник сломается через пять лет после покупки, то, вы пожмёте плечами и купите новый. Если сломается двигатель — вы будете злиться, проклинать инженеров, политиков и вспоминать, как он славно урчал на третьей передаче пока вы рассекали пространство по дороге на дачу. Это всё потому что двигатель — это не просто бытовая безделушка. Это история. И некоторые из этих историй пишутся десятилетиями.

Сегодня мы поговорим о моторах, которые не просто «работают». Они живут. Они переживают владельцев, кризисы, воины и даже попытки тюнинга от соседа-кулибина. Toyota, BMW, Mercedes — эти ребята когда-то делали двигатели так, будто собирали «вечные двигатели». А теперь давайте разберёмся, как им это удавалось.

1. Toyota 2AR-FE: Атмосферник, который переживёт ваших внуков

Представьте, что двигатель — это мужчина. 2AR-FE — это тот самый парень в свитере с оленями, который в пятницу вечером чинит розетку, а не танцует на столе в баре. Скучно? Зато очень надёжно.

Этот 2.5-литровый атмосферник — как будто японцы взяли философию дзен и залили её в блок цилиндров. Никаких турбин, никаких прямых впрысков, которые ломаются от взгляда. Только чугунная надёжность и цепь ГРМ.

Почему он бессмертен?

Он прост, как палка.

Нет фазовращателей, которые заклинивают от грязного масла. Нет системы старт-стоп, которая гробит стартер. Есть только поршни, которые ходят вверх-вниз, как метроном.

Этот двигатель всеяден.

Льёте в него масло дешевле кофе из Starbucks? Не проблема. Заправляетесь бензином, который пахнет лаком для волос? Он проглотит и это. И самое важное, что он не стареет. Встречали Camry 2009 года с пробегом под 700 тысяч? Вот именно. Их владельцы похожи на сектантов: «Он никогда не ломался!» — говорят они с блеском в глазах.

Но есть нюанс. Если вы услышите, как 2AR-FE стучит на холодную, не паникуйте. Это не предсмертный хрип — это он здоровается. Как старый пёс, который виляет хвостом, даже когда у него артрит.

«Ресурс? Да мы его не нашли ещё», — говорит механик из Владивостока, где эти моторы работают на такси, грузовиках и даже лодках.

2. BMW N52: Рядная шестёрка, или Почему немцы когда-то умели считать дальше 100 000

N52 — это Моцарт в мире моторов. Сложный, элегантный, с лёгким намёком на сумасшествие. Когда-то BMW ставили его на всё: от седанов 3-й серии до кабриолетов, которые покупали стоматологи среднего возраста, чтобы почувствовать себя Джеймсом Бондом.

Что в нём особенного?

Рёв рядной шестёрки на высоких оборотах — это не звук. Это опера. Турбомоторы рядом с ним — как рэп на фоне симфонии.

Этот двигатель оснащен системой Valvetronic которая изменяет высоты подъём клапанов. Но в отличие от современных «умных» систем, эта штука не умирает после гарантии.

А ещё этот двигатель очень толерантен к вашей безалаберности. Забудьте менять масло каждые 15 тысяч? N52 простит. Гоняете на красной зоне? Он лишь усмехнётся: «Мило, сынок».

Но есть и тёмная сторона. Цепь ГРМ. Да, она растягивается. Да, она стучит. Но это не смерть — это крик души: «Эй, я же ещё живой! Смажь меня, придурок!»

«Лучший двигатель BMW? Тот, который уже прошёл 200 тысяч», — философски замечает владелец E90 с пробегом 540 000 км.

-2

3. Mercedes OM602: Дизель, который видел всё

Если бы OM602 был человеком, он бы курил трубку, носил твидовый пиджак и рассказывал истории про войну. Этот 5-цилиндровый дизель — машина времени. Его ставили на Mercedes W124 (последний настоящий Mercedes), внедорожники G-Class и даже… на трактора. Потому что OM602 не признаёт классов. Он работает. Всегда.

Почему он легенда?

Во-первых, он очень простой. Нет электроники. Нет сажевых фильтров. Только механический ТНВД, который качает солярку, даже если она наполовину состоит из песка.

В Африке эти моторы возят воду, скот и повстанцев. В Германии — бабушек на воскресный бранч. Разница лишь в том, что в Африке его льют маслом раз в десятилетие.

-3

Современные дизели Mercedes дрожат при виде серы в топливе. OM602 пьёт её, как виски. Другими словами, эти двигатели прекрасно чувствуют себя даже в условиях очень грязного горючего.

Секрет в том, что этот двигатель проектировали люди, которые верили в вечность. Не в экологию, не в маркетинг — в то, что железо должно служить. И он служит. Даже когда этого уже никто не ждёт.

«OM602? Это не двигатель. Это член семьи»

4. Toyota 1HD-FTE: Дизель, который съел мир

Если OM602 — философ, то 1HD-FTE — берсерк. Этот 4.2-литровый турбодизель ставили на Land Cruiser, и с тех пор он стал эталоном «неубиваемости». Вы можете утопить его, засыпать песком, разбить вдребезги — он заведётся. Потому что Toyota знала: владельцы Land Cruiser — не те люди, которые звонят в сервис при загоревшейся лампочке «Check Engine». Они вытаскивают паяльник и чинят двигатель посреди пустыни.

В этом двигателе нет электронных систем управления подачей топлива. Нет датчиков, которые можно спалить. Есть только механическая надёжность, как у камня.

Кто-то может сказать, что для такого объёма 160 л.с. - это смешно. Зато крутящий момент — как у паровоза. Он тянет. Всегда. Даже если вы прицепили к нему дом на колёсах.

-4

Сломалась турбина? Выбросьте её и ездите без наддува. Треснула головка блока? Приварите и продолжайте путь.

«1HD-FTE — это как Nokia 3310. Можно стрелять из него, топить в море, а он всё звонит»

5. BMW M57: Дизель, который заставил фанатов сколости уважать солярку

M57 — это тот редкий случай, когда дизель вызывает не зевоту, а восторг. Этот 3.0-литровый турбомотор ставили на BMW 330d, и внезапно оказалось, что дизель может быть спортивным. Он разгонялся до 100 км/ч за 6 секунд, пел басовитым голосом и… жил дольше, чем карьера большинства футболистов.

-5

Феномен M57:

Он мощный, но не хрупкий. 231 л.с., 500 Н·м — и при этом ресурс под 500 000 км. Это как если бы Усэйн Болт пробежал марафон в рекордное время.

Да, тут есть Common Rail и турбина с изменяемой геометрией, но они не ломаются каждые 50 тысяч. Если, конечно, вы не заправляетесь соляркой из канистры с надписью «Растворитель для краски».

Его больное место – это форсунки.  Да, они дорогие. Но их меняют на пробеге за 300 000. Это как плата за удовольствие, которое он дарил вам на каждом разгоне от нуля до сотни.

«M57 — доказательство, что немцы когда-то умели делать не только сложное, но и долговечное

6. Mercedes M113: Бензиновый V8, который ненавидит покой

M113 — это антипод современных двигателей. Нет прямого впрыска. Нет турбин. Нет гибридной ерунды. Просто 5.5 литров атмосферного удовольствия, которые Mercedes запихнул под капот S-Class, SL и G-Wagen. Это мотор для тех, кто считает, что «надёжность» и «характер» — не взаимоисключающие понятия.

Почему его обожают:

Он честный. Хотите мощность? Крутите до 6000 об/мин. Хотите экономичность? Купите велосипед.

Он прощает всё. Масляное голодание? Детские шалости. Перегрев? «Я же немец, я рождён для этого» - отвечает он.

-6

Почему эти моторы стали реликвиями?

Раньше машины создавали инженеры. Они мечтали создать двигатель, который переживёт машину. Сейчас маркетологи мечтают только, чтобы машина пережила гарантию. Но почему это произошло?

1. Материалы. Раньше блок цилиндров делали из чугуна — тяжёлого, прочного, как совесть священника. Сейчас — из алюминия, который трещит при первом же перегреве.

2. Цели. Раньше ресурс был приоритетом. Сейчас — экология и «удельная мощность». В результате моторы стали как хрустальные вазы: красивые, но хрупкие.

3. Философия. Старые двигатели проектировали так, чтобы их можно было починить в гараже. Современные — чтобы вы купили новый автомобиль или ехали к дилеру.

Что убивает бессмертные моторы?

Страшная правда: эти двигатели умирают не из-за износа. Они умирают от скуки. Вот причины, по которым скоро встретить эти моторы можно будет только в музеях.

Владельцы. Да-да. Тот, кто покупает Mercedes W124 с OM602, часто оказывается энтузиастом, который лелеет машину. Но мир заполонили кредитные менеджеры, которые заливают в бак дешёвое топливо и удивляются, почему мотор «вдруг» заглох.

Экология. Сажевые фильтры, системы EGR, AdBlue — это как заставить спортсмена бегать в противогазе. Он выживет, но рекорда так точно не поставить.

Время. Запчасти исчезают. Механики, которые помнят, как ремонтировать M113, уходят на пенсию. А новые предпочитают «заменить модуль», а не ковыряться в железе.

Заключение

Когда я вижу, как кто-то хвастается новым электромобилем с «нулевым обслуживанием», мне хочется спросить: «А что ты будешь делать, когда его батарея умрёт через 10 лет?». Потому что Toyota 2AR-FE, BMW N52 и Mercedes OM602 к тому времени всё ещё будут ездить. На бензине, солярке и упрямстве.

Они не идеальны. Они шумят, пьют топливо и занимают много места. Но они — последние представители эпохи, когда машины делали для людей, а не для экологических норм.

Так что если вы хотите купить автомобиль, который переживёт ваш брак, ипотеку и апокалипсис — ищите те, у которых пробег уже за 300 000. Они доказали, что достойны вечности. А если нет… Ну, всегда можно купить Dongfang.

P.S. Напишите в комментариях о том, что, по Вашему мнению, означает НАДЁЖНЫЙ двигатель. Я уверен, что там не будет ни одного китайца!