Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Страниц: 250 Оценка: 8/10 Первое издание: 1862 г. Увлекательность: 7/10 Прописанность героев: 8/10 Сюжет: 8/10 Глубина: 10/10 Эмоции: 7/10 Идея: 8/10 Есть особое удовольствие в том, чтобы читать литературу из школьной программы, давно повзрослев и выбрав эту книгу самостоятельно, без какого-то давления. Вдобавок я набралась опыта и знаний, и потому могу глубже понять прочитанное, прочувствовать и не думать о том, что мне нужно отчитаться перед кем-то и выразить «правильные» мысли. В качестве оправдания я напомню об эссе Ролана Барта и напишу о том, что произведение показало именно мне. Сюжет разворачивается вокруг двух молодых людей: Аркадия Кирсанова и его друга Евгения Базарова. Закончив учёбу, они едут домой, сначала заезжая в отчий дом Аркадия. На дворе 1859 год, и герои видят упадок дома Кирсановых в преддверии отмены крепостного права. Николай Кирсанов выделяет крепостным ресурсы, жертвуя своим комфортом, а те чувствуют себя привольно и платить оброк не желают. Но самая я

Страниц: 250

Оценка: 8/10

Первое издание: 1862 г.

Увлекательность: 7/10

Прописанность героев: 8/10

Сюжет: 8/10

Глубина: 10/10

Эмоции: 7/10

Идея: 8/10

Есть особое удовольствие в том, чтобы читать литературу из школьной программы, давно повзрослев и выбрав эту книгу самостоятельно, без какого-то давления. Вдобавок я набралась опыта и знаний, и потому могу глубже понять прочитанное, прочувствовать и не думать о том, что мне нужно отчитаться перед кем-то и выразить «правильные» мысли. В качестве оправдания я напомню об эссе Ролана Барта и напишу о том, что произведение показало именно мне.

Сюжет разворачивается вокруг двух молодых людей: Аркадия Кирсанова и его друга Евгения Базарова. Закончив учёбу, они едут домой, сначала заезжая в отчий дом Аркадия. На дворе 1859 год, и герои видят упадок дома Кирсановых в преддверии отмены крепостного права. Николай Кирсанов выделяет крепостным ресурсы, жертвуя своим комфортом, а те чувствуют себя привольно и платить оброк не желают.

Но самая яркая часть романа — конечно же, Базаров и идеи нигилизма, которые он олицетворяет. Он верит в науку и отрицает всё остальное: религию, любовь, моральные ценности. И — уж простят меня все нигилисты, если таковые это читают, — для меня это выглядит как банальный юношеский максимализм. Поднимите руку, кому в отрочестве и юности тоже хотелось отречься от культурного наследия, испытать на прочность моральные устои и правила и при этом категорически насмехаться над всеми, кто может ляпнуть что-то антинаучное или заикнуться о чувствах. По-моему, это абсолютно нормальное мировосприятие, когда ищешь себя и постигаешь мир, а твоя префронтальная кора при этом ещё не сформировалась.

И, мне кажется, если бы Базаров так рано и неожиданно не умер, то просто перерос бы свои убеждения. Которые, к слову, успешно дали течь благодаря Одинцовой. И если бы оба влюблённых голубка были осознаннее, а не скрывали свои чувства, стесняясь их, то история наверняка сложилась бы совершенно иначе.

Что до конфликта отцов и детей, что вынесен в название, то мне эта тема кажется вечной, завязанной на психологии и не связанной с тем, в каком историческом контексте живут герои.

Это конфликт поколений, который будет возникать вновь и вновь, когда полные цинизма дети не понимают, почему взрослые могут быть такими спокойными, конформными, скучными и так далее — нужное подчеркнуть, как говорится. А взрослые в свою очередь уже могут и не помнить, что сами такими были, сами кутили, а сейчас биология с жизненным опытом сделали своё дело, превратив их в высокоморальных домоседов.

Сюжет в романе практически не развивается, и всё держится в основном на диалогах. Местами было скучновато, но в целом Тургенев очень ярко передал образы героев и природы, их окружающей, поэтому несмотря на среднюю увлекательность читать было не в тягость.

И я бы ещё выделила грядущую отмену крепостного права как отдельного героя: недаром автор так чётко отметил время происходящих событий. 1861 год выглядывает из-за угла, хихикая, зная, что принесёт много перемен. А пока всё застыло, как перед грозой: ещё чуть-чуть — и ливанёт. Грядут перемены, которые изменят уклад жизни наших героев, но они пока об этом могут лишь догадываться.

В общем, это глубокое произведение, которое, как всегда в случае с классикой, надолго остаётся актуальным. Потому что писатель смог прочувствовать и описать вечный конфликт, который, мне кажется, нескоро пройдёт.