На фотографиях военных лет часто можно заметить необычную деталь: многие советские бойцы носят стальные шлемы развернутыми на 180 градусов. Эта практика настолько распространилась в войсках, что даже попала в послевоенные фильмы.
Народный артист СССР, фронтовик Юрий Владимирович Никулин, прошедший две войны – Финскую и Великую Отечественную – в зенитной артиллерии, на съемочных площадках часто делился воспоминаниями о фронтовых буднях и объяснял режиссерам подобные детали армейского быта.
Эволюция советского шлема
Стальной шлем образца 1940 года, получивший обозначение СШ-40 (неофициально его называли "лысьвенской каской" по месту производства на Лысьвенском металлургическом заводе), стал основным средством защиты головы красноармейца в годы войны. Он пришел на смену проблемному СШ-39, прозванному "трехклепкой" за три точки крепления подтулейного устройства.
Главным отличием новой модели стало увеличенное до шести количество заклепок для крепления внутренней системы амортизации. Это дало шлему прозвище "шестиклепка". Корпус изготавливался из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм по технологии, разработанной специалистами НИИЧМ.
Форма купола была позаимствована у итальянского шлема М33, но советские инженеры существенно доработали конструкцию. Подтулейное устройство состояло из трех "лепестков" из дерматина или ткани с ватными амортизаторами, которые соединялись регулировочным шнурком в верхней части купола.
Практика разворота: мифы и реальность
Важно отметить, что практика нестандартного ношения касок появилась задолго до СШ-40. Еще в период использования СШ-36 бойцы экспериментировали с положением шлема на голове. Поэтому утверждение о том, что именно конструкция СШ-40 привела к массовому развороту касок, не соответствует действительности.
Определить развернутое положение каски можно по нескольким признакам. Основной козырек оказывался сзади, прикрывая шею, а задняя часть с более пологим скатом располагалась над лицом. При этом боковые вырезы для ушей сохраняли правильное положение.
Солдатская смекалка против инженерной мысли
Ветераны называли несколько причин такого ношения. Первая и главная – практическое удобство во время отдыха. В редкие минуты затишья солдат использовал любую возможность поспать. Стандартный козырек мешал откинуть голову назад и прислониться к стенке окопа или дереву. При попытке лечь каска сползала на лицо, перекрывая дыхание.
Вторая причина была связана с защитными свойствами. Удлиненная задняя часть при развороте лучше прикрывала шею и верхнюю часть спины от осколков при разрывах снарядов и мин. Особенно это было актуально при артиллерийских обстрелах, когда основная масса поражающих элементов летела сверху.
Третий фактор носил тактический характер. На многих касках краской наносились опознавательные знаки – красные звезды. В боевых условиях яркая маркировка становилась ориентиром для вражеских снайперов. Разворот каски позволял скрыть эти знаки или, по крайней мере, изменить привычный силуэт.
Массовость явления
Фотографии военных лет подтверждают: практика была настолько распространена, что целые подразделения носили каски развернутыми. Это происходило как летом, так и зимой, когда под шлем надевали теплые головные уборы.
Среди фронтовиков бытовала шутка о старшинах, которые якобы надевали каску задом наперед с похмелья. Но если отбросить армейский юмор, то причины были вполне рациональными. По тревоге боец должен был экипироваться максимально быстро, и положение каски становилось вторичным по отношению к скорости сбора.
Сравнение с противником
Интересно, что испытания, проведенные в декабре 1942 года специальной комиссией под руководством генерал-майора Я.С. Колесова, показали превосходство СШ-40 над немецкими образцами. При обстреле из винтовки Мосина на дистанции 800 метров советские каски показали 7,7-10% пробитий против 34,5% у немецких. При стрельбе из ППШ соотношение составило 11,5-11,7% против 41,4%.
Эти данные объясняют, почему советские бойцы могли позволить себе эксперименты с положением каски – даже в нестандартном положении СШ-40 обеспечивал лучшую защиту, чем стандартно надетый немецкий шлем.
Наследие фронтовой смекалки
После войны специальная комиссия Министерства обороны СССР пришла к выводу, что улучшить характеристики стали И-1 и оптимизировать форму СШ-40 так и не удалось. Шлем оставался на вооружении до появления в 1960-х годах моделей СШ-60 и СШ-68.
История с разворотом касок – яркий пример того, как солдатская изобретательность корректировала инженерные решения. Конструкторы создавали защиту по техническим параметрам, а бойцы адаптировали ее под реальные условия фронтовой жизни. И тот факт, что Красная Армия дошла до Берлина, многие солдаты встретив День Победы в развернутых "задом наперед" касках, лишь подтверждает: в войне побеждает не только техника, но и умение приспособить ее под свои нужды.