Найти в Дзене

Заметки о метамодерне. Новый фольклор

Не обязательно быть культурологом, чтобы увидеть ещё один тренд эпохи метамодерна: новый фольклор. Выплеснувшись из картинных галерей и биеннале современного искусства, он проник повсюду: в моду, кино, музыку, архитектуру и литературу. Новый фольклор — это глубокое переосмысление целого пласта народной культуры в максимально комплексном виде (язычество, христианство, сказки, притчи, легенды, былины и проч.), раскопанного до самых архаичных глубин. В новом фольклоре размываются приметы национальности, народности. Авторы с одинаковой охотой работают и с собственной идентичностью, и с чужой. Мы видим множество переосмыслений мифов и сказок других народов. В России, как мультикультурной стране, и новый фольклор приобретает богатство форм. В него беспрепятственно впадают реки якутского, пермского, бурятского, кавказского фольклора — и сливаются в один поток. Также очень сильны сибирская, уральская, дальневосточная школы, а эстетика шаманизма без противоречий сплетается со славянским язычест

Не обязательно быть культурологом, чтобы увидеть ещё один тренд эпохи метамодерна: новый фольклор. Выплеснувшись из картинных галерей и биеннале современного искусства, он проник повсюду: в моду, кино, музыку, архитектуру и литературу.

Новый фольклор — это глубокое переосмысление целого пласта народной культуры в максимально комплексном виде (язычество, христианство, сказки, притчи, легенды, былины и проч.), раскопанного до самых архаичных глубин.

В новом фольклоре размываются приметы национальности, народности. Авторы с одинаковой охотой работают и с собственной идентичностью, и с чужой. Мы видим множество переосмыслений мифов и сказок других народов.

В России, как мультикультурной стране, и новый фольклор приобретает богатство форм. В него беспрепятственно впадают реки якутского, пермского, бурятского, кавказского фольклора — и сливаются в один поток. Также очень сильны сибирская, уральская, дальневосточная школы, а эстетика шаманизма без противоречий сплетается со славянским язычеством.

Основа нового фольклора в России — сказка.

Баба-яга, Кощей, Морозко, водяные и русалки — мы в библиотеке «Прочитано» получаем множество рассказов с этими героями. Они попадают из деревни прямиком в интернет — причём в комплекте с поисками идентичности тех, кто их рассказывает.

Яркий пласт нового фольклора — фольклорная антиутопия.

Так уж повелось, что мир русского постапокалипсиса — это чаще всего мир возрождённого средневековья, в котором реальность неотделима от вымысла: какая-нибудь Кысь будет соседствовать с вполне бюрократической жизнью средневековой общины (см. роман «Кысь» Татьяны Толстой).

Для чего авторы метамодерна возрождают фольклорных героев? Ответ, в общем-то, на поверхности: за XX век мы основательно забыли собственную народную культуру, ограничив набор образов несколькими детскими игрушками: Дед Мороз со Снегурочкой, Матрёшка (и та не наша), Маша и Медведь… Но этнографические музеи сохранили знания о том, что в реальности за нашими плечами находится богатейшая культура с тысячами героев и образов.

Учёные пришли в интернет-лектории и рассказали нам об этих героях простыми словами — и таким образом популяризировали их. Не удивительно, что многие авторы очаровались древними мифами и сказками и начали работать в этом направлении.

Частично новый фольклор пересекается с новой историей, потому что в древности люди не особо отличали реальную жизнь от вымыслов. Поэтому реконструкция, скажем, средневекового быта невозможна без появления многих сказочных героев, от домовых, которые для крестьянина были реальнее мышей в доме, и заканчивая поклонением Солнцу и Луне, без которых невозможно представить календарь древнего человека.

Благодаря новому фольклору мы стали лучше понимать самих себя, личные и общественные проблемы, ведь все они появились не на пустом месте — они плоть и кровь наших суеверий, древних страхов и радостей. И если, например, художники и архитекторы получили массу новых символов, графических элементов для своих проектов, то авторы открыли для себя неисчерпаемый источник новых слов, семантических конструкций, образов и персонажей.

#вметамодерне

Фольклор
7714 интересуются