Давайте честно: если бы мне несколько лет назад сказали, что я буду писать о великой актрисе со слезами на глазах - рассмеялся бы. Но Гундарева - не просто артистка. Это явление.
Как мужик, далёкий от слёзных мелодрам, признаю: её героини били в самое нутро. Почему? Да потому что Наталья Георгиевна жила их болью. А уж боли этой в её судьбе хватало...
Детство: Девочка с Таганки, которая не верила в себя
Летом 1948 года в московской коммуналке родилась девочка, чьё имя позже узнает вся страна. Отец - инженер завода малолитражек, мать - проектировщица. Развод родителей, трудное материнство, подработка с 5-го класса: "Петельки на чулках - по 50 копеек за пару". Театр стал спасением: "Синяя птица" МХАТа очаровала её в пять лет, а к восьмому классу она уже играла мать в ТЮМе - рыжая, веснушчатая, "неидеальная".
Ирония судьбы: мечтала о балете, но отец отрезал: "В балет берут тощих!". После школы - чертёжное бюро и дорога в строительный институт. Спас друг Виктор Павлов: "Не губи талант! Подай в Щуку!". На экзаменах - розовое платье в цветочек и шквал смеха комиссии. Но когда она начала читать - зал онемел. Так "неформатная" девчонка покорила Щукинское училище.
Театр: От Эпизодов до "Хозяйки Красного Дома"
В Театре Маяковского её встретили прохладно. Андрей Гончаров, вспыльчивый режиссёр, поручал лишь крошечные роли. Всё изменилось в 1974-м: прима Татьяна Доронина заболела, и Гундареву ввели в спектакль "Банкрот". На репетиции - всего 10 дней! Результат? Триумф. По слухам, Доронина высмеяла её - Наталья дала пощёчину. Доронина ушла, а Гундарева стала новой королевой театра.
"Если я выкладываюсь на сто, рву жилы - почему другие могут халтурить?" - её кредо.
Коллеги звали её "Хозяйкой" - она влияла на репертуар, кадры, даже интерьеры. Верила в театр фанатично: когда Олег Табаков звал во МХАТ, ответила: "Не могу предать Гончарова. Он меня вырастил". Пик - роль Катерины в "Леди Макбет Мценского уезда". Спектакль шёл 13 лет, а Гончаров признавался: "В 1950-х я не поставил пьесу, потому что не было Гундаревой".
Кино: От "Случайной" Ани до Иконы Эпохи
Первую звездную роль ей подарил... случай. В "Сладкой женщине" должна была играть Людмила Чурсина (жена режиссёра!). Та отказалась в последний момент: "Это не моя героиня. Возьмите Гундареву!" Фетин сомневался: "У неё же только эпизоды!" Наталья и сама не верила в себя: "Вы меня видели? Я вам не подойду". Но пробы покорили всех. В 1977-м она - лучшая актриса года по опросу "Советского экрана".
Фильмы, ставшие культурным кодом:
- "Осенний марафон" (1979) - Нина, брошенная жена. Гундарева сама придумала её костюм и дописывала сценарий! Государственная премия - закономерность.
- "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) - Вера Голубева, "сваха" без личного счастья. Миллионы женщин плакали, когда её героиня обрела любовь.
- "Хозяйка детского дома" (1983) - директор приюта. После премьеры Гундареву завалили письмами: "Вы спасли моего ребёнка!".
Но были и риски: "Отпуск в сентябре" (1979) по пьесе Вампилова назвали "упадническим" и положили на полку до 1987 года.
Личная жизнь Натальи Гундаревой: Трагедии, поиски и позднее счастье
Первый брак: Жертва амбиций
В 1973 году 25-летняя Гундарева вышла замуж за режиссера Леонида Хейфеца (старшего на 14 лет). Их роман вспыхнул на съемках телеспектакля «Обрыв», где Хейфец, несмотря на брак, ради Натальи ушел от жены. Молодая семья получила квартиру, но быт быстро разрушил идиллию.
Хейфец видел супругу хранительницей очага, но Гундарева, погруженная в театр и кино, разрывалась между сценой и домом. Кульминацией стала трагедия: во время беременности Натальи муж потребовал сделать аборт, опасаясь, что ребенок помешает ее карьере (и его комфорту). Операция привела к бесплодию — рана, которую актриса замалчивала, но называла «главной болью жизни». К 1979 году брак распался.
Второй брак: Мираж на сцене
В 1979 году, играя в «Леди Макбет Мценского уезда», Гундарева увлеклась партнером Виктором Корешковым. Он бросил жену - актрису Наталью Хорохорину - ради Натальи, солгав о беременности Гундаревой.
Но брак продлился менее года: Корешков изменял, а Гундарева, узнав о лжи, не смогла простить подмену любви расчетом. Коллеги осуждали пару: Виктора - за цинизм, Наталью - за репутацию «разлучницы». Позже Хорохорина признавалась: «Гундарева страдала не меньше меня, но не могла остановиться».
Третий брак: Исцеление любовью
Михаил Филиппов стал спасением. Они познакомились в Театре Маяковского в 1970-х, но роман завязался лишь в 1985-м на гастролях в Перми. Филиппов, бывший муж дочери Андропова - Ирины, 17 лет жил в несчастливом браке: жена патологически ревновала, а тесть-генсек держал его «в клетке». После смерти Андропова (1984) Михаил ушел к Наталье. В 1986-м они поженились.
Их союз отличало:
- Доверие вместо ревности. Михаил писал в мемуарах: «Она вернула мне себя — ту девчонку с веснушками, которую я полюбил в ТЮМе».
- Творческая синергия. Вместе играли в спектаклях («Виктория?..», «Кошка на раскаленной крыше»), поддерживали друг друга в кино («Небеса обетованные»).
- Принятие боли. Филиппов знал о ее бесплодии, но говорил: «Мне достаточно твоих веснушек». Они мечтали усыновить ребенка, но не решились из-за нагрузок Гундаревой.
Книга «Наташа» (2007) Филиппова - пронзительное свидетельство их любви: туда вошли записки актрисы («Мишенька, купи хлеба!»), ее рисунки, стихи мужа.
«Приемная дочь»: Несостоявшееся материнство
В 40 лет у Гундаревой появилась Ирина Дегтева - поклонница, ставшая близким другом. Михаил иронично описывал это в книге: «Господь послал нам дочку. Не Снегурочку, а 30-летнего “человеческого детеныша” Ирку!». Ирина помогала по хозяйству, сопровождала Наталью на съемках, стала «эмоциональной дочерью» для пары. После смерти актрисы она поддерживала Филиппова.
Уход: Инсульт, 4 года Борьбы и "Метель" Свиридова
В июле 2001-го на гастролях случился инсульт. 10 дней в коме, месяцы реабилитации. Наталья училась ходить и говорить заново. Верила в возвращение... Но 15 мая 2005-го - повторный удар. В больнице Святителя Алексия её не стало.
На панихиде в Театре Маяковского яблоку негде было упасть. Хоронили под "Метель" Свиридова - её просьба.
__________________________
Гундарева не играла "русских женщин" - она была их воплощением: мощным, страстным, надломленным. Её героини выживали в "застое", любили безрассудно, плакали без стыда. А вы помните этот хрипловатый голос с улыбкой в конце фразы? Как она, смеясь, говорила: "Счастье надо выстрадать!".
Читайте еще на нашем канале:
Давайте хранить память о Великой. Подписывайтесь, если статья задела - лайк тоже приветствуется!