Он по-прежнему может похвастаться внешностью голливудского ковбоя, пусть и заматеревшего. Его голос и сейчас полон силы и блюзового чувства. И он по-прежнему носит клетчатые фланелевые рубашки, которые он когда-то привнёс в модный рок-гардероб. Джона — с юбилеем!
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Когда-то Джон Фогерти поставлял хиты на рынок практически конвейерным способом. Некоторое время Creedence Clearwater Revival были самой популярной группой в Америке, а после распада «Битлз» — и в мире. С 1968 по 1972 год они выпустили семь альбомов и целую череду бьющих без промаха хитовых синглов, включая «Bad Moon Rising», «Proud Mary» и «Who'll Stop the Rain».
«Криденс» были единственной группой, которая могла объединить хиппи, любителей кантри и высоколобых рок-критиков. И при этом попасть на миньоны фирмы «Мелодия», повлияв на целое поколение в СССР.
Резкий раскол группы в 1972 году ознаменовал начало десятилетий юридических баталий, личной вражды и творческого паралича. Судьба «Криденс» после распада оказалась настолько мучительной и запутанной, что о воссоединении не могло быть и речи, а Фогерти даже отдалился от собственных песен.
Он отказывался исполнять их целых 25 лет из-за болезненных ассоциаций. Если один из его старых хитов звучал по радио в машине (что наверняка случалось часто!), Фогерти его выключал.
В юности основатель Creedence Clearwater Revival не предполагал, что с ним произойдёт подобное: «Когда я начинал, то встречал так много рок-н-ролльных артистов из первой волны, которые были озлоблены. Мне было 22, и я думал: "Почему он такой злой?" Можно было бы подумать, что с хитовыми записями и успехом ты будешь счастлив. Но часто всё не так. На самом деле в шоу-бизнесе необычайно много людей, у которых дела идут не очень».
Истоки юношеских амбиций Джона Фогерти, поднятых им темы и тяги к стабильности тянутся к детству в калифорнийском пригороде Эль-Серрито. После развода с отцом-алкоголиком его мать в одиночку воспитывала пятерых мальчиков на зарплату учительницы. Спальня Джона находилась в подвале. Когда шёл сильный дождь, комнату затапливало, поэтому парню приходилось стелить на пол доски, чтобы добраться до кровати.
Фогерти впервые начал выступать со своим старшим братом Томом, басистом Стю Куком и барабанщиком Дугом Клиффордом в школьной группе The Blue Velvets, когда ему было всего 15. Молодые искатели славы подписали контракт с независимым лейблом из Сан-Франциско Fantasy Records, который переименовал группу в The Golliwogs.
Карьера группы прервалась в 1966 году, когда Джона Фогерти призвали в армейский резерв. Именно тогда он испытал творческое прозрение, открыв в себе дар сочинителя песен.
The Golliwogs стали Creedence Clearwater Revival, а Фогерти начал создавать репертуар буквально стахановскими методами. Для него музыка была мистическим даром — и стала смыслом существования: «Я был одержим. У нас не было ни издателя, ни менеджера, ни продюсера, мы были на самом крошечном лейбле в мире, поэтому нам приходилось добиваться всего с помощью музыки».
Джон Фогерти засиживался допоздна, когда жена и ребёнок ложились спать, смотрел в пустую стену и давал волю воображению: «Я был больше похож на автора книг, чем на песенника, потому что не мог издать ни звука. Думаю, я случайно открыл для себя форму трансцендентальной медитации».
В то время как Боб Дилан и The Band обращались к фолку и кантри как к противоядию от психоделии, Creedence восприняли рок-н-ролл как американу, под которую можно танцевать. Песни Фогерти были настолько точными и простыми, что их могла сыграть любая кабацкая группа, но они были сострадательны, обогащены моралью, классовым гневом и чувством протеста.
Джон Фогерти был для «Криденс» не только единственным автором песен, но и продюсером и менеджером. По меркам того времени он был строгим пуританином: следил за дисциплиной в группе, отказывался от любых стимуляторов (по крайней мере, во время записи и концертов). The Grateful Dead и Jefferson Airplane утверждали, что не стремятся к успеху. Фогерти не стеснялся амбициозности и был готов покорять вершины.
Он до сих пор винит The Grateful Dead в том, что они испортили выступление «Криденс» на фестивале в Вудстоке в 1969 году: «Они усыпили полмиллиона человек, и мне пришлось выходить и будить их!»
Невероятная плодовитость Джона Фогерти вывела Creedence в ранг звёзд первой величины, одновременно разрушая его личные отношения. Песня «Wrote a Song for Everyone» с её строкой «Но я даже не мог поговорить с тобой» была написана по следам ссоры музыканта с его первой женой, которой надоело вечное отсутствие мужа.
Тем временем товарищи по группе начали возмущаться деспотичным контролем со стороны Фогерти, а он сам во что бы то ни стало решил сбежать от обременительных условий контракта.
Том Фогерти ушёл в 1971 году, оставшееся трио распалось в следующем году. Всего за пять лет они добились большего, чем могли себе представить, а потом всё рухнуло в одночасье. Джону было всего 27 лет, вся жизнь впереди...
Фогерти понял, что не сможет создать гору материала, требуемого по контракту, и обеспечил себе свободу, отказавшись от права собственности на свои песни. Владелец Fantasy Records Сол Зэнц использовал огромные «криденсовские» гонорары, чтобы начать вторую карьеру в качестве голливудского магната. Юридическая склока достигла абсурдной кульминации в 1986 году, когда лейбл Fantasy подал в суд на Фогерти за плагиат его же собственного хита.
Почти сразу после распада группы Джон понял, что песни больше не текут, как вода из крана. Он не знал, откуда они берутся и куда они делись. Несмотря на наличие пары сольных хитов «Rockin' All Over the World» (1975) и «Centerfield» (1985), Фогерти надолго ушёл в затворники, не записываясь и не гастролируя.
Джон Фогерти не мог смириться с тем, что Клиффорд и Кук продолжают исполнять его хиты под названием Creedence Clearwater Revisited. Его задевало, как один за другим нарушаются твёрдые принципы, в соответствии с которыми он руководил группой: никаких сборников, никаких концертных альбомов.
Разлад с братом продолжался вплоть до смерти Тома в 1990 году. На похоронах Джон сказал: «Мы хотели вырасти и стать музыкантами. Думаю, половины целей мы достигли, став звёздами рок-н-ролла. Но не факт, что мы выросли».
Лишь в 1997 году Фогерти снова начал играть материал Creedence и регулярно выпускать сольные альбомы. Он воссоединился с песнями, которые долго казались ему чужими. И хотя со временем справился с чувством горечи, подавленный гнев ещё вырывается наружу.
В день своего рождения в 2013 году Джон Фогерти выпустил альбом «Wrote a Song for Everyone», в котором переосмыслил свои хиты с помощью таких музыкантов, как Foo Fighters, Кид Рок, My Morning Jacket, Том Морелло и другие. Песни «Криденс» легко шагнули из эпохи в эпоху, не растеряв драйва.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!