Это случилось в Мехико и во всем виноваты конквистадоры, которые стали развивать город на месте озера в закрытой котловине. До прихода испанцев местное население органично использовало природные особенности местности для сельского хозяйства и рыбной ловли.
Белая звезда на карте отмечает сегодняшний центр города Мехико (старый Теночтитлан) на западном берегу большого озера Тескоко. Чёрная линия представляет дамбу, которая разделяла соленую воду северо-западных озер и пресную воду южных озер.
В течение трех веков испанцы строили каналы и дамбы для осушения озера. И, как видно на следующем скриншоте из Гугл карт, успешно осушили.
В 1894 году для отвода хозяйственно-бытовых и ливневых стоков из города Мехико был построен Гран канал (Gran Canal) диаметром 6.5 м и длиной 50 км, который работал в самотёчном режиме за счет уклона из города. Производительность канала составляла 82 куб. м. /сек.
В начале 20-го столетия земля под городом стала сильно проседать. Уклон уменьшился. Пропускная способность коллектора снизилась.
1992 год. Дальнейшее понижение земли под городом с изменением уклона местности в противоположную сторону вызвало необходимость использования насосов для перекачки стоков из города. За последние 100 лет поверхность земли города опустилась на 12 метров.
В настоящее время, несмотря на свой возраст, Гран канал продолжает выкачивать стоки из города при помощи насосов с расходом 42 куб. м./сек (3,6 млн. куб. м./сутки).
Для решения проблемы наводнений в Мехико в 2019 году был построен Túnel Emisor Oriente (TEO) (Восточный отводящий тоннель) проектной мощностью 150 куб. м./сек (13 млн. куб. м./сутки) и длиной 62,1 км, который вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный подземный канализационный тоннель в мире. Об этом статья автора здесь: https://dzen.ru/a/aDrX8YDohHvA4pac .
Но уже в 2021 году в Мехико случилось следующее наводнение. По оценкам построенный Восточный отводящий тоннель смог пропустить 135 куб. м/сек при проектной мощности 150.
КОНЕЦ СТАТЬИ О ПРЕВРАЩЕНИИ САМОТЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА В НАПОРНЫЙ