С самого начала первого фильма Шрек представлен в качестве существа, живущего в изоляции, в болотной хижине .Его образ — архетипически маргинален. Он выступает как онтологическая инаковость, то есть бытие, существующее вне нормативных границ человеческого. Согласно Ж.П. Сартру, бытие-в-себе — это замкнутая, самодостаточная форма существования, лишённая рефлексии. Именно в таком режиме Шрек пребывает до начала основного действия фильма. Сцена изгнания волшебных существ на его болото маркирует начало онтологического кризиса: граница между его замкнутым бытием и социумом начинает размываться. Это событие становится импульсом к трансцендированию болота — метафизическому акту выхода за пределы себя. Шрек отправляется к Фаркуаду, вступая на путь субъективации: он начинает действовать не по инстинкту, а из выбора. Таким образом, его бытие приобретает черты бытия-для-себя. Экзистенциальная кульминация приходится на момент признания любви к Фионе. Это акт бытия-для-другого, характеризующ